Вверх


Фасады не терпят фривольности

2762 0 10:28 / 15.09.2011
Кто определяет цветовую палитру зданий, есть ли разница в подходе  к ремонту фасада типовой бетонной коробки и уникального памятника архитектуры? За ответами на эти и другие вопросы корреспондент “ГП” отправилась к главному художнику управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Леониду МЕЛЬНИКОВУ.



 

— Деревянные заборы, опоясывающие здания на время ремонта, защитные фасадные сетки, за которыми прячутся строительные леса, в последнее время стали привычными для гомельчан. Если десять лет назад в центре города обновлялись фасады примерно 5 — 7 домов за год, то сейчас, похоже, счет идет на десятки?

— В центре нашего города 164 каменных строения городской архитектуры ХІХ — ХХ веков внесены в список историко-культурного наследия Беларуси. Многие из них проектировал талантливый архитектор Станислав Шабуневский, и мы просто обязаны сохранить это наследие. И за последние три года в этом плане сделано немало. Если сравнивать с обозначенным вами периодом, то процент покраски зданий тогда был незначительным. В прошлом году отреставрированы все дома по улице Трудовой: оштукатурены, покрашены, кровли заменены, убрано все лишнее с главных и боковых фасадов. Пройдитесь по центральным улицам города Советской, Интернациональной, Победы и по проспекту Ленина. И не найдете ни одного дома, включенного в список историко-культурного наследия, который остался бы необновленным. Здесь также проведены серьезные ремонтные и реставрационные работы.

— Это, наверное, дорогое удовольствие?

— Не из дешевых. Делается это на средства, выделенные из городского бюджета, а также при финансовой поддержке спонсоров. В этом году на ремонт 8 фасадов и 5 кровель по проспекту Ленина и улице Советской, я имею в виду здания, являющиеся памятниками архитектуры, было потрачено 6 миллиардов белорусских рублей. Это спонсорские средства предприятий и организаций Гомеля. На бюджетные деньги в размере 4 миллиардов 470 миллионов белорусских рублей были приведены в порядок 112 фасадов жилых домов.

— Если не ошибаюсь, в сентябре прошлого года на архитектурно-градостроительном совете было принято решение о том, что главным и боковым фасадам центральных магистралей города следует вернуть первоначальный архитектурный облик. В связи с этим в редакцию время от времени поступают звонки от жителей таких домов. Они не могут смириться с тем, что вынуждены распрощаться с кондиционерами, спутниковыми тарелками и застекленными балконами...

— Да, решение такое было принято. Подобных обращений и у меня бывает в неделю от двух до десяти. Даю на них обстоятельные ответы, но некоторых они не устраивают и письма идут в другие структуры. С одной стороны, прекрасно понимаю, ведь все эти вещи улучшают условия проживания. Но с другой, фасады, выдержанные в строгом классическом стиле, не терпят фривольного к себе отношения. Ведь любые самовольные вмешательства портят архитектурные характеристики отдельного здания и облика города в целом.

— На ваш взгляд, это тупиковая ситуация?

— Ну почему? Есть различные способы решения проблем. Например, кондиционеры можно на балконах и лоджиях устанавливать, спутниковые антенны делать коллективными на крыше или дворовой территории и так далее. Что касается балконов, то в начале 50-х и даже в 60-х годах прошлого века они не были застеклены. Мода на это пошла от спальных районов, хрущевок. Ведь когда проектировались эти здания, архитектором и в голову не приходило, что кому-то вздумается сушить там белье, хранить раскладушки и лыжи. Многие балконы выполнены так, что технически их невозможно остеклить. Предполагалось, что человек может выйти подышать свежим воздухом или покурить. Но наши люди, как известно, находчивые: умудряются даже такие балконы превращать в кладовые. Хотя не все так безнадежно, со многими жильцами исторической части города мы приходим к общему согласию. К тому же есть управление по охране историко-культурных ценностей и реставрации Министерства культуры, которое строго следит за сохранностью памятников архитектуры. Такая же задача возложена и на комиссию по проверке объектов историко-культурного наследия Гомельского горисполкома, которая уже два года работает под эгидой городского отдела культуры.



— Кто определяет, в какой цвет следует покрасить то или иное здание?

— Цвет дома уже заложен на стадии проектирования. Более того, в управлении по охране историко-культурных ценностей и реставрации памятников, о котором я говорил, есть проектная группа. Она производит анализ самых первых слоев, которыми было покрашено здание, допустим, в 1911 году. Делается это с целью придать дому тот самый вид, который был изначально запроектирован архитектором. Какого-то единого концептуального цветового решения в архитектуре на рубеже ХIX — XX веков не было. Как правило, брались за основу цветовые решения Петербурга, Москвы. Гомельские архитекторы, в том числе и Шабуневский, не были исключением. Обратите внимание на то, как покрашен сейчас фасад корпуса БелГУТа, — точно так же это здание выглядело при проект­ном решении Шабуневского. Сейчас внешнему облику здания возвращен первоначальный вид — в строгих цветах, присущих каменной кладке.

— У гомельчан, заставших времена брежневского застоя, при упоминании слова “фасады” может возникнуть ассоциация с зародившимся в нашем городе в 70-х годах негласным движением — “фасадчики”. Их опыт как-то пригодился?

— Надо отдать им должное, ведь гомельские шабашники, специализировавшиеся на ремонтах фасадов, были востребованы не только в родном городе, но и на широких просторах всего Советского Союза. То, что делали они и что делается сегодня, даже сравнивать нельзя. Сейчас подходы к работе совершенно другие: технологии использутся более совершенные. В советские времена дома красили кремнийорганическими красками, служившими от 2 до 5 лет, после чего снова можно было приступать к покраске. Сейчас же используются фасадные акриловые краски, которые не теряют своих свойств до десяти лет и более. К тому же мы начали подходить к этому вопросу очень серьезно. Тривиальная покраска осталась в прошлом. Начиная с 2003 года проводятся основательные реставрационные работы по технологии, рекомендованной институтом “Белпроектреставрация” при Министерстве культуры. Берутся пробы грунта, кирпичной кладки, обсуждается, какие применить краски, как укрепить кладку и так далее. Первыми ласточками в этом плане стали дома № 8, 10, 12 по улице Советской. Сейчас исторический центр города выдержан в спокойных тонах — терракот, охра в сочетании с белым.



— Читатели нас не поймут, если в этом разговоре мы не уделим внимания и обычным типовым домам, где и лоджии проектируются заранее, и спутниковые антенны, кондиционеры устанавливать не возбраняется. Но мы ведь обсуждаем цветовое решение. Потому не удержусь от вопроса: вас как художника не коробит использование ядовито-кислотных красок, которые иногда используют для окрашивания фасадов многоэтажек в спальных районах?

— У каждого здания есть такой документ, как паспорт покраски фасадов. Это часть проектной документации, которая определяет его цветовое содержание. Цвет здания может со временем меняться, но самое главное в том, что разрабатывается этот паспорт профессионалами с учетом концептуальности городской среды, в которой находится данное строение. К сожалению, у нас пока что не все это понимают. Некоторые здания действительно красят, лишь бы покрасить, не прибегая при этом к помощи специалиста. Жаль, что средства затрачены те же, а смотреть не хочется. В микрорайоне Волотова, начиная с 18-го микрорайона и дальше, тоже достаточно смелые цветовые решения. Но они оправданы, ибо сама архитектура диктует такой подход к цветовому содержанию. Даже серые застройки хрущевского и брежневского периодов преображаются: некоторые из них просто красятся, в некоторых фасады модернизируются с применением современных материалов. Здание зданию рознь. К примеру, есть проблемы по отделке фасадов типовых домов послевоенного времени, таких как, например, по улице Победы. Использование в них мраморно-гранитной крошки создает определенные проблемы сегодня.

— В вечернее время очень красиво, когда дома в центре города подсвечены. Жаль, что любоваться этим можно не каждый день…

— Согласен. Архитектурно-декоративная подсветка не включается ежедневно именно в целях экономии. Мы уже пробовали внедрить экономичную светодиодную подсветку, но она не выразительна и не выполняет возложенных на нее функций. Пока что горожане могут наслаждаться этим великолепием только по праздникам. Кстати, в честь Дня города с сегодняшнего вечера и по воскресенье все здания на центральных улицах города, оборудованные подсветкой, будут включены в темное время суток в обязательном порядке.
Фото автора

0 Обсуждение Комментировать