Сергей Рабков: всегда стараюсь помочь всем по-человечески
Вместо предисловия
Со времен своего детства помню долго обсуждавшееся в одном из северо-западных районов Минской области событие: муж врача районной больницы ездил на такси в баню… в Ригу. Сотни километров преодолевал. «Это сколько же заплатил по счетчику?» – пытались подсчитать чужие траты досужие. Ох, и долго же перемывали ему косточки!
Со времен своего детства помню долго обсуждавшееся в одном из северо-западных районов Минской области событие: муж врача районной больницы ездил на такси в баню… в Ригу. Сотни километров преодолевал. «Это сколько же заплатил по счетчику?» – пытались подсчитать чужие траты досужие. Ох, и долго же перемывали ему косточки!
Теперь многие разъезжают на такси и в близко находящиеся «Евроопты», и в булочные, и на работу. Можно выбирать оператора с более-менее приемлемыми расценками. А скоростной век требует оперативности передвижения, да еще эта, будь она неладна… корона… вирус, важность отделяться от толпы людей.
Но я о другом такси.
В 2010 году в Минске, а в 2012 году в Гомеле появилась услуга «социальное такси». В 2016-м опыт распространили на все регионы страны. Услуга прописана в государственной программе «О социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы», в решениях исполкомов.
Главный маршрут – на гемодиализ
Социальное такси – дело хорошее, нацеленное на поддержку наименее защищенных граждан. Территориальные центры социального обслуживания населения, финансируемые из местного бюджета, проводят тендеры и закупают эту услугу у автопарков, которые выделяют оборудованные транспортные средства и водителя. Услуга предоставляется бесплатно только ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам первой группы, семьям, воспитывающим детей-инвалидов до 18 лет.
Первоначально предполагалась широкая география поездок, помимо 5-разовой доставки вышеуказанных граждан в учреждения здравоохранения. Прописано, что по направлению из больницы или поликлиники дети-инвалиды в возрасте до 18 лет подвозятся также в оздоровительные комплексы. Для получающих услугу бесплатно можно ездить в аптеки, нотариальные конторы, ЖЭУ, вокзалы, аэропорты, банки, госорганы, организации связи, музеи, театры, цирки, выставки, непродовольственные магазины, места проведения праздников. Правда, не более двух раз в месяц.
Предусмотрена и доставка студентов-колясочников дневной формы обучения в вузы, но не более двух раз в неделю.
Не ограничено количество заказов социального такси для студентов-заочников и дистанционно обучающихся в вузах и ссузах, а также доставка в больницы людей, нуждающихся в гемодиализе, а в отделения дневного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения – инвалидов, которые проводят там свой досуг по договору. Два раза в год можно проехать на кладбище, где упокоены родные люди.
У заместителя директора автопарка № 6 г. Гомеля Виталия Атаманчука интересуюсь, насколько востребован здесь автобус специального назначения (так именуется социальное такси).
– Очень хорошая идея реализована благодаря бюджету. Это на самом деле реально действующее в нашем городе и в условиях пандемии социальное такси, – подчеркнул Виталий Геннадьевич.
– У нас задействована машина марки «Газель». Она никогда не простаивает. В свое время в территориальных центрах пошли на то, чтобы обеспечить доставку больных, которым требуется гемодиализ, причем по нескольку раз в неделю. А ведь первоначальная идея подразумевала активное использование специализированного такси для других нужд, которые вами перечислены.
– Есть ли у вас проблемы с ремонтом «Газели»? – спросила у заведующего гаражом этого автопарка Игоря Капитанова. «Все решаемо, серьезных поломок у нас не было. Машина и сегодня на линии», – отметил Игорь Петрович.
Начальник отдела организации движения Татьяна Сокорева рассказала, что автопарк № 6 уже лет восемь побеждает в тендерах на предоставление услуг территориальным центром социального обслуживания населения Центрального района. «Иногда случается проблема с двигателем, – отметила руководитель отдела. – Однако водитель старается оперативно заказать детали для ремонта, чтобы произвести его в выходной и не причинить неудобств заказчику».
Социальное такси в Гомеле можно заказать по телефонам:21-48-06 (Центральный и Железнодорожный районы);50-13-94 (Советский и Новобелицкий районы)
Услуга предоставляется бесплатно только ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам первой группы, семьям, воспитывающим детей-инвалидов до 18 лет
Одна машина на два района
В день нашего общения Галина Потапова, специалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания Советского района, приняла 16 заявок. Основной маршрут – на гемодиализ. В конце смены водитель Сергей Рабков поделился: «К 8.30 отвез мальчика-инвалида в центр радиационной медицины и экологии человека. Потом, соответственно заявкам, собрал пять человек в Советском и Новобелицком районах, нуждающихся в гемодиализе, и доставил в химзаводскую больницу. Оттуда в 12.20 забрал трех человек после процедуры, отвез домой. В 15.40 доставил на гемодиализ в то же медучреждение инвалида-колясочника с Речицкого проспекта. В 17.00 забрал пять человек, прошедших процедуру на второй смене, и развез по домам».
Обслуживать другие категории граждан, помимо бесплатников, как поделилась Галина Викторовна, отделение не в состоянии:
– Работаем на два района, наш основной маршрут в медгородок на гемодиализ. 85% поездок – доставка именно этих больных. Так что весьма затруднительно в полном объеме выполнять заявки инвалидов-колясочников, инвалидов до 18 лет. Инвалиды второй группы тоже высказывают просьбы хотя бы за половину стоимости организовать их доставку в медучреждения. (Участников Великой Отечественной войны уже единицы, месяца два от них заявок не было). На одной, причем довольно старой машине, которая у нас задействована, сделать это нереально. Специально оборудованная подъемником для колясочников машина марки «Люблин» одна, с приличным износом. Было бы здорово изыскать возможности финансирования для организации работы на нашем участке еще одного автобуса специального назначения с подъемником. Пока мы вынуждены выкраивать дни, когда не требуется доставка колясочников, чтобы автопарк мог произвести ремонт или техобслуживание. Тогда на маршрут выходит вторая машина типа стационарного такси, без подъемника, но она тоже старая.
За жизнь держись!
В промозглый, пронизывающий до костей ноябрьской зябкостью день не всякий человек выйдет из дома. Но в городе немало тех, кто выдергивает себя из квартирного тепла в любую погоду, зная: жизнь дает им шанс, и надо цепляться за нее любыми усилиями воли.
У областной специализированной клинической больницы мы и застали социальное такси из автопарка № 1. Водитель Сергей Рабков поджидал очередную пациентку после гемодиализа, чтобы помочь подняться в салон. Поддержал под руку обессилевшую (невооруженным глазом видно) пенсионерку, пока она заняла место на социальном расстоянии от других.
– Насколько знаю, в ваши обязанности не входит помощь при посадке и высадке заказчиков, – обращаюсь к Сергею Евгеньевичу.
– Да, это не прописано, но ведь все мы люди! Как человеку не помочь, если необходимо?
С такой болью сталкиваюсь ежедневно.
А мне вспомнилась характеристика, данная ему в автопарке: пока имеет только опыт полугодовой работы на столь необычном маршруте, однако на городских автобусах возил пассажиров более 20 лет. Добросовестный, внимательный. Поинтересовалась, как пришел в свою профессию? «Да я с раннего детства мечтал о работе водителем!» – поделился Сергей Евгеньевич. Рассказал, что фактически баранку социального такси унаследовал от старшего коллеги, уходившего на заслуженный отдых. Тот выражал надежду, что автобус специального назначения марки «Люблин» еще послужит в хозяйских руках профессионала. И не ошибся: машина ярко-желтого солнечного цвета, c подъемником для колясок в задней двери, с приспособленными для удобства ступеньками у боковой, досмотрена надлежаще.
Пассажирки такси на обратном пути искренне благодарили водителя.
Зинаида с улицы Косарева:
– Здорово, что есть такая услуга. Хорошо, что я живу рядом с медгородком и имею возможность прибыть самостоятельно на процедуру к 8 часам утра. Евгеньевич забирает меня в 12.20 и отвозит домой с другими пациентами из этой больницы. Вот бы выделили еще пару таких автобусов на город…
Людмила с улицы 2-й Колхозной:
– Мне сложнее добираться в медгородок по утрам. Хорошо бы, чтобы имелась возможность доставки нас на первую смену на гемодиализ на социальном такси. Ведь я еду сюда из Западного микрорайона. Только на обратном пути меня забирает социальное такси.
Интересуюсь у водителя, что чаще всего выходит из строя в автобусе специального назначения.
– Тросик сцепления, потому как нагрузка на него ежедневно большая, – отмечает он. – Снабжение автопарка держит руку на пульсе: стараются заранее обеспечить необходимым. Мы подбираем время для ремонта в те дни, когда на маршрут не записан ни один колясочник. Тогда на смену выезжает микроавтобус без соответствующего оборудования.
Надеемся, что в городе созреет решение о дополнительных автобусах специального назначения.