Вверх


Винтажный проект Сергея Ляпина

11804 42 15:32 / 11.07.2012

Выпускник БелГУТа разработал проект культурно-развлекательного квартала в старом Гомеле.



Пока историки и архитекторы ведут активные дебаты, в каком районе города должны размещаться оставшиеся образцы старинной деревянной застройки Гомеля, выпускник БелГУТа Сергей Ляпин, руководствуясь оптимистичной мыслью «мечтать не вредно, вредно не мечтать», отвел для этих целей Свисток.


Откуда пошло такое название, доподлинно неизвестно. Исторически район Свисток простирался от улицы Пушкина, включая нынешний сквер им. Громыко, и доходил предположительно до современного стадиона «Центральный». Наиболее интересные образцы деревянной застройки находились по нынешним улицам Карла Маркса, Парижской Коммуны, Артема и в переулке Пушкина. Самые яркие из них — окутанный легендами дом № 17 по Волотовской и «дом с мезонином» № 7-а по улице Парижской Коммуны, снесенный три года назад.

Разрабатывал Сергей Ляпин свой проект в рамках дипломной работы. Консультировали его специалисты различных сфер, небезразличные к судьбе гомельского деревянного зодчества. Заведующая художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Литвинова предоставила исторические справки и архивные материалы по картографической основе Свистка, фотографии деревянных домов конца XIX — начала XX века. Опытный архитектор «Гомельгражданпроекта» Вадим Кисляков, ранее высказавший мнение о том, что именно в районе Артемовского спуска самое место уникальной деревянной застройке, помог адаптировать дипломный проект к современным требованиям. Научный сотрудник Ветковского музея народного творчества имени Ф. Шклярова Андрей Скидан поделился с выпускником БелГУТа своими рисунками, сохранившимися еще с конца 1980-х годов. Дома, изображенные на них, давно снесены, но тщательно выполненные рисунки этих строений позволяют воссоздать их в первозданном виде.


— Сергей, раньше ты интересовался каменной архитектурой довоенного периода. И вдруг тема диплома, связанная с деревянным зодчеством. Почему возник такой интерес?


— Неприглядная, на первый взгляд, деревянная застройка — самая ценная для Гомеля. Особенность ее дореволюционной эстетики в том, что дома скрупулезно украшались богатым деревянным декором. Дизайнерские наработки местных мастеров впечатляют своей уникальностью.

Это гомельская ДНК, присущая нашему городу особенность, которая в таком соединении деталей не встречается в других регионах Беларуси, России, Украины.

— Почему твой выбор пал именно на Свисток?


— Еще со времен освобождения Гомеля от фашистов этот квартал остается незастроенным. Пустырь по улице Артема, напротив поликлиники, находится в границах исторического района, где деревянные постройки сожжены во время Великой Отечественной войны, а оставшиеся единичные экземпляры, достаточно интересные образцы архитектуры, уничтожены в 80 — 90-х годах прошлого века: в советское время они не воспринимались всерьез. Насколько мне известно, до сих пор конкретных планов на застройку этого пустыря нет. А место идеальное для воссоздания исторической среды: центр города, неподалеку дворец Румянцевых и Паскевичей, река Сож.


— Но созданный тобой квартал нельзя назвать историческим. Это, скорее всего, компиляция, дополненная авторскими вариациями на заданную тему. Почему ты делал ставку на вновь построенные деревянные дома вместо того, чтобы разместить здесь сохранившиеся уникальные старинные постройки?


— Можно было пойти и по такому пути, но архитектор Вадим Кисляков убедил: не нужно стремиться только переносить старые дома. Конечно, какие-то из них можно перевезти в этот квартал, но можно ведь воссоздать и точные копии старинных усадебных домов по материалам БТИ, архивным снимкам, по рисункам с точными обмерами. Мой проект не предполагает полной аутентичности. Я не ставил перед собой такой цели. Еще раз хочу подчеркнуть, это не этнографический квартал, а культурно-развлекательный. Неприятно, когда о старинной деревянной застройке говорят «хатки-гнилушки», «деревня в центре города». В конце концов, захотелось разбить этот стереотип, возникло желание внести в свой проект некоторые черты современности и даже гламура в виде фонарей, лавочек. Здесь предусмотрено все для релакса: пешеходные улицы, ресторанчики, музеи, мини-отель, ночной клуб, подземный паркинг и даже фуникулер.

— Да уж, проект не из дешевых! Как думаешь, есть шанс реализовать его пусть даже в необозримом будущем?


— Думаю, есть. Если бы не надеялся, не стал бы настолько тщательно прорабатывать каждую деталь домов и квартала в целом. Фуникулер и подземный паркинг готов принести в жертву.

Сергей Ляпин находился в поиске до последнего: говорит, конечная картинка сформировалась за неделю до защиты диплома. Созданный им квартал, помимо пешеходных улиц, включает и две площади.

Последними в проект были включены лучшие образцы деревянной архитектуры Станислава Шабуневского: пожарная каланча и деревянный цирк, полюбоваться которыми сейчас можно разве что на архивных снимках. В проекте выпускника БелГУТа бывшее здание пожарного депо с высокой башней-каланчой служит площадкой для обозрения, музеем пожарной техники и мини-гостиницей. А деревянный цирк — ночным клубом, причем коробка здания — бетонная, стилизованная под оригинальную деревянную постройку, с учетом новой специфики заведения.



Дорожное покрытие в воссозданном Свистке из булыжника, тротуары из клинкера. На деревянных домах, украшенных пышным резным декором, красуются винтажные вывески. Все это создает неповторимый уютный и теплый колорит, которого так не хватает современному Гомелю. Примечательно, что в этот архитектурный ансамбль прекрасно вписываются уже имеющиеся старинные постройки, размещенные на улице Артема (клуб речников, бывший узел связи речного пароходства, бывшая женская гимназия Копиша).

Кстати, концепция защиты диплома была построена на сравнительном анализе перспективного гомельского Свистка с этнографическим музеем Скансен в Швеции. Это целый островок в Стокгольме, построенный 120 лет назад, куда шведы свезли деревянные дома не только со всей Швеции, но и Финляндии, Норвегии. Выступая перед экзаменационной комиссией, будущий архитектор Сергей Ляпин не удержался и весьма эмоционально произнес: «Да неужели эти скучные северные домики интереснее, чем пышная гомельская деревянная архитектура?!»



Вместе с тем дипломная работа лишний раз подтверждает, что интерес горожан к «пышной гомельской деревянной архитектуре» растет с каждым годом. Еще в советские времена, когда она была, что называется, не в тренде, только единицы понимали, что роскошный деревянный декор и есть истинное лицо Гомеля: чета Литвиновых интересовалась старинными деревянными домами с исторической точки зрения, а Андрей Скидан — с художественной и эстетической. С течением времени к ним стали примыкать историки, гомельская краеведческая общественная организация «Талака», архитекторы, журналисты и представители общественности, которые понимают всю важность сохранения доставшегося нам историко-культурного наследия. Гомельский историк Евгений Маликов настолько проникся этой темой, что даже защитил кандидатскую диссертацию «Деревянный архитектурный резной декор юго-восточной Беларуси конца ХIХ — первой половины ХХ века». А научный сотрудник Ветковского музея Андрей Скидан на протяжении двух десятилетий делает все возможное, чтобы сохранить детали деревянного декора, когда очередной дом, построенный в лучших гомельских традициях, попадает под снос. И еще, совместно с «Талакой» он проводит пешие экскурсии по Спасовой Слободе и другим районам Гомеля, где сохранилась историческая деревянная застройка. Экскурсии эти пользуются неизменной популярностью у гомельчан и гостей города.

0 Обсуждение Комментировать
Jama 11/07/2012 21:21
Сергей, отлично справился со своим проектом! Двумя руками за реализацию его! Смотрится куда лучше, чем Скансен.
Спасибо Наталье Пригодич за статью!

С уважением, Юрий Панков.
Цитировать
Зміцер Суліменка 12/07/2012 00:54
Вельмі цікавы і прыгожы праект. Гомелю вельмі нехапае такіх раёнаў, бо калі ладзіш экскурсіі па гораду, то прыхоўвае той факт, што глядзець у нас асабліва няма на што. А дзякуючы такім раёнам, колькасць турыстаў павялічыцца ды грошаў у мясцовы бюджэт прыйдзе значна больш (дзіўна, што нашы чыноўнікі не разумеюць гэтага...). Я ўпэўнены, што з Гомеля можна зрабіць цікавы (ў плане турызму) і непаўторны горад. Галоўнае, каб у ім было як мага больш цікавых раёнаў і незвычайных месцаў (+была развітая інфаструктура, з месцамі дзе можна перакусіць ды набыць сувеніраў).

Спадзяюся, што дадзены праект будзе рэалізаваны і прынясе карысць нашаму гораду.
Цитировать
Desire 12/07/2012 01:23
Проект действительно впечатляет! Полностью поддерживаю мнение Сергея Ляпина и Вадима Кислякова, что не нужно стараться перенести старые здания, состояния которых зачастую критическое,  на новое место, если можно сделать точную копию.

Надеюсь, что этот проект найдёт своё воплощение в ближайшем будущем!
Цитировать
Вадим Кисляков 12/07/2012 07:04
Скажу честно, это вполне реально реализовать такой проект. Сергей многого не сказал, да может и не стоило бы. Продумано с технической и эстетической точки зрения все достаточно глубоко. Мы широким кругом провели не одну встречу и нашли решение, которое теперь можно защищать на любом уровне. Это первый шаг того бизнесплана, который на страницах этого форума я предлагал разработать и получил за это немало тумаков. Но теперь, я думаю, многие согласятся с моей правотой и эта тема  может приобрести новое, более сильное и чистое звучание. Вот  теперь бы и представить эту тему в новом звучании руководству города и области. Это уже отличное дополнение трудов Евгения Маликова и Андрея Скидана и теперь сложно отмахнуться от реализации этого проекта.
Цитировать
Юрий 12/07/2012 08:57
Здорово! Нужно сохранять свои традиции, а не слепо копировать часто красивую, но мертвую современную архитектуру.
Цитировать
Maksim Nowik 12/07/2012 09:19
Файны артыкул, шкада па-расейску.
Цитировать
сергей 12/07/2012 10:00
супер!!!
Цитировать
Сяргей 12/07/2012 10:26
Я катэгарычна супраць гэтага праекту. Праект нагадвае заапарк, дзе замест жывёлаў у клетках стаяць набiтыя пiлавiннем трупы.
Параўнанне са Скансенам - словаблуддзе, бо Скансен - этнаграфiчны музей, а аўтар праекту пiша, што гэта "не этнографический квартал, а культурно-развлекательный". Не абмяркоўваць фальшывыя пражэкты трэба, а змагацца супраць зносу драўлянага Гомеля. Можна перанесцi бярвеннi, але нельга перанесцi
панараму, якая адкрываецца з ганка кожнага дома, нельга перанесцi рэльеф вулiц, сады, дзякуючы якiм мы, жыхары аднаго з самых загазаваных гарадоў краiны,  яшчэ дыхаем. Не-"культурно-развлекательной" фальшыўцы!
Цитировать
Яўген Малікаў, гісторык 12/07/2012 11:59
Проект С.Ляпина очень даже реальный. Осталось только, чтобы городские власти решились взяться за его реализацию. А в этом есть самая большая проблема – не в деньгах, а в психологической боязни быть первыми из всей республики в реализации необычного проекта по сохранению деревянной городской архитектуры (а вдруг что-то не получиться, кто тогда отвечать будет?).  Замечание Desire «Полностью поддерживаю мнение Сергея Ляпина и Вадима Кислякова, что не нужно стараться перенести старые здания, состояния которых зачастую критическое, на новое место, если можно сделать точную копию» - считаю крайне глупым. Сам автор проекта чётко говорит: «но архитектор Вадим Кисляков убедил: НЕ НУЖНО стремиться ТОЛЬКО переносить старые дома. Конечно, какие-то из них МОЖНО ПЕРЕВЕЗТИ в этот квартал, но можно ведь воссоздать и точные копии старинных усадебных домов по материалам …». Отрицание же некоторыми гомельчанами «так любящими свой город» самой идеи сохранения АУТЕНТИЧНЫХ старых деревянных зданий (и полным согласием их замены на копии), является ни чем иным, как очередным проявлением того самого древнего гомельского психологического комплекса-стереотипа, где восприятие деревянной архитектуры идёт исключительно как «хаток-гнилушек», «халуп» и «деревни в центре города». Именно на борьбу с этими стереотипами, в том числе, и был направлен проект С.Ляпина. Нравятся кому-то старые деревянные дома Гомеля или нет, но именно они, а не классические «дворец и парк», являются отражением местных национальных особенностей в архитектуре, воплощением в архитектуре местного менталитета и мировосприятия. Правильно сказал Ляпин – именно это ДНК гомельской архитектуры! Но у наших же принято лишь бесконечно лить слёзы по поводу «вот если бы у нас были хотя бы пирамиды, Эйфелева башня или …», и при этом бессовестно уничтожать культурное ДНК Гомельщины. А замечания по поводу «критического состояния» деревянных домов Гомеля после сноса (месяц назад) дома по ул.Плеханова, 8, я вообще считаю бесстыжим лицемерием – в республике берут под официальную охрану деревянные здания начала 20 в. на много примитивнее гомельских (в Заславле!), и изначально находившиеся в более печальном состоянии. Вот вам пример напечатанный 7.07.2012 г. в газете «Рэспублiка»: в Сморгонском районе Гродненск. обл. отреставрировали и запустили в работу старую деревянную мельницу на каменном фундаменте, о которой сами владельцы высказали следующие характеристику:
«— Ребенком еще бегал поглазеть на заброшенную мельницу, играли с друзьями возле нее, пытались попасть внутрь. Конечно, до реставрации это была развалюха. … Деревенские боялись, что мельница просто сложится как карточный домик, — вспоминает Владислав Болеславович.
Стараниями владельца мельницы и ее директора удалось и после ремонта сохранить здание в том виде, в каком оно было сто лет назад. При реставрации уберегли 90 процентов бревен. Даже «родные» окна сохранились, а также стропила на деревянных гвоздях.»  (http://www.respublika.info/5540/exclusive/article55435/) Эта наука называется «РЕСТАВРАЦИЯ», если кто-то не знает. А наши гомельские только ныть умеют «здание же в аварийном состоянии, 80% износ…». И ещё что-то пытаются говорить про «развитие въездного туризма».
Цитировать
dim 12/07/2012 20:28
белорусский винтаж - бессмысленный и беспощадный. очередной псевдо-исторический новодел  привлечет ну ооочень много туристов и порадует историков. :))
Цитировать
Сяргей Ляпін 12/07/2012 21:03
Сяргей, першапачаткова квартал меркавалася зрабіць менавіта этнаграфічным. З ганчарнай ды ткацкай майстэрняй, кузняй, з характэрнымі для іх гаспадарчымі пабудовамі. Але зрабіўшы гіст. даведку выявілася што і на пачатак ХХ ст. гэта была дастаткова заможная частка горада. Вядома што было на вул.  Крушэўскай (Арцёма):

тут жыў кіруючы Віленскага банка і пратаірэй;
габрэйскае начальная вучэльня і гарадская вучэльня;
была тут фотамайстэрня, крама;
тут месцілася прадстаўніцтва  фірмы "Ж. И. Кейсъ".

Дарэчы, сёння ёсць інфа па 5 дамах і іх гаспадарах, якія можна аднавіць на сваіх месцах.

Вас засмучае што этнаграфіі няма. Дык і не было, бо гэты раён шматэтнічны. А аўтэнтычных прыбіральняў пры сядзібах няма і ў Скансэне.

Сяргей, падвучыце пакуль шта гісторыю роднага месца.
Цитировать
Вадим Кисляков 13/07/2012 06:06
В Генеральный план можно вносить коррективы, нужно только согласовать это с разраработчиком. Данное изменение не затрагивает серьезным образом инфраструктуру города и при желании властей города вполне можно перенести "город мастеров".
Цитировать
Вадим Кисляков 13/07/2012 06:33
Хотел бы добавить на счет старого и нового. Мое мнение - что нужно сохранить по максимуму то что "переживет перенос" это энергетика и это очень важно. То что не переживет "переноса" придется восстановить заново по методам реставрации. А вот то что мы уже безвозмездно утратили, а энтузиасты смогли сохранить в обмерах и фотофиксации, придется воссоздавать заново опять же руководствуясь принципами реставрации. А на счет этнографического и культурно-развлекательного Сяргею хочется ответить что в Европе тоже во всех таких местах присутствует элемент коммерциализации, продажа сыра, хлеба либо еще каких-то элементов быта того времени либо проведение каких-то шоу. Само по себе наличие туристов - это уже отступление от первозданного состояния и не стоит называть зоопарком именно "Свисток". А на счет сохранения колорита и "панарамы, якая адкрываецца з ганка кожнага дома, нельга перанесцi рэльеф вулiц, сады" - отвечу так: деревянной застройки у нас много, но не вся она достойна восхищения и не вся позапрошлого и начала прошлого века, а вот собрать все вместе и довести среду до максимального приближения к тому времени будет, по моему, лучше и естественнее чем любоваться красивым старинным деревянным домом в окружении безвкусных котеджей и панельных многоэтажек. Конечно идеальным было бы в 1915-м году зконсервировать квартал и поддерживать его на протяжении сотни лет, но мы имеем то что имеем и спасать ситуацию нужно исходя из реалий а не фантазий.
Цитировать
пуфыфтик 13/07/2012 08:29
я хз, что из этого выйдет. Но уже есть пример подобной этнографии - "замок" в Мозыре. Невероятно убогая подделка.
Может, идея тут и хорошая, но как бы не свели ее к тому же, что получилось в Мозыре.
Цитировать
Яўген Малікаў, гісторык 13/07/2012 08:37
Сяргей Ляпiн! Але "этнаграфiя" не з'яўляецца сiнонiмам слава "сельскi, вясковы". Шырока вядомы такi тэрмiн, як "гарадская этнаграфiя" - апiсанне побыту жыхароў горада. Можа менавiта пра такую этнаграфiю казаў Ваш цёзка? Можа яму больш прыемней было б бачыць тут максiмальна захаваныя асаблiвасцi сапраўднай этнаграфii старога горада, з яго шматэтнiчным насельнiцтвам?
Цитировать
Яўген Малікаў, гісторык 13/07/2012 08:48
Да, "реконструированный" Мозырский замок - это конечно такой заметный плевок на и без того скудном историко-архитектурном фоне Гомельской области... Деревянные пушки вообще шедевр культурно-умственной ограниченности... Так испохабить  такое историческое место - это же как нужно было постораться! Но всё-таки хочется надеяться, что хоть в Гомеле будет выдерживаться должный уровень научно-уважительного отношения к памятникам. Хотелось бы надеятся...
Цитировать
Александр 13/07/2012 10:30
Прекрасный проект и инициатива! Одна из немногих на перспективу, на будущее, не для набивания живота своего сейчас. Но только при условии что после реализации городские власти не уничтожат все остальные исторически значимые строения, сославшись на существование этой "резервации"!
Цитировать
Елена 13/07/2012 10:35
Я согласна с Натальей в том, что это одно из реальных предложений сохранить в центре Гомеля то, что осталось от деревянной застройки и хотя бы напоминать посетителям реконструированного Свистка о том, каким был город и как жили люди за много лет до нас. Плохого в этом точно нет ничего, а шансов, что разберут и перенесут и без ущерба по имени соберут все существующие деревянные постройки - мало, а уж на то, что восстановят утраченное - почти нет. А это - шанс, и нормальный проект. Надеюсь, гомельские власти заинтересуются и найдут инвестора, приложив для этого достаточно усилий.
Цитировать
Сяргей 13/07/2012 13:56
Сяргей Ляпiн, раз Вы вучыце мяне гiсторыi горада, раскажыце, як дагэтуль можна адрознiць дом, пабудаваны беларусам, ад дома, пабудаванага габрэем. I як гэта адрозненне стасуецца з Вашым меркаваннем, што  калi горад шматэтнiчны, дык этнаграфii там няма месца?
Цитировать
Сяргей Ляпін 13/07/2012 20:19
Па-першае: дом габрэя, ад дома беларуса прасцей за ўсе адрозніць па ўваходу. У габрэйскага ён звычайна знаходзіўся з вуліцы, у беларуса - з двара. Падаецца, калісь, Малікаў рабіў даследванне на гэту тэму.

Дадзены Свісток не з'яўляецца класічным прыкладам музейнага
этнаграфічнага комплекса, як Скансэн, Дудуткі ці магілёўскі "Горад майстроў", якія заснаваны на ілюстраванні сельскага ці местачковага побыту.

Тыя гістарычныя сведкі якія захаваліся, дазваляют вытрымаць фармат гэтага раёну на пач. ХХ ст., але ў досыць вольным стылі, з боку гледжання гарадской этнаграфіі. Асабліва ў цантральнай частцы, якая не была распланавана, і ствараецца як пляц для пераносу і адраджэння лепшых узораў архітэктуры. Родныя пляцоўкі якіх назаўсёды згублены.

Таму лічу гэты праект кампрамісам паміж поўным вынішчэннем драўлянай архітэктуры і вынасам яе за межы гіст. горада.
Цитировать
Сяргей Ляпін 13/07/2012 20:38
У дадатак да "гламурнага Свістка" магчыма адрабіць вуліцу Пралетарскую. Яна куды лепш захавалася, дзякуючы актывістам. Па ёй маецца куды больш дакументальных звестак. Але самая вялікая тэхнічная перашкода - гэта немагчымасць сёння абмежаваць рух транспарту.  
Спасава слабада і Свісток гэта патэнцыйныя часткі парку.
Цитировать
Сяргей Ляпін 13/07/2012 21:45
"Можна перанесцi бярвеннi, але нельга перанесцi панараму, якая адкрываецца з ганка кожнага дома, нельга перанесцi рэльеф вулiц, сады, дзякуючы якiм мы, жыхары аднаго з самых загазаваных гарадоў краiны, яшчэ дыхаем."

Сяргей, пакінце гэтую лірыку. Захаваць усё - немагчыма. Ні адзін сучасны горад не можа сабе гэтага дазволіць. Не рацыянальна гэта з погляду горадабудаўніцтва.
Можна было б абараняць усю Залінію агулам, але гэта вар'яцтва. Трэба абараніць самае каштоўнае што засталося. І гэта нават не асобныя дамкі, якія можна вывезці, ці зрабіць копію, а вуліцы прылягаючыя да парку, вольныя ад шматпавярховікаў ці катэджаў, якіх амаль не засталося.
Што мы маем сення:
Пралетарская, Пляханава і Арцёма.
Часткова - Карла Маркса, але там ужо запраектаваны 18 павярховік.
Шкада, але сёння практычна згубленыя вул. Парыскай Камуны, Валатаўская, Камісарава, Дакутовіч.
Таму галоўны фактар захавання - забарона новага будаўніцтва на прылеглых да парку тэрыторыях.
Цитировать
Сяргей 13/07/2012 22:46
Сяргей Ляпiн, "Город мастеров" не этнаграфiчны, а безаблiчны. Кiтч з ацылiндраванага бярвення, якi з тым жа поспехам мог бы стаяць у Падмаскоўi.
Цитировать
Зацікаўлены 14/07/2012 15:25
Ідэя вельмі цікавая і, на маю думку, вартая ўвасаблення. Але яна не павінна захінуць сабой праблему стварэння кварталу з аўтэнтычных пабудоў. Ясна, што справа зноў і зноў увапрэцца ў грошы. Аднак самае галоўнае -- знасці разуменне і падтрымку неабходнасці двух праектаў: і праекта Ляпіна, і канцэпцыі Скідана-Малікава.

Гомель захсрас у правінцыйных комплексах. Абсурдна, маючы такую гісторыю, як наша, працягваць эксплуатаваць два-тры міфы, звязаныя з Румянцавымі і Паскевічамі, а рэальнае жыццё горада ў мінулым пакідаць за бортам увагі.
Цитировать
Desire 14/07/2012 16:27
Поясню: я не имел ввиду, что нужно абсолютно все дома возводить заново. Я имел ввиду, что те дома, износ которых велик, проще заново воссоздать с нуля, сохранив их оригинальность. Другое дело, что можно отреставрировать даже такие дома (хороший пример Вы привели с Жодишками). Но тут нужно дать слово специалистам в реставрации, ибо я, каюсь, не знаю тонкостей и всех возможностей этой науки.

Про состояние дома по адресу Плеханова, 8 ничего сказать не могу, не знаю этот дом. Но судя по Вашим словам, имеет место обыкновенный захват "лакомой" территории по примеру Киева только с некоторыми особенностями местного законодательства.
Цитировать
dim 15/07/2012 11:50
вельми шкада, прынамси на матулькинай родненькай мовачке значна больш файна и милагучна для нашага беларускага вуха гучала бы.
Цитировать
dim 15/07/2012 11:57
господа, о чем вообще речь?  статья вроде о коммерческом проекте по застройке пустыря? и опять с подачи некторых товарищей обсуждение перешло в русло нытья о том что надо восстанавливать, мало эскизов и т.п.
Цитировать
dim 15/07/2012 11:59
ну так а какой процент евреев населял гомель в конце 19 века, где селились  евреи - явно не в волотове и не за городом, а как раз в центре? к тому же если не изменяет память у домов по волотовской таки выход на улицу. так что еще вопрос чmt это наследие. :))
Цитировать
Сяргей Ляпін 15/07/2012 18:07
На мой погляд, самая вялікая пагроза для любога праекта -  гэта НЕ фінансаванне, якое звычайна сціплае. Пагроза ў фармалістычным абыякавым падыходзе да рашэння задачы на этапе праектавання. У такіх выпадках і закладаюцца у праект сучасныя будаўнічыя матэрыялы. Пры гэтым металадахоўка, шклопакеты, цыліндраванае бярвенне даражэйшыя за традыцыйныя натуральныя матэрыялы і тэхналогіі.
Цитировать
Сяргей Ляпін 15/07/2012 18:14
Таки да. В 1926 году в Гомеле было 40% евреев. И идиш был одним из 4 государственных языков. Это таки гомельское наследие. )
Цитировать
Провинциалка 16/07/2012 00:41
"Па-першае: дом габрэя, ад дома беларуса прасцей за ўсе адрозніць па ўваходу. У габрэйскага ён звычайна знаходзіўся з вуліцы, у беларуса – з двара."
"Таки да. В 1926 году в Гомеле было 40% евреев. И идиш был одним из 4 государственных языков. Это таки гомельское наследие. )"

Уважаемый, а мы увидим в музее под открытым небом хоть один дом с входом со двора? или таки нет :)
Цитировать
влад 16/07/2012 06:02
да не нужен  вам этот новодел
да и  проект серый неинтересный
не позорьтесь
Цитировать
Зміцер 16/07/2012 19:58
Шаноўныя, што за мышіная валтузня! Некатарых агідна нават чытаць. Ну, габрэі, ну габрэйскія хаты. Азірніцесь, габрэі у Беларусі - распаўсюджанныя рэаліі, яны былі, ёсць. Будавалі хаты, жылі, зараз спрабуюць захаваць спадчыну продкаў. І гэта цудоўна. Гэта Наша гісторыя. Хто не дае беларусам змагацца за свае аутэнтычныя хаты, вескі, якія знікаюць кожную гадзіну, распрацоўвайце праекты, малюйце! На сенняшні момант у Гомеля няма \"жывой гісторыі\", негледзячы на багацейшую даўніну, няма нічога акрамя кавалачка рассейскага следа. Дзе гарадскія легенды, байкі, дзе памяць аб славутых гамельцах у назвах вуліц, памятніках, сведчанні аб падзеях, якія здаралісь на гэтых выліцах, у гэтых дамах? А гэта усе есць... недзе. Дзякуй, Сяргей. Важныя рэчы робішь, галоўнае, каб слушныя вушы знайшлісь. Менавіта такія праэкты і патрэбны гораду, і чым болей і разнастайней яны будуць, тым большае багацце мы з вамі будзем мець заплячыма, тым больш гонару будзе у нас за сваіх продкаў, за сябе, за Беларусь! Ну і турыстаў, бяспрэчна, тоже будзе больш.
Цитировать
Сяргей 17/07/2012 09:04
Гэй! Што вы прычапiлiся да дамоў, пабудаваных габрэямi! Палац у парку таксама пабудавалi не беларусы, i што цяпер? Знесцi палац? Гэта ж працяг вашай логiкi.
Цитировать
Яўген Малікаў, гісторык 17/07/2012 11:17
Размяшчэнне ўваходаў на вулiчным фасадзе - гэта яшчэ не паказчык яўрэйскага дома. Напрыклад, на Залiнii поўна дамоў з 1-2 уваходамi на фасадзе. Пры гэтым, Залiнiя ў пачатку 20 ст. была месцам рассялення чыгуначнiкаў (куды яўрэяў не бралi па заканадаўству) i ў тыя часы насельнiцтва яе вылучалася пэўным антысемiтызмам. Але для яўрэйскiх дамоў сапраўды было традыцыйна размяшчэнне ўваходу ў цэнтры фасаду i далей адразу ў жылыя памяшканнi. У той час як у хрысцiян (i беларусаў у тым лiку) уваход змяшчаўся на дваравым фасадзе, альбо па краях галоўнага фасаду, часта - у спецыяльнай прыбудове збоку дома i вёў спачатку ў сенцы, а потым у жылыя пакоi. Але размова крыху пайшла ў дзiўным накiрункау: яўрэйскi Гомель пачатку 20 ст. гэта гiсторыя не толькi яўрэяў, але i Гомеля - тыповага горада паўднёва-ўсходняй Беларусi. I варыянты аднаўлення архiтэктуры старога Гомеля пачатку 20 ст. прынцыпова без яўрэйскай прысутнасцi - крайняе глупства. Як мiнiмум таму, што яўрэi таксама турысты, не кажучы ўжо пра гiстарычную дакладнасць i т.п. Як чалавек, што з'еў на тэме архiтэктуры Гомельшчыны i яе дэкору не адзiн пуд солi, скажу - гомельская драўляная архiтэктура i яе дэкор, пры ўсiх на яе ўплывах яўрэяў, старавераў, украiнцаў i г.д., гэта перш за ўсё генетычна архiтэктура беларускага народа, на якую той цi iншы ўплыў аказалi ўсе пералiчаныя народы. У сваю чаргу беларусы сваёй архiтэктурай аказалi вырашальны ўплыў i на архiтэктуру ўсiх гэтых народаў на Гомельшчыне.
Цитировать
Яўген Малікаў, гісторык 17/07/2012 11:43
Дом по Плеханова 8 имел провалившуюся крышу, через которую где-то год затекала вода. Ну дом явно в аварийном состоянии! Это даже мне понятно. Ещё у дома был изъеденый жуками нижний венец. И всё. Когда разбирали дом, то каждый желающий мог увидеть близкую к идеальной сохранность абсолютного большинства его столетних брёвен. Так было снесено большинство ценных с исторической точки зрения старых домов Гомеля. Все указанные "изъяны" ликвидируются даже не рестарваторами, а нормальными плотниками с двумя руками. Но это же нужно понимать такие тонкие вещи - аутэнтичность, исторический облик, историческая застройка, традиции. С мельницей в Сморгонском районе там это поняли, и сохранили почти всё. А наши думают так - сейчас снесём, а если вдруг нужно будет для туристов - можно сделать как в Мозыре замок или как евроремонтная (только что без сайдинга) "этнодеревня" в Лясковичах. Такое ощущение, что у нас представляют туристов, не как людей думающих и выбирающих, а как каких-то лохов, которые всё равно приедут к нам табунами посмотреть на этот псевдоисторический мозырский замок, "так как у нас же другого всё равно ничего нет". А туриста нужно заинтересовать, и самый действенный способ - традиционность и аутэнтичность + реклама городского бренда.
Цитировать
Владимир 18/07/2012 01:14
Замечательный проект! Остаётся надеяться и верить, что отстроят всё.

Главное, что бы до чиновников дошло, что на туристах они легко отобьют затраты, ведь сам проект, который стоит очень немалых денег (порой 10-20% от стоимости всего объекта), автор готов отдать забесплатно. Очень жаль, что это не ценится в нашей стране... Но будем верить!!!
Цитировать
Света 08/08/2012 16:09
Великолепная идея! За одно это и решит проблему создания пешеходной улицы, которя никак не находит себе места в гомеле-будет целый пешеходный квартал! Место самое что ни есть правильное, только вот боюсь что к Дожинкам там на скору руку вляпают тики амфитеатр. А как раз к Дожинкам и под те деньги и можно было бы реализовать идею.
Цитировать
Сергей Ляпин 09/08/2012 18:44
Света, если этот проект приурочить к именно Дожинкам, может получится детский городок, сделанный в спешке, с применением металлочерепицы и цилиндрованных бревен. Те же шведы, основав Скансен более ста лет назад, по сей день скурпулезно дополняют его. К Дожинкам можно было бы приурочить открытие  лишь части квартала состоящей из перенесенных домов. Восстановление домов по фотографиям и чертежам - дело более кропотливое, займет несколько лет.
Цитировать
Света 17/08/2012 00:03
Между прочим точно такой дом как на рисунке карандашном стоит на углу Кирова и Докутович.
Цитировать
Сергей Ляпин 17/08/2012 10:12
На рисунке Андрея Скидана дом по адресу Кирова 60, его снесли относительно недавно, для строительства ул. Хатаевича.
Дом с ул. Докутович, 14 послужил прототипом для 3-д модели, на рендере он справа с вывеской "Галерэя iмя В. Ляшкевiча".
Цитировать
Света 31/08/2012 14:46
А чем дом с Докутович хуже снесенного, если он точно такой же?
Цитировать