Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Владимир Бортновский :

Признаки переутомления у ребенка – ёрзанье, размахивание руками – часто воспринимаются педагогами как хулиганство

Добавлено 14.09.2021 1431 0
1 сентября родители все чаще встречают с нескрываемым чувством беспокойства. За последние сорок лет учебная нагрузка увеличилась вдвое. Дети ее просто не выдерживают. Большинство современных школьников страдают вегетозом – нарушением работы вегетативной нервной системы, это результат нездорового образа жизни и сильного напряжения из-за переутомления.

2d535442c2c0b0669d8f5a051ed00bcc_XL.jpg

Кажется, что слово «срыв» звучит не так страшно, по­думаешь, устал ребенок. Пусть отдохнет. Но дело в том, что нынешние дети не успевают отдыхать. Чтобы овладеть всем тем, что предлагает учебная программа, в сутки он должен проводить 70 процентов своего времени за учебниками. На сон остается около семи часов. И так на протяжении 11 учебных лет.

Еще в середине ХIХ века основоположник школьной гигиены Федор Эрисман установил, что ученики чаще страдают близорукостью, нарушением осанки, неврастенией, анемией по сравнению со сверстниками, которые не учатся. Закономерность была настолько явной, что ее сочли неизбежным следствием школьного обучения. Тогда-то и возникли «школьные болезни». Позже добавился «синдром отличницы». Он сопровождается повышенной тревожностью, ощущением постоянного цейтнота, излишней требовательностью к себе во всех сферах – ведь надо везде успеть на отлично, недовольством собой.

Сегодня дети учатся по 10–12 часов в сутки, старшеклассники грызут гранит науки 15 часов. Двигательная активность приближается к нулю. Поэтому если ваш старательный ребенок вдруг превратился в капризного маленького агрессора, не торопитесь его ругать. Возможно, вы даже не подозреваете, до какой степени он устал. Неудивительно, что в который раз глава государства на республиканском педсовете призвал всех сделать среднюю общеобразовательную школу территорией здоровья. Все вместе – врачи, учителя и родители – могут повлиять на ситуацию.

Давно были выработаны гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Там прописано все: и положенный режим обучения, и требования к мебели, освещению – вплоть до того, каким шторам висеть на окнах в классе. Ребятам физически необходимо иногда «считать ворон». Взгляд должен отдыхать и свободно перемещаться с ближней перспективы на дальнюю. Еще в 1993 году автор этих строк на страницах «Медицинского вестника» говорил о недопустимости перехода на пятидневку при сохранении учебной нагрузки шестидневки. Я убежден: домашних заданий на выходные задавать не стоит.

Следует признать, что затянувшееся перманентное реформирование школьного образования негативно отражается на здоровье детей. С педагогами на эту тему говорить очень трудно. Ведь даже признаки пере­утомления у ребенка – ёрзанье, размахивание руками – ими часто воспринимаются как хулиганство.

Можно по-разному относиться к недавно принятому в Китае закону о запрете дополнительных занятий в школах и репетиторству. Два года назад ученые пришли к выводу: китайские дети мало и плохо спят, потому что уроки и репетиторство с 8 утра до 8 вечера приводят к хронической усталости и катастрофическому ухудшению здоровья подрастающего поколения. Теперь после обеда китайские школьники идут домой, никаких продленок. Во дворах устанавливают ворота для мини-футбола или баскетбольные щиты. Здесь же организуются группы детей, которые занимаются разными видами спорта.

Возникает уместный вопрос к творцам школьных реформ: не пора ли и нам подумать об оперативных мерах по уменьшению нагрузки на учащихся?

Поспорить с автором вы можете в группах «Гомельскай праўды» в соцсетях
Фото из интернета, носит иллюстративный характер
Владимир Бортновский
Врач-валеолог, кандидат медицинских наук
0 Обсуждение Комментировать