Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Гомельская правда :

«С верхушками от сборов и подарками от дирекции». Театральная жизнь Гомельщины в 1920-е годы

Добавлено 01.06.2021 786 0
После революции 1917 года изменилась не только структура работы театров и их подчиненность. Появилась совершенно новая зрительская аудитория: это были простые рабочие, крестьяне, поселившиеся в городах, солдаты и матросы. Театральные коллективы и отдельные актеры выезжали в рабочие клубы, в деревни, на фронт, популяризируя свое искусство, которое несколько лет назад было элитарным.

Aleksej-Tolstoj-1.jpg
14 апреля 1924 года с лекцией в театре имени Калинина выступал писатель Алексей Толстой

В 1920-е годы в стране начался настоящий театральный бум: театры создавались не только в каждом городе, но и на каждом заводе, при каждом красноармейском и сельском клубе. 
В начале 1919 года в Гомеле была организована пролетарская музыкально-драматическая студия, по образцу которой создавались культурно-просветительские организации в других населенных пунктах губернии. Участники студии готовили концертные программы, музыкально-драматические постановки. Частым явлением стали «Дни советской пропаганды», в рамках которых проводились концерты, ставились спектакли. 

20 сентября 1920 года состоялась I Гомельская губернская конференция работников искусств, ее делегаты представляли творческие интересы 789 театральных работников губернии. Рассматривались вопросы развития «деревенского театра», организации курсов по подготовке инструкторов для драмкружков, возможность привлечения на гастроли драматической труппы бывшего киевского театра Соловцова, которые были сорваны из-за двукратной оккупации Киева белогвардейцами. Участники конференции пришли к единодушному выводу: городу необходима драматическая студия с русскими и еврейскими классами с целью «подготовки кадра актеров новой сцены».

Рисунок7.jpg
В «Полесской правде» печатались афиши о культурной жизни Гомеля

Для организации театрального дела в Гомельской губернии на должность заведующего театральной секцией губоно был приглашен Л. С. Выготский. В 1920 году под­отдел искусств Гомельского губоно организовал в Гомеле 5 спектаклей на русском языке, 10 – на еврейском и 2 – на польском.

В феврале 1922 года губполитпросвет, отвечая на письмо Андреева о предоставлении помещения для гастролей театра МХАТ, отмечал, что в Гомеле работают два театра: зимний – имени Калинина, с партером на 396 мест, 1-й ярус – 100 мест; театр имени Свердлова с двумя залами – зимним и летним в саду, партер на 560 мест и 20 лож на 100 мест. В театрах было по пять павильонов, добавочные декорации, по четыре мебельных гарнитура, костюмерные, парикмахерская, электроосвещение. Часть декораций, мебель, одежда (всего 38 наименований) для театра имени Калинина переданы из замка Паскевича. Новые декорации закупались дирекцией в специальной театральной мастерской братьев Зельдиных в Смоленске. 

дункан1.jpg
Весенний сезон 1924 года в Гомеле открылся выступлением Айседоры Дункан

Летний театральный сезон 1921 года в Гомеле открыла русская труппа под управлением А. А. Сумарокова. С 1 октября 1921-го по 1 апреля 1922-го в гомельских театрах выступали две труппы. Русская под руководством А. Агазаровой показала несколько спектаклей, в их числе были «Идиот» Достоевского, «Отец» Стриндберга, «Нора» Ибсена. Еврейская труппа представила «Уриэля Акосту», «Алейхема», «Рассказ о 7 повешенных» Андреева. Гастролировала также Петроградская труппа из 55 человек с 14 спектаклями.

В летнем сезоне 1922 года в Гомеле труппы Агазаровой и Сумарокова показали «Даму с камелиями», «Обрыв», «Анну Каренину», «Живой труп», «Хозяйку гостиницы». С успехом прошли спектакли Петроградской оперы, Киевской труппы, концерты солистов Киевского оперного театра баса Михаила Донца, Большого театра – баритона Сергея Мигая, скрипача-виртуоза Михаила Эрденко, выдающихся пианистов Владимира Горовица и Якова Мильштейна. 

Рисунок11.jpg

В зимнем сезоне 1922–1923 гг. играли две труппы губполитпросвета, образованные в феврале 1922-го (русская из 24 артистов и еврейская из 20). Они состояли из актеров киевских театров и киевской молодежи Соловцовского театра. По просьбе зрителей несколько раз повторялись «Ревизор», «Горе от ума», «Разбойники», «Коварство и любовь», «Овод», «Гроза», «Камо Грядеши», «Братья Карамазовы». 

Всей работой руководил директор гостеатров И. Д. Файль (дирекция театрально-зрелищных предприятий создана в Гомеле в 1921 году при переводе театрального дела на хозрасчет). В русскую труппу входили артисты Волховская, Стопорина, сестры Васильевы, Радецкая, Гузовская, Крылов, Колесников, Тверской, Борский и другие. В течение сезона артистами было дано 24 бенефиса «с верхушками от сборов и подарками от дирекции». 4 марта 1923-го состоялся прощальный спектакль, была поставлена пьеса Горького «Враги». Добавим, что дирекция гостеатров руководила и работой кинематографа. 

Весенний сезон 1924 года в Гомеле был открыт 5 и 6 апреля выступлением Айседоры Дункан. 14 апреля с лекцией в театре имени Калинина выступал писатель Алексей Толстой. С 8 апреля по 4 мая показывал спектакли одесский коллектив «Красный факел». 
  
Часть декораций, мебель, одежда для театра имени Калинина были переданы из замка Паскевича

7–19 мая в Гомеле гастролировал московский коллектив оперных артистов, репертуар которых был весьма разнообразен: «Кармен», «Евгений Онегин», «Аида», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Фауст», «Русалка», «Борис Годунов».

В летний сезон 1924 года состоялись концерты скрипача Мильштейна и пианиста Горовица, спектакли труппы 4-й студии Московского художественного театра (МХАТ), концерт артистов гостеатров Лабинского и Баклановой; труппы бывшего Александрийского театра; гастроли труппы артиста Орленева; еврейского государственного камерного театра; гастроли балетных артистов Тихомировой и Смирнова; еврейской оперетты; украинской труппы Борикова.

Летом того же года губисполкомом утверждена программа деятельности гостеатров на зимний сезон, предусматривавшая создание в Гомеле драматической труппы. Заведующим художественной частью будущего драмтеатра был приглашен бывший режиссер-ассистент театра «Красный факел» Гольденвейзер. Труппа в составе 31 артиста была сформирована к сентябрю. Тогда же начались работы по подготовке репертуара. Репетировали пьесы «Юлий Цезарь», «Поджигатели», «Железная стена», «Гроза». 1 октября постановкой «Юлия Цезаря» состоялось открытие сезона. В дальнейшем новый репертуар театра пьесы «Осенние скрипки», «Мисс Гопс», «Гений дипломатии», «Святые безумцы» были запрещены к показу гублитом, в середине ноября театральную труппу распустили.

В зимний театральный сезон 1926–1927 гг. в Гомельском театре имени Калинина выступала драматическая труппа под руководством Изольдова.

Советский театр 1920-х годов – это поиск нового пути в искусстве и бережное сохранение традиционного, веками накопленного театрального опыта. И, несмотря на кризисные явления в экономике, отсутствие собственной театральной труппы в Гомеле, театральная жизнь города развивалась, театры были важной составляющей частью духовной жизни общества.

Зоя Александрович, зав. отделом Государственного архива Гомельской области

Андрей Лебедев, преподаватель ГГУ имени Ф. Скорины, кандидат исторических наук.

Фото из интернета и государственного архива Гомельской области

0 Обсуждение Комментировать