Вверх

Чем вам дата не угодила? Как на Гомельщине поступают с просроченными продуктами

10834 0 10:00 / 31.07.2020
У торговых сетей, реализующих продовольственные товары, есть общие проблемы: порча продуктов, окончание их срока годности и прочее. Это всегда неприятно – деньги на их закупку потрачены, а прибыли никакой. Корреспондент «Гомельскай праўды» разбиралась, что происходит с продуктами, когда их время прошло. 

IMG_20200722_122025.jpg
Творог в магазине «Доброном». Срок годности – до 20 июля, 22 июля еще лежал на прилавке. Фото автора


Решают сами – вывозить или нет

Как правило, продукции, которая признана не соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, придается нетоварный вид, и она подлежит утилизации. Маленькая партия просто выбрасывается в мусорный контейнер (предварительно вскрывается упаковка и продукция дезинфицируется), а крупная – захоранивается на свалках. По разрешению ветслужбы она может пойти на корм животным. Единого алгоритма нет: по законодательству способы и условия утилизации изъятых из обращения продуктов определяет их владелец. Чаще всего просроченный нереализованный товар возвращается обратно поставщику, а вот как он с ним поступает, остается только догадываться. К слову, зарывать пищевые отходы в землю, сбрасывать в водные объекты и в лесном фонде запрещено – это влечет административную ответственность и наказывается штрафом до тысячи базовых величин (27 000 рублей).

Ни ответа, ни привета

Тема просроченных продуктов для наших гомельских магазинов, судя по всему, неприкосновенная: пояснять, как поступают с несвежими товарами, не стали ни в одной крупной торговой сети города. Уверяли, что строго следуют правилам и ни при каких обстоятельствах не допускают появления просроченных товаров на полках магазинов. 

Рассказали только, что внедрили практику продажи продукции, у которой вскоре истечет срок годности, – выставляют ее в отдельных местах, а цены снижают чуть ли не втрое. Например, такие отделы есть в гипермаркете «Евроопт», магазинах «Доброном», «Маяк», дискаунтере «Копеечка». Ассортимент разный – молоко, сыр, красная рыба, икра, бананы, картофель, огурцы. И подчеркивают, что всегда есть обозначение – уценка. То есть люди сами знают, что покупают. 

Частный предприниматель из Рогачевского района, который согласился анонимно пообщаться с корреспондентом, заявил, что реализует продукты уже не один год. Начинал с того, что развозил товары в машине по деревням. Объемы были небольшие, так что и просрочки тоже немного. «Бывало, что хлеб не успевал продать, и он портился. В одной деревне ко мне подошли женщины и попросили его просто так отдать. Мол, срежут плохие места, подсушат и будут кур кормить. Так и с колбасой – продай, мол, дешевле, все равно выкидывать. Но я не согласился. Иногда подпорченные копчености или сыр съедал сам. Ну а что делать? Не пропадать же продуктам. Не беспокойтесь, проблем с желудком не было, – уверил предприниматель. – Общался с коллегами из магазинов. Они почти просроченный товар либо продавцам раздавали, либо списывали и втихую продавали. Но сам этого не видел, поэтому точно утверждать не могу».

Ради интереса решила проверить, продадут ли мне близкие к просрочке товары на рынке и в магазинах. На Центральном рынке в мясных отделах мне категорически отказали. Однако в одном намекнули, что могу подождать конца рабочего дня, вдруг будут какие-то остатки. С овощами оказалось проще: увядший пучок моркови продавщица Тамара согласилась отдать за 40 копеек (к слову, через три дня вся морковь испортилась). Ее коллега предлагала мягкие (упавшие, как уверяла) нектарины по четыре рубля, а черешню с запахом брожения – за три. На Давыдовском рынке в молочном павильоне во мне заподозрили работника центра гигиены и обвинили в пособничестве конкурентам. В мясном магазине «Дары от Зари» на меня посмотрели как на сумасшедшую и сделали вид, что меня нет. В «Росинке» продавец в мясном отделе просто попросил меня отойти. Правда, я заметила, что он решил заменить на витрине лоток с куриными грудками.

Не забудьте отчитаться

Раз торговые сети утверждают, что утилизируют подпорченную продукцию по правилам, сделаем вид, что так оно и есть. Но как быть с фактами, когда просрочка время от времени оказывается в пакетах невнимательных покупателей? 

В целом нарушения в части продажи продукции ненадлежащего качества регистрируются каждый год – их не становится ни меньше, ни больше. Только за шесть месяцев 2020-го в торговых объектах Гомельщины госсаннадзор области выявил 517 случаев реализации продукции с истекшим сроком годности. А это 17% от удельного веса выявляемых нарушений. Забраковано около 2,7 тонны продовольственных товаров. А всего по разным причинам (в том числе из-за неправильной маркировки, нарушения целостности упаковки и прочего) – около девяти тонн пищевых продуктов. 

Летом проблема особенно актуальна: нередко в жаркую погоду торговые сети не следят за состоянием холодильников, а из-за изменения температурных режимов сокращается срок годности. В июне нарушения выявили в торговых объектах Речицкого райпо, Гомельского, Светлогорского, Рогачевского филиалов Гомельского областного потребительского общества, «Припятского альянса», «Табаквинторга», «Евроопта». Была без маркировки и неправильно хранилась продукция в магазинах «Агроинторг», «Алеся», ОАО «Речицкий КХП» и многих других.
 
– Факты недобросовестных продаж встречаются в объектах всех форм собственности – частных, государственных и ведомственных. Вместе с тем частники стараются больше следовать законодательству, а вот организации облпотребсоюза среди худших по всем показателям, – пояснила заведующая отделением гигиены питания областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Светлана Колеснева. – При выявлении нарушений всегда выносим требования о запрете реализации товара, его изъятии из продажи и утилизации. По результатам магазины должны отчитаться нам о проделанной работе. При необходимости также выходим на объекты, чтобы убедиться в выполнении предписаний. Их уже торговые сети исполняют добросовестно. 

Определенных товаров, которые чаще других встречаются с истекшим сроком годности на прилавках, нет. Попадается мясная продукция, молочная, плодоовощная, приправы, консервы, напитки, полуфабрикаты и прочее. На некоторых сказывается сезон. Например, летом просроченного мороженого на прилавках нет, а вот зимой из-за низкого спроса вполне возможно. Бывает, сами продавцы не учитывают, что у товара в вакуумной и вскрытой упаковках разные сроки хранения. Например, сосиски в газовой среде могут лежать в холодильнике 20 дней, а открытые – до семи суток. 

Оправдания у продавцов, пойманных на плохой работе, примерно одинаковые – недосмотрели. Случается, говорят, что такую продукцию получили от производителя (например, несколько раз замороженную и размороженную рыбу), обещают исправиться, но по факту ничего не делают. Или прибегают к уловкам, чтобы скрыть от глаз потребителей про­срочку и побыстрее ее продать. Например, могут надорвать, заштриховать, зацарапать срок годности или дату изготовления. Тогда, как отмечают специалисты, продукция перекочевывает из раздела «просроченных товаров» в раздел «с неполной маркировкой». Таких случаев за полгода – 442. есть еще хитрости. Продукцию с почти истекшим сроком годности ставят на прилавках в первых рядах, более свежую – подальше, а мелкие товары, которые не пользуются популярностью, но их нужно реализовать, – специи, различные добавки, леденцы – выставляют у касс. Вдруг кто купит. 

– План надзорных мероприятий находится в общем доступе – на сайте центров гигиены. Если торговые объекты захотят, они могут узнать, когда к ним придет проверка, и как-то подготовиться. Однако чаще всего никто не интересуется. А бывает и так, что в торговом объекте знают о приходе работников центра гигиены, но нарушения не исправляют, – отметила Светлана Колеснева.

Вы кто такие? Мы вас не ждали

Сейчас мониторинги торговых сетей проводятся в основном по жалобам потребителей либо проверяются точки, которые ранее были уличены в недобросовестных продажах. Корреспонденту «Гомельскай праўды» удалось побывать на одном из таких мониторингов. 

Объектом для визита специалистов Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии стал магазин «Доброном», расположенный на улице Быховской в областном центре. К слову, здесь в прошлом году специалисты выявили несколько наименований просроченных товаров. 

Первым делом оценили внешний вид свежих фруктов и овощей. И с ходу указали на лоток с уцененными продуктами. По словам специалистов, товары в таком – испорченном – виде нельзя продавать. Есть шанс, что кто-то из покупателей отравится. Так что потребовали немедленно убрать этот лоток. Также внимание привлекли увядший картофель, капуста с темными пятнами и почерневшие бананы. 

Следующие отделы – молочный и колбасный. В них специалисты исследуют продукцию наиболее тщательно, ведь здесь есть скоропортящиеся продукты и те, которые залеживаются на полках дольше положенного срока. 

В этот раз «Доброном» тоже оказался не идеальным магазином: нашлись три пачки творога с двухдневной просрочкой (мониторинг был 22 июля, срок годности – по 20 июля). На полке лежал надрезанный батон вареной колбасы без указания даты вскрытия упаковки. В хлебном отделе булочки для хот-догов тоже на пару дней просрочены, а упаковка разорвана по шву.
По словам специалистов, администрации магазинов по-разному относятся к мониторингам: кто-то реагирует нормально, а кто-то грубит. Часто грозятся, что будут жаловаться в вышестоящие органы, начинают снимать видео, заявляют, что специалистов подослали конкуренты. 

В целом сейчас нарушения если и выявляются, то не в глобальном масштабе: редко с витрин убирают сразу всю партию товара. На ответственном отношении торговых сетей к своей работе в большей степени сказываются штрафы, которые можно получить за продажу про­срочки – до 500 базовых величин (13,5 тысячи рублей). К тому же никому не хочется, чтобы у магазина была «просроченная» репутация.

Лучше лишний раз перепроверить

Как пояснили в городской организации Белорусского общества защиты прав потребителей, покупатели нечасто заходят так далеко, чтобы разбираться с крупными торговыми сетями из-за просроченного сырка. Обычно им удается разрешить ситуацию простым разговором. Однако потребитель всегда должен оставаться бдительным. Взяв в магазине в руки какой-то товар, необходимо проверить срок годности. Если таких данных нет или нарушена маркировка, стоит обратить на это внимание администрации торговой точки и проследить, чтобы товар убрали с прилавка. Либо сделать соответствующую запись в книге замечаний и предложений. Если так случилось, что все-таки вы приобрели просрочку, имеете право по чеку вернуть товар в магазин, заменить его или получить обратно деньги. 

За шесть месяцев этого года в торговых объектах Гомельщины госсаннадзор области 
забраковал около 2,7 тонны просроченной продукции

Вместе с тем администрация магазина (в том числе и ответственные за выкладку товара работники) не вправе отчитывать покупателей за то, что они проверяют сроки годности каждой продукции, которую сами собираются купить. Но это не должно доходить до абсурда – когда человек специально ходит по магазинам, чтобы указывать администрации на недоработки. Это запрещено законом. В указе Президента от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» прописано, что физические лица, общественные объединения и коммерческие организации (за исключением профсоюзов) не вправе проводить контрольные мероприятия в торговых организациях. Иными словами, проверять магазины на просрочку могут только специалисты. 

Как у соседей

Пока в Беларуси еще нет альтернативных вариантов, как поступать с просрочкой, кроме как выбросить ее в мусорное ведро. Существуют лишь отдельные инициативы. Например, в социальной сети «ВКонтакте» открыты группы «Фудшеринг. Отдам даром еду», где есть возможность поделиться друг с другом продуктами. Здесь предлагают всё – начиная со свежих овощей и заканчивая вскрытыми упаковками с крупами и детским питанием. Есть проект белорусского банка продовольствия Pishcha. Он забирает из торговых сетей продукты с истекающим сроком хранения и передает их нуждающимся при помощи благотворительных организаций и социальных учреждений. Но в последнее время о проекте мало что слышно. В Минске существует сервис «Смачнаежка»: рестораны, кафе, пекарни, столовые, продовольственные магазины и отели продают нереализованные в течение дня блюда.

В Европе к проблеме перерасхода продуктов подходят более серьезно. Например, в Дании в 2016 году открылся супермаркет, реализующий просрочку. В Авст­ралии есть мобильные приложения, с помощью которых можно узнать адреса ресторанов, где предлагают купить излишки еды со скидкой. Также там указаны магазины, где продукты с заканчивающимся сроком годности продаются по сниженным ценам.

Два года назад в Финляндии в торговом центре открылась точка с продуктами, срок годности которых скоро закончится, уже истек или же они были забракованы магазинами, еще не поступив в продажу, но которые по-прежнему пригодны для употребления и не несут риска для здоровья. 

В Германии, Австрии и Швейцарии есть интернет-платформа Foodsharing.de. На сайте частные лица, ретейлеры и производители предлагают забрать продукты питания с истекшим сроком хранения, но пригодные в пищу, которые в ином случае были бы выброшены. Также австрийские власти планируют обязать супермаркеты бесплатно отдавать благотворительным организациям просроченные, но еще пригодные к употреблению продукты. 
ЧП и криминал

0 Обсуждение Комментировать