Вверх


Культурный выходной: дальше в лес

1780 0 09:33 / 17.09.2012
Белорусские и литовские художники пустили корни в Гомеле.

Речь идет об открывшейся в картинной галерее Гавриила Ващенко совместной белорусско-литовской выставке «Saknys/Корни/Roots».

Около четырех десятков работ живописцев из двух стран объединены довольно неожиданной темой. Ключевое слово для подбора картин — лес. Но это не значит, что экспозиция объединила сплошные пейзажи в духе Шишкина. Ничего подобного. Напротив, классического лесного пейзажа здесь по сути нет ни одного. Никаких реалистично изображенных сосновых боров с дорожками солнечного света. Допустим, есть пейзаж гомельского художника Александра Костюченко, но он видит природу по-своему. Например, для его работ характерно смелое использование розового цвета, такого, как у мелков, которыми дети рисуют на асфальте. Из-за этого его леса — не сумрачные и не густые, а добрые и полуволшебные, и живут там не мишки, а, как я подозреваю, феи.

Или вот работа его брата Василия. Совершенно потрясающая, я перед ней полчаса простояла, рассматривая. Сложно было оторваться. Издалека вроде лес как лес, немножко даже обыденный, нечто скучное и бело-коричневое. С зубрами, конечно (как потом оказалось, работа написана на пленэре в Беловежской Пуще, а потом доведена до ума в студии). Подходишь ближе — чудеса. Изнутри прямо светится. Снег — теплый. Похож на падающие в бору при ярком освещении золотинки. На стволах деревьев — стилизованные под выцарапанные на заборе слова. И складываются они в известные строки белорусских поэтов. И риторические вопросы вроде «І што мне рабіць?».

Картина «Запах лета» написана литовским художником. Ядовито-зеленое полотно в форме зигзага. Передает, вероятно, лесной аромат. Работа, находящаяся в центре внимания, — напротив входа в выставочный зал — замшелый ствол векового дерева с любовно выписанной корой, сучками и прочими задоринками.

Есть рыцарь, бряцающий доспехами. По словам куратора проекта, директора минской художественной галереи Леонида Щемелева Татьяны Бембель, без него не обошлись, чтобы напомнить об общем историческом прошлом Беларуси и Литвы, в том числе и боевом.

— Всегда хотелось организовать выставку, посвященную лесу, — говорит она. — Работаем в Вильнюсе с крупными галереями, и, когда возникла идея совместного экспозиционного проекта, подумала: через искусство мы должны показать что-то такое, что остается в обеих наших странах всегда, независимо от обстоятельств, что-то, что всегда формировало душу и белоруса, и литовца. Идея с лесом пришла сама собой. Общие корни двух соседних народов следует поискать там, в чащах и пущах, под вековыми кронами дубов и сосен, а не только в истории, в тех ее периодах, когда наши земли объединяла общая государственность. В конце концов, границы — достаточно условная вещь, просто линия на карте.

Конечно, пейзажей было мало для серьезного, углубленного раскрытия темы.
Конечно, мало. Лес — это еще и своеобразный архетип для наших народов. Неслучайно действие многих фольклорных сказаний происходит именно в лесу. Мифологическая тема с духами леса тоже присутствует в экс­позиции. Есть и бревенчатые избы — тоже лес. И абстрактные работы, на которые так и тянет навесить ярлык «концепт», — тоже лес. Они, видимо, изображают настроение от лесных прогулок.

«Так сложилось, что в белорусской живописи и графике тема леса ассоциируется прежде всего с пейзажем в традициях реалистической школы, восходящей к русской школе классической живописи. Однако в Вильнюсе, где в июле этого года стартовал проект „Корни“, этот стереотип восприятия был преодолен присутствием абстрактных работ, а также произведений, затрагивающих тему мифологии Леса, ее мистические аспекты», — говорится в экспликации.

И Татьяна Бембель, и директор галереи Гавриила Ващенко Людмила Шимбалева отметили, что дополнительный интерес у гомельчан, неравнодушных к искусству, выставка должна вызвать прежде всего тем, что это возможность нормально познакомиться с современным литовским искусством. После распада СССР культурные связи между странами бывшего Союза ослабли, и даже белорусские художники мало знают, что делают их литовские коллеги. Что уж говорить об обычных людях. Теперь вот можно увидеть полноценный срез литовского искусства — впервые в таком количестве, которое позволяет сделать выводы о модной ныне там художественной манере. А в моде там концептуальная живопись. Еще в советские времена смело экспериментировавшие с цветом литовцы теперь и вовсе возвели яркий цвет в абсолют.

Традиционная, классическая школа представлена на выставке в виде графических работ. А все «цветные» картины концептуальны донельзя.

Кстати, приятно, что наконец в Гомеле можно видеть такое искусство. Я имею в виду даже не сами работы, а идею, позволившую их объединить. Если первая ласточка таких проектов — экспозиция современного искусства во Дворце Румянцевых и Паскевичей в Ночь музеев — основывалась прежде всего на инсталляциях, то это полноценная живописная выставка. Но концептуальная безусловно. Помню, когда в прошлом году в галерее Ващенко презентовали проект «Арткуратор», вещи, о которых рассказывали кураторы немецких галерей, удивляли, и, казалось, в Гомеле такое невозможно увидеть в принципе — из-за приверженности к академической живописи. Но, оказывается, можно и смелые артпроекты ко Дню города открывать. Приятно.

— Интересна, конечно, разница в живописных манерах и тематике работ белорусов и литовцев, — говорит гомельский художник Геннадий Федотов, чья картина тоже представлена в экспозиции. — Впечатления от выставки в основном связаны с этим. Действительно, нечасто у нас можно увидеть такое искусство. В Беларуси традиционно сильна классическая школа. Просто потому, что она здесь сохранилась. У прибалтов свои примечательные вещи. От классических традиций они отошли и занимаются...

— Вашим нелюбимым концептом.

— Нельзя сказать, что он прямо уж нелюбимый. Проблема в том, что концептуальное искусство должно обладать мыслью какой-то. Набросать цветных пятен на холст может абсолютно любой человек, у которого есть чувство вкуса и цвета. Но мне на это смотреть будет неинтересно. А вот если художник мысль в каждое свое произведение пытается вложить, то любое его действие из простого сотрясания воздуха становится методом и тогда мне это любопытно. Потому что понимаю, что человек делает то же, что и я, только другими средствами.

К сожалению, и в Беларуси сейчас концептуальное искусство становится фишкой или, можно даже сказать, идеей фикс — люди красят огромные холсты цветными пятнами только потому, что им хочется быть в струе современного европейского искусства. Вот этого я не люблю действительно. А литовцы пришли к концепту уже очень давно, пусть не все работы удачны и с мыслью на этой выставке, но такие есть, и посмотреть на них — полезно. Как и многим литовским художникам полезно увидеть наши картины. Потому что у них хоть и есть идея в работах, но зачастую не хватает банального владения ремеслом, чтобы она прозвучала.

В общем, увидеть воочию всё, о чем я говорю, стоит. Выставка получилась удачной, и я очень рад, что сейчас начинается такое своеобразное движение по взаимообогащению живописных школ. Вдруг из этих «Корней» вырастет что-нибудь удивительно хорошее?

Фотографии:



























Фото Олега Белоусова
0 Обсуждение Комментировать