Свидетелем этого неприятного разговора я стала совершенно случайно. В кафе к соседнему столику подошел ребенок с ментальным расстройством. Сел рядом со здоровой девочкой, отпил из ее стакана какао. Мама особенного подростка отвлеклась буквально на минуту:
– Извините, пожалуйста, делала заказ, не проследила за Павликом.
В ответ – громкий ор девчонки и возмущение любящих родителей. Брошенная «заботливым» папой фраза ситуацию накалила:
– Забирайте своего олигофрена подальше от нормальных людей!
Тот самый случай, когда за чужой поступок становится стыдно именно вам. К сожалению, далеко не единственный. Вот, например, еще один эпизод, который хочется «развидеть». На детской площадке громко и высокомерно мать абсолютно здоровых погодок посоветовала родителям «неадеквата» держать его в четырех стенах и не показывать людям. Ей не понравилось, что чужой ребенок замычал в ответ на предложение поиграть вместе. К слову, навести «порядок» на площадке пыталась многодетная мама, у которой высшее образование и пятитысячный аккаунт в известной социальной сети. Выходит, что страшные слова в адрес других детей говорят не злоупотребляющие алкоголем маргиналы, а вполне успешные жители нового микрорайона белорусского райцентра. Это пугает.
Главной причиной неприятия особенных детей эксперты называют недостаток информированности и практики общения с ними. Людей настораживает всё, что не укладывается в привычную для них картинку мира. К сокращению социальной дистанции ведет наличие положительного контакта с особенным ребенком. Такое общение возможно благодаря развитию инклюзивного образования в различных учебных заведениях, проектам инклюзивного трудоустройства, отдыха, информационным кампаниям в СМИ.
В Беларуси родители детей с инвалидностью не одиноки. На помощь таким семьям приходят общественные организации, благотворительные фонды. Но нитями, скрепляющими общество, в большей степени становятся доверие и поддержка, взаимоуважение и личное участие. Не только государственные структуры причастны к формированию такого отношения. Скорее речь идет о семейном воспитании, нравственном и культурном развитии, духовных принципах. Вот когда стоит в очередной раз вспомнить о хороших книгах, с которыми нужно познакомить своих детей. О качественных развлечениях, когда вместо туповатых роликов из ТикТока – хорошая театральная постановка, общение с интересным человеком, спорт, прогулка на свежем воздухе.
Все известные педагоги, ученые, психологи в один голос призывают родителей отложить в сторону телефоны. Всевозможные медиа-каналы перегружают нас информацией о бедствиях, несчастных случаях, проблемах, что может вызвать усталость от сострадания. А дофаминовая добавка в виде коротких видео отвлекает нас от реальной жизни во всех ее проявлениях.
– Обывателю сложно даже представить, насколько наше отношение к людям связано с ежедневной пищей для ума. Мы не принимаем того или иного человека, не позволяем ему быть частью общества, потому что «на завтрак» съели паршивый фастфуд из злых комментариев, глупых сториз, жестоких розыгрышей, которыми просто наводнены социальные сети. И такое же «меню» у наших детей, – отмечает в интервью известный ученый в области нейронауки.
К счастью, мы сами выбираем, чем накормить себя. Так, может быть, завтра отличной добавкой к привычному рациону станет размышление о том, что здоровые дети – это не привилегия, а подарок, которого можно лишиться в любой момент?