Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Ольга Ласута :

В «Долине Ангелов», или Что скрывают монастырские стены

Добавлено 14.08.2019 6988 0 Ольга Ласута
Туристическая Мозырщина представляет собой самобытный культурный островок, где можно найти памятники истории и архитектуры на любой вкус. Многие из них защищены охранной категорией, а некоторым, к сожалению, не повезло, несмотря на то, что были возведены триста лет назад. «Долина Ангелов» — мужской монастырь цистерцианцев и костел Святого Креста — относится с таким «незащищенным» объектам. Комплекс построек выкупил у райисполкома бизнесмен Александр Баранов для организации мебельного производства. И не только…


Жилой корпус монастыря, третий этаж был достроен в конце XIX века

Немного истории

Первое упоминание о монахах-цистерцианцах относится к XVI веку. На территории Мозыря они появились в начале XVIII века, приехав сюда с миссией из польского города Пшемента, и в 1711 году начали строительство мужского монастыря.
— Вся эта территория принадлежала роду Комаровских, — рассказывает Александр. — Сестры София и Тереза пожертвовали монахам земли фольварка Кимборовка. Строительство велось под духовной опекой отца Бенедикта Рожанского, который до своей смерти был приором монастыря. Я все мечтаю разыскать его могилу, потому что человек был незаурядный, достойный, сделал для Полесья очень много.


Торговая площадь во времена функционирования монастыря

Что такое монашество того времени? Это технологии, культура, образование. Цистерцианцы открыли школу для мальчиков, в основном выходцев из низших сословий, потому что детей шляхтичей обучали иезуиты. При монастыре была кафедра теологии, то есть монахи получали здесь богословское образование.
В 1793 году со вторым разделом Речи Посполитой эти земли отошли к Российской империи. С этого времени жизнь приората начала потихоньку затухать. Перестройка жизни на российский лад сделала свое дело: католическая миссия в Долине Ангелов стала переживать нелегкие времена. 
В результате восстания 1830–1831 гг. костелы и католические монастыри начали закрываться, имущество католиков изымалось. Такая ситуация сохранялась вплоть до восстания Константина Калиновского в 1864 году, когда закрытие католических монастырей и костелов обрело массовый и повсеместный характер.
— Монахов нашего монастыря, мягко говоря, попросили отсюда убраться, — продолжает бизнесмен. — Двое из них нашли убежище в имении Горвата в Барбарове (сейчас деревня под Мозырем). На заброшенном католическом кладбище Барбарова покоится их прах. Имя одного из них — Тадэуш Барковски, имя второго пока неизвестно.


Трапезная


Окно для передачи пищи и грязной посуды

Монастырский комплекс пытались пристроить для нужд Российской империи, даже организовали православный приход, просуществовавший недолго, ввиду отсутствия прихожан. Монастырь стоял бесхозным до 1892 года, когда в Мозыре случился страшнейший пожар — выгорел весь центр города. Людям, в основном евреям, негде стало жить, и они пришли искать приют под святыми сводами монастыря. Два года жили и параллельно отстраивали свои дома.
В 1894 году городская власть купила у правительства монастырские строения за 3200 рублей серебром в рассрочку на 20 лет. Государство и местная власть заключили сделку: продать комплекс евреям, чтобы те разобрали все постройки на кирпичи и построили из них себе жилье. Но евреи, сговорившись между собой, отказались участвовать в этой авантюре, потому что монастырские своды два года были для них убежищем и спасением. 
В этом же году бывший католический монастырь купил еврейский фабрикант Хаим Дворжец и оборудовал спичечную фабрику «Молния», которая оказалась успешным проектом, но экономический кризис 1899 года вынудил владельца уже в следующем году продать свое детище конкуренту. В 1929 году фабрику перепрофилировали в мебельную, в этом статусе она пережила Великую Отечественную войну и просуществовала аж до января 2011 года. Людей уволили, двери закрыли. И до декабря 2017 года там царила тишина, лишь редкие посетители да вандалы из ответственной за хранение организации, нарушали ее.
Из-за действующей фабрики комплекс зданий, перестроенный, изуродованный, обросший пристройками, изрезанный коммуникациями, дожил до XXI века. И благодаря все той же фабрике комплекс не имеет охранной категории, что существенно упрощает проектные и восстановительные работы.

Кусок кафеля XVIII века, которым облицовывали печи и камины


Здесь были монашеские кельи

XVIII век под бульдозер?

Осенью 2017 года Александр Баранов купил с аукциона комплекс монастырских построек за 13 базовых величин, продавцом выступил отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мозырского райисполкома. Заявление на участие в аукционе никто больше не подавал. В этот же период бизнесмен зарегистрировал в Калинковичском райисполкоме частное учреждение «Центр организации и развития туризма «Нижняя Припять» — организация, осуществляющая управление площадкой, на которой действует «Долина Ангелов», а также реализующая мелкие проекты по восстановлению исторической среды на территории Нижне-Припятского Полесья. То есть Баранов сразу обозначил границы приватности.
Через какое-то время, по словам бизнесмена, начался контроль за его деятельностью: отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мозырского райисполкома запрещал проводить какие-либо мероприятия. Службы района ратуют за безопасность: если выкупил, значит знаешь, что делаешь, и все требования по обеспечению сохранности жизни и здоровья людей должны быть соблюдены. Однако у бизнесмена своя позиция.
— Как можно было запрещать тут что-то проводить, если это приватная территория? — недоумевает мужчина. — Нам указывали, что тут есть здания, которые находятся в аварийном состоянии. Но ведь мы их не использовали и не используем! Другой вопрос, благодаря кому они были приведены в такое состояние. Многие, прожив всю жизнь в Мозыре, и не слышали про этот монастырь — и хорошо бы, чтобы дальше так и оставалось, по мнению некоторых. В райисполкоме у меня спрашивали, почему я ничего не сношу. Ведь это золотая, как говорят, земля: все сносишь и строишь десять, к примеру, домов, а потом продаешь. Я говорю: это ж XVIII века. Ну и что, отвечают, это всего лишь мебельная фабрика. Можно было, конечно, подстроиться и начать делать то, что интересовало чиновников. Например, оборудовать страйкбол, и люди потянулись бы, потому что за этим развлечением они ездят за тридевять земель. Это популярно и финансово выгодно. Но это же кощунство по отношению к этому месту.
— А вам это зачем? Ведь «Долина» не приносит доход, одни растраты, — интересуемся у бизнесмена.
— Я фанат истории и нашего Полесья. Моя цель — вернуть этим стенам образовательную и просветительскую функцию. Мне важно, чтобы эта часть истории Мозыря сохранилась. А тем, кто забыл, напомнить, что здесь была не только мебельная фабрика. Мне как-то было сказано: либо вы все тут ровняете с землей, либо вводите объект в эксплуатацию. Вы представляете: восемнадцатый век — и под бульдозер? Я предпринимаю определенные шаги для того, чтобы сюда шли деньги. На одном альтруизме ничего невозможно сделать, тем более отремонтировать здание XVIII века, загаженное фабричным производством.
По словам бизнесмена, для него важно создать такое место, где мозыряне и гости города смогли бы отдыхать культурно, общаться, делиться мыслями и идеями, показывать свои творческие наработки, петь, рисовать, смотреть фильмы — да что угодно, лишь бы им было интересно. В перспективе планируется отделить здание костела и вернуть ему первоначальный облик с присвоением охранной категории, а остальные постройки переоборудовать под творческие мастерские, культурные площадки, выставочные залы с возможностью проведения различных мастер-классов, концертов. Кроме этого, «Долина Ангелов», по задумке ее владельца, могла бы стать хорошим туристическим объектом, однако в туристический маршрут по Мозырщине она не входит.
Благие намерения владельца комплекса понятны и приятны: организовать пространство для культурного и досугового времяпрепровождения. Но когда все это будет? В ноябре этого года заканчиваются договорные условия, согласно которым объект под названием «Реконструкция здания мебельной фабрики, расположенного по адресу: г. Мозырь, ул Гоголя, д. 61/4» должен быть введен в эксплуатацию, и главное — в качестве чего. Ведь по документам объект значится как мебельная фабрика (производственный объект). Сложно поверить, что за такой коротенький оставшийся срок эту махину площадью пять тысяч квадратных метров можно привести в надлежащий вид и полноправно открыть для посетителей. Если следовать задумке Баранова — возродить монастырь в первозданном виде, то для этого нужно демонтировать конструкции фабричного периода. Колоссальный кусок работы, причем дорогостоящий.
Но и это еще не все. Как проинформировали в отделе экономики Мозырского райисполкома, одно из обязательных условий аукциона — осуществление предпринимательской деятельности с использованием приобретенного объекта в течение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. И опять официальные документы и альтруистические планы Александра Баранова пока что не находят точек соприкосновения: до осуществления предпринимательской деятельности так же далеко, как и до завершения реконструкции.
В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи ситуацию вокруг комплекса прокомментировали следующим образом: ни в коем случае не против развития этой территории в качестве культурного пространства. Более того, готовы поддерживать этот проект, если владельцу такая поддержка понадобится… Но нельзя недооценивать вопросы безопасности, особенно с учетом того, что туда ходят дети. Кроме того, если бы по документам комплекс построек значился как «здания культурно-просветительского и зрелищного назначения», то можно было бы работать над постоянными афишами и привлечением посетителей. Однако назначением построек значится именно обработка древесины и производство изделий из дерева, включая мебель. К сожалению, от дальнейших комментариев местные идеологи отказались.
А вот в отделе архитектуры и строительства осторожно предполагают, что «Долина Ангелов» городу пригодилась бы: Мозырь утратил достаточно исторических памятников, архитектурных сооружений с многовековой историей осталось не так уж много, почти ничего.
На сегодняшний момент, как признался Александр Баранов, его конфронтация с местными чиновниками ушла в историю. Главная его задача — собрать средства на дальнейшую реконструкцию. С другой стороны, если бы Баранов не приобрел бывший монастырский комплекс цистерцианцев, то стоял бы он бесхозный и сейчас, медленно разрушаясь.


Вход в костел


Бывшая монастырская библиотека, которая насчитывала 850 томов





Регула святого Бенедикта — свод заповедей, написанным святым Бенедиктом Нурсийским для монахов. Суть устава — в девизе ora et labora («молись и трудись»)


Распятие второй половины XIX века, найдено 20 лет назад при расчистке подвала костела бернардинцев


Александр Баранов: таким должен быть комплекс после реставрации. Дипломная работа выпускницы архитектурного факультета БелГУТа Юлии Мищенко


Здесь когда-то был монастырский внутренний дворик для прогулок и размышлений


Приорат


Бывший костельный зал


Спуск в подвал
Фото автора
0 Обсуждение Комментировать