Вверх
Мнение, Ксения Литвиненко:

Виноват ли интернет в повальной безграмотности?

Добавлено 04.08.2015 4986 1

Сейчас принято сокрушаться по поводу состояния языковой грамотности общества, горевать над довольно плачевными результатами ЦТ или ЕГЭ. Виновник такого положения дел находится сразу, и имя ему — интернет. Как доказательство приводятся статусы и комментарии в социальных сетях, материалы с новостных сайтов. Например, «Не пуха не пера», «Приглашаем поситить новый слон красоты по адресу...».




Да, красноречивее некуда, однако возникает вопрос: неужели в прекрасном прошлом, когда деревья были выше, а трава зеленее, прямо-таки все-все писали без ошибок? Откуда тогда каноничные примеры из школьных сочинений, фееричные милицейские протоколы, заявления и объяснительные с адской орфографией?


Тем же, кто любит взгрустнуть по еще более далеким дореволюционным временам, мол, там-то уж точно все были знатоками языка, будет полезным почитать некоторые примеры уличной рекламы тех лет: «Рещик печатей», «Здесь бреют и крофь а творяют». Им вообще будет полезным почитать. Допустим, про чеховских гимназистов и фонвизинских недорослей.


Да, в советские годы на рекламе или афише ошибки встречались редко. А всё потому, что любая печатная продукция проходила через редактуру и корректуру. Так что это не показатель грамотности 99,9 процента населения, скорее — показатель отношения к напечатанному слову.




В те годы любой мысли (письму в газету, стихотворению, лозунгу для плаката, рекламе отечественного продукта), чтобы стать печатной и дойти до читателя, нужно было пройти множество стадий, на некоторых она подвергалась исправлению и шлифовке, в том числе в вопросах орфографии и пунктуации. Интернет же открыл перед пользователями возможность без всех этих стадий просто и быстро донести до окружающих свое мнение, замечание, поделиться своим творчеством. Так что Всемирная паутина — это не причина, это — всего лишь зеркало.


Если же разбираться в причинах, то одной здесь быть не может.


Грамотность формируется в детском возрасте, стараться что-то исправить потом — сизифов труд. Поэтому важно, какое качество у текстов, которые видит ребенок, и у устной речи, которую он слышит. А видит ребенок рекламу, материалы на новостных порталах, посты в соцсетях и всё реже заглядывает в книги и тем более в газеты.




Сегодня для небольших рекламных агентств свой корректор — это лишняя трата денег. Поэтому они не заморачиваются и рекламу печатают так, как заказал клиент. Та же ситуация с прочей полиграфической продукцией и даже с некоторыми новостными порталами. За языковой грамотностью своего контента, как правило, следят крупные и серьезные сайты, но они редко интересны молодежи.


Об устной речи тоже можно сказать много нелестного. И я не о повседневных контактах. Так, в последние годы заметно ухудшилось качество речи ведущих новостных и авторских программ на телевидении, поп-исполнителей, публичных личностей.




А еще дети просто не знают, для чего им нужна грамотность. Для них язык — это лишь предмет в школе, пара часов в неделю. Да и результаты ЦТ, где можно наугад набрать минимальный для поступления балл, оказываются важнее отметки за выпускное изложение, где школьник показывает свои реальные знания по языку.







Причины кроются и в излишней вере в технологии. Текстовый редактор Word всё подчеркнет! Ну-ну. Орфографические ошибки он исправит, пунктуационные — уже не факт, а если дело касается грамматики или синтаксиса, он практически бесполезен.







Еще одна причина, мне кажется, кроется в нетерпимости к чужим ошибкам грамотных людей. Они постоянно поправляют, одергивают, высмеивают — в общем, только критикуют и никакой любви к языку, ясное дело, вызвать не могут. В интернете есть целые сообщества для таких. Многие пользователи Сети их люто ненавидят, ведь некоторые члены сообществ не просто указывают на ошибки в постах и комментариях, но еще и довольно жестко глумятся над ними. Конечно, нельзя бороться с неграмотностью не указывая на ошибки, но не в такой же манере это делать!


Какую любовь можно вызвать к языку, если в интернет-спорах, когда заканчиваются аргументы, начинают цепляться к правописанию. Выходит, что позиция оппонента неверная лишь потому, что он допустил орфографические ошибки в ее изложении. Таким поборникам чистоты русского языка хочется напомнить: хорошим человека делает отнюдь не грамотность.


Что касается самого интернета, так в нем есть масса полезного для тех, кто интересуется филологией. Многие популярные интернет-персоны (обзорщики фильмов, игр, блогеры и т. д.) очень трепетно относятся к языку, и их посты и статьи отличаются блестящим стилем и высоким уровнем грамотности.


Когда умерла одна из преподавательниц школы, где я работала, ученики оставляли комментарии с соболезнованиями в группе соцсети «ВКонтакте». Даже двоечники, у которых с языком совсем была беда, не допустили ошибок.


Поэтому в завершение перефразирую Линкольна. Интернет можно сравнить с тенью, которую отбрасывает общество-дерево. И заботиться нужно вовсе не о тени.

Фото из интернета
0 Обсуждение Комментировать
dim 12/08/2015 13:48
современным родителям ничего не надо, им и так хорошо.
раньше быть двоечником - это был позор, для семьи в первую очередь. двоечников разбирали на родительских собраниях, их как-то пытались вытянуть, взять на поруки, с ним занимались отличники, а какой стыд был когда не принимали в пионеры... но главное - пытались и родителей взять в оборот. сейчас  быть тупым - это чуть ли не предмет гордости родителей. работаю недалеко от одного из средне-специальных учебных учреждений, езжу на автобусе с учащимися, невольно слушаю разговоры... такое чувство, что рядом не колледж, а школа для умственно отсталых.
причина в том, что современный белорус живет по принципу - мне все должны: "я знаю свае правы", "сячас напяшу жалабу и ты работаць тут ня будеш", "где начальник, сячас схажу к няму и  ты сама мне всё сделаеш". а про свои обязанности никто как-то и не знает или знать не хочет. а это страшно. родители воспитывают своих чад в таком же русле - пошли ты эту училку, у тебя есть права, тебе все должны, если она будет ставить двойки я с ней разберусь. а у учителей нет рычагов воздействия, потому что в случае чего такие мамаши/папаши завалят жалобами отделы образования, исполкомы и прочие кгк с прокуратурами. и тогда учителю не поздоровится.
беларусь - это не та страна где комфортно жить прежде всего из-за затюканных и озлобленных людей, готовых перегрызть друг другу глотку в любом месте и в любое время: в очереди в кассу магазина(кассиру, всем тем кто "задерживает" очередь), в автобусе (кондуктору который я кобы не так прошла мимо, стоящему рядом пассажиру который не так стоит),  на почте(см. выше и "почтальонше" которая "копается два часа с одной бумажкой"), знакомо не правда ли? для  современного белоруса нет никаких авторитетов, никакого взаимоуважения: в автобусе процент уступаемых женщинам/старикам/беременным мест  50/50 в лучшем случае, а какое отношение к милиции (вспомните провокаторов с регистраторами) и недавний случай про "омон набросился на мужчину на костылях" на нудистском пляже, а какое отношение у нас к официантам, продавцам и т.п. - "ты обслуга", "ты никто", "я тебе деньги плачу ". так вот на загнивающем западе за такое  обращение, скажем к официанту, он вполне может или съездить по морде клиенту или вызвать полицию, ну и само собой подчинение полиции беспрекословное в противном случае есть десятки статей за неподчинение, невыполнение и оскорбление.
и на последок показательный случай - велодорожка на сельмаше. сначала местные знатоки выли какие дорожки узкие и как неудобно они расположены,  "забрали у людей тротуар" и т.п. так вот,  милости просим в вильнюс - ознакомьтесь с расположением дорожек в европейской столице - тротуар шириной метра 2 разделен на 2 половины и никто не возмущается. люди спокойно идут по своей половине. у нас же люди прут по дорожкам как бараны, на замечания велосипедистов слышится такой отборный мат и хамство, что на деревьях листья вянут. в европейских городах несколько раз был свидетелем, как велосипедисты сбивали людей на велодорожках, поднимались и, даже не спросив как дела у сбитого, спокойно ехали дальше, сбытые кое-как поднимались и уходили с велодорожки. почему так происходило объяснять смысла нет.
ps все приведенные в кавычках словосочетания - это цитаты, слышанные лично.
pps всем тем кто скажет, что-то типа начни с себя, хам, зная меня по комментам, возражу - в жизни я душка.
Цитировать
Ксения Литвиненко