Вверх


О заложниках судьбы... и басмачах

924 0 14:38 / 02.09.2009


Каждый из нас хотя бы однажды в своей жизни пользовался железнодорожным транспортом. Человек несведущий наверняка думает, что на железной дороге по большому счету — тишь да благодать: пассажиры под мерное отстукивание колес дремлют, распивают чаи, беседуют о жизни. И мало кто знает, что обеспечивает это спокойствие, помимо сотрудников железной дороги, специальная служба — транспортная милиция. Если ГАИ следит за порядком на автомобильных дорогах, то ОВД на транспорте держит в поле своего зрения железную дорогу. Вокзал, перроны, поезда — все это в компетенции ОВД на транспорте. В его же ведении находится и аэропорт.

Что касается нашей области, то базовое подразделение этой службы находится в Гомеле, плюс еще два подразделения там, где имеются крупные железнодорожные узлы — в Жлобине и Калинковичах.
Из специфичных преступлений сотрудники правоохранительных органов выделяют хищения грузов, которые перевозятся железнодорожным транспортом. В нашей газете время от времени сообщаются новости такого плана: к примеру, специализированные группы похищали топливо из железнодорожных цистерн на Калинковичском направлении. Этим занимались люди, владеющие спецификой работы на железной дороге, знакомые с системой охраны железнодорожных путей. В милиции их прозвали “басмачами” из-за методов, которые они применяли: используя различные способы, останавливали поезд. Некоторые составы были огромными, иногда до километра длиной, на их осмотр требовалось время. Действовали “басмачи” в темное время суток, и пока машинист занимался своим делом, они взбирались на цистерну, приподнимали люки, забрасывали туда шланги и выкачивали топливо. Продать его не составляло особого труда. Всегда ведь есть люди, которые поведутся на дешевый продукт, не интересуясь, откуда он появился.
В транспортной милиции рассказали и про случай, когда машинист маневрового тепловоза загонял его под мост на подъездных путях, выключал все осветительные приборы, одним словом маскировался, и сливал топливо. Нужно ли говорить о том, что это уголовно наказуемое деяние? Любой здравомыслящий человек должен понимать, что если сумма похищенного приличная, то административным штрафом уже не отделаешься.
Такого рода преступления носят стихийный характер, предугадать их практически невозможно. Не каждый может с ходу понять специфику движения поезда и по-быстрому решиться на преступление на этом виде транспорта. Милиционеры говорят, что, как правило, кто-то из членов таких групп связан с железной дорогой: или близкие там работают, или сам злоумышленник когда-то работал. Вот еще один пример. Группа, сопровождающая груз, в обязанности которой входило обеспечение его безопасности, совершала разукомплектование сельхозтехники: похищали аккумуляторы, различные инструменты, которые входили в набор. Достаточно большое количество эпизодов преступной деятельности группы было доказано транспортной милицией. Все это примеры преступлений против государственной собственности.
Есть и преступления в отношении пассажиров поездов. Самые распространенные из них, разумеется, кражи. И, конечно же, чаще всего мобильных телефонов. И, как правило, по вине самих же пассажиров, вернее, из-за их беспечности. Некоторые граждане буквально провоцируют своих попутчиков на преступления: ну грех не взять мобильник, кошелек или сумочку, лежащие без присмотра в купе. Поймать вора в таких ситуациях непросто: прихватил, что ему нужно, и сошел на первой же станции. И ищи потом ветра в поле. Специфичность раскрытия таких преступлений в том, что все его участники — транзитные пассажиры: и сама жертва, и свидетели, и вор.
В поле зрения транспортной милиции — и футбольные фанаты. Во время знаковых матчей они ездят на поездах в разные города. Ведут себя оживленно, чем создают определенные неудобства для других пассажиров. Их эмоциональность раздражает пожилых людей, которые начинают делать фанатам замечания. Все это выливается в конфликт. Всегда такого рода поезда сопровождают сотрудники милиции. Также они сопровождают и пригородные дизели, где вероятность конфликтных ситуаций достаточно высока. Помимо этого сотрудники ОВД на транспорте следят, чтобы в поездах не перевозили запрещенную продукцию: алкоголь, наркотики, сигареты. В этом плане взаимодействуют с госконтролем и налоговой службой.
Не лишним будет напомнить и о том, что в поездах ездят гастролеры-мошенники. Не стоит с первым встречным распивать коньячок в прикуску с разговорами “за жизнь”. Недавний пример. Женщина перевозила крупную сумму денег и показала свои сбережения попутчикам — отцу и дочери. Это абсолютно обычные люди, даже без криминального прошлого, но деньги, тем не менее, украли. Наверное, соблазн был слишком велик — много денег и пренебрежительное отношение к ним их владелицы.
Милиционеры ходят в школы, чтобы рассказывать детям о том, во что могут вылиться детские “шалости”. В детстве все ведь интересно, и посмотреть, что будет из железки, если по ней поезд проедет, и если попасть камешком в светофор на переезде. Несмышленыши не понимают еще, что поезд может сойти с рельсов и пострадают люди. Есть и взрослые, которые для личных целей разбирают на части светофоры, выкручивают лампочки и светодиоды. А то, что машинисту сложно будет сориентироваться — разрешен ли ему путь, им наплевать, как и на то, что в таких случаях возможно столкновение поездов. Надо ли говорить, что задержка поезда — это колоссальные финансовые убытки, не говоря уже о дискомфорте, которые при этом испытывают пассажиры.
Наши вокзалы работают в круглосуточном режиме. Возможно, вам приходилось видеть, как сотрудники транспортной милиции будят спящих. Не потому, что спать на вокзале запрещено, — спите, пожалуйста, если ваш багаж в камере хранения или кто-то из ваших друзей в это время бодрствует. На вокзал приходят погреться бомжи, алкоголики и другие асоциальные элементы. А спящий человек — легкая нажива для вора. Недавно на вокзале в Гомеле обокрали граждан Германии, которые оставили без присмотра свою сумку. Преступление раскрыто, преступник задержан. Иностранцам пришлось задержаться, потому что документы были украдены, нужно было связываться с посольством.
В книге замечаний и предложений ОВД на транспорте более 20 благодарностей. Иные даже не за раскрытие преступлений, а за то, что пассажиру вернули вещи, которые он забыл в поезде. Недавно, к примеру, пересылали оставленную в вагоне барсетку в Барановичи.
Транспортная милиция плотно контактирует с погранслужбой, со всеми территориальными органами внутренних дел, где проходит железная дорога. Они помогают задерживать преступников и тех, кто находится в розыске, разрабатывая при этом с российскими и украинскими коллегами план совместных действий. К слову, до сих пор используется внутренняя железнодорожная связь, оставшаяся еще с советских времен, которая охватывает территорию всего бывшего Советского Союза.


 


В 2008 году на Белорусской железной дороге произошло около 200 инцидентов, из них 130 — со смертельным исходом. Когда в таких случаях говорят о жертвах, погибших под колесами поездов, хочется напомнить, что заложниками таких ситуаций становятся машинисты локомотивов.




Подполковник милиции Андрей Кравченко, заместитель начальника отдела внутренних дел на транспорте:
— На этой неделе в 5 утра в Гомеле на путях было обнаружено тело молодого человека, которого переехал поезд. Картина жуткая — ампутированы обе ноги. В данный момент проводится расследование причин его гибели. Очень много людей теряют жизнь при несоблюдении самых элементарных правил безопасности. Проводится разбирательство и по факту гибели проводницы, которая выбросилась из поезда дальнего следования на участке Буда-Кошелево — Гомель. К слову, это проблемный участок. В прошлом году на нем было 8 фактов непроизводственного травматизма, из которых большее количество со смертельным исходом. Мы пригласили священника православной церкви, который освятил этот участок дороги. После чего целый год никаких происшествий там не было. И вот новая трагедия…
Не менее страшно, когда подвергает свою жизнь опасности человек, переходящий пути в неположенном для этого месте. Может всякое случиться, при переводе стрелок может зажать ногу рельсами и ты уже заложник судьбы — локомотиву остановиться не так уж и просто. Тормозной путь у него до километра. Я беседовал с машинистами, они говорят: “Да, я вижу его, подаю звуковые сигналы, применяю экстренное торможение, но извините, это ведь не автомобиль, на котором можно сманеврировать и объехать…” Понимаете? Он все предпринял, но предотвратить наезд на человека не смог.
Нас очень беспокоит статистика несчастных случаев, которые происходят на железной дороге. Приведу несколько цифр по области, над которыми стоит задуматься. Временной отрезок — 7 месяцев прошлого года и 7 месяцев нынешнего. Всего несчастных случаев без ДТП в 2008 году — 22, в этом — 15, из которых 10 погибших в 2008 и 8 — в 2009 году. Если проанализировать эти факты, то наибольшее количество их приходится на пятницу, выходные и праздничные дни.



Алексей Чистов, врач-психотерапевт центральной поликлиники Гомельского отделения Белорусской железной дороги:
— Как я люблю говорить: про Анну Каренину написана целая книга, а про машиниста паровоза, под который бросилась Анна Каренина, наверняка написана целая история болезни.
Что происходит с работниками локомотивных бригад в этом случае? У них развивается целый комплекс расстройств, которые на языке современной психиатрии носят название посттравматического стрессового расстройства, а журналисты окрестили его “корейским” или “афганским” синдромом. Это расстройство возникает у перенесших стрессовое событие, выходящее за рамки обыденного человеческого опыта (например, разбойное нападение, изнасилование или ситуацию, в которой пациент стал свидетелем убийства или сам совершил убийство по неосторожности). Его проявления — различные нарушения сна, тревога, депрессия, навязчивые “наплывы” зрительных воспоминаний с картинами произошедшего. Очень часто
из-за перенесенного стресса у таких пациентов появляются или обостряются такие заболевания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца.
Из-за страха перед психиатрами и психотерапевтами редко кто из них обращается за квалифицированной медицинской помощью, а в данном случае основным методом лечения этого расстройства является психотерапия.
Насколько актуальна тема постстрессовых расстройств, можно судить по статистике. По данным европейских исследований, до 80% машинистов локомотивов и машинистов метро в течение 3-х месяцев после наезда на человека испытывают те или иные признаки посттравматического стрессового расстройства, а у 60% в течение месяца после страшного события развивается полная клиническая картина этого расстройства. У 42% в течение полугода обостряются или впервые проявляются соматические заболевания. По данным моих исследований, в Беларуси картина примерно соответствует европейской статистике.


0 Обсуждение Комментировать