Идея-то хорошая
В стране такого музея нет. Где-то выставлены отдельные экспозиции, как, например, в Музее истории печати и фотографии в Гомеле. Когда-то в Минске был музей фототехники на Притыцкого, 14, но давно закрылся.
– Разве сложно найти помещение? Не в Гомеле, так в Буда-Кошелеве. Или в Коммунаре, – разводит руками Дмитрий.
Может, и несложно. Но музей, как мы понимаем, это не только и не столько коллекция, сколько атмосфера, подача. Персонал, наконец. Еще должен быть интерес у публики. Иначе идея не окупится. Все это понимает и Жавнерович. Директорствовать в музее не планирует. В первую очередь он фотограф, причем идейный, затем коллекционер. К идейности мы еще вернемся. Ему 49 лет, до пенсии далеко. Работает инженером на «Гомелькабеле». Ездит на работу из района в район. Время для хобби находится с трудом. Найдется ли для музея?
В любом случае он полон оптимизма и решительности. На официальном уровне общался пока только с представителями Буда-Кошелевского райисполкома. Там идею поддержали, заверили, что окажут содействие.
Возвращение к истокам
Желание открыть музей становится предельно понятным, когда переступаешь порог квартиры. Полки на стенах гнутся под тяжестью больших, средних и маленьких фотоаппаратов. Коллекция неумолимо съедает всё больше жилого пространства у обитателей однушки – самого Дмитрия, его супруги и кошки.
Коллекционирование как наркотик – человек физически не может остановиться. Интересуемся, как жена терпит подобное. «Приняла и простила, – признается он. – Знает, что это делает меня счастливым».
Каждое обновление коллекции – кусочек гарантированного счастья на несколько дней. Долгое отсутствие обновок – повод для депрессии. Так и живет.
Коллекционер со своей детской мечтой – фоторужьем из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
С чего началась эта страсть? Фотографировать научил отец. У них был ФЭД-2 – икона советской фототехники. Кстати, если не знали, выпущенный в 1930-е ФЭД был почти полной копией немецкой Leica. Первую фотографию Дмитрий сделал в 1983-м.
С чего началась эта страсть? Фотографировать научил отец. У них был ФЭД-2 – икона советской фототехники. Кстати, если не знали, выпущенный в 1930-е ФЭД был почти полной копией немецкой Leica. Первую фотографию Дмитрий сделал в 1983-м.
Когда записался в фотокружок при Доме культуры, уже всё знал и умел. Снимал природу, людей. Много снимков привез со службы в армии. Первый фотоаппарат был утерян, появились другие. Хобби переросло в ремесло: снимал свадьбы, в том числе на видео. Вместе со всеми переходил на пленку, цифру. Называет себя «никонистом», хотя и к марке Canon, говорит, особых претензий нет.
Дальше пошло-поехало. Коллекцию обновляет в основном через интернет-магазины, например, eBay. Наведывается на барахолки в Гомеле, Минске, Киеве, Москве. Участвует в интернет-аукционах таких же коллекционеров.
Дорогое, небось, удовольствие? Отвечает так: «Бывает, мучительно думаю – купить один за 100 долларов или 20 разных за ту же сумму».
Из картона, шпионские… И даже как у Шарика
«Повторок» в коллекции нет. Важный момент: абсолютно все экземпляры рабочие. Хотя снимал далеко не всеми. К примеру, не снимал одноразовым фотоаппаратом в картонном(!) корпусе от американской автокомпании – ими оснащали автомобили для фотофиксации в случае аварии места ДТП.
Есть гарантированно привлекающий внимание экземпляр – банка пива «Балтика». От обычной почти не отличимая. Внутри – пленочная фотокамера. Одноименная пивоваренная компания выпустила такие ограниченным тиражом по случаю юбилея.
Удивляет и фотоаппарат Sony «допленочной» эры с записью на дискете (вставляется внутрь). И Codac 1981 года с записью на круглом магнитном диске, с памятью на семь-восемь фотографий. Такой вот предшественник цифровой эры.
Старейший экземпляр – один из первых серийных фотоаппаратов Codac модели 1898 года. Тоже рабочий.
А есть шпионские, спрашиваем? «Сколько угодно», – улыбается Дмитрий. И тут же выкладывает с десяток: похожие на пачки сигарет американские «Кодаки», Pentacon и наши малютки – «Вега», «Киев».
Извлечен из шкафа и самый крупный экземпляр. Детская мечта коллекционера. Загорелся, когда увидел мультик «Каникулы в Простоквашино». Это то самое фоторужье Шарика или комплект «Фотоснайпер» с прикладом, камерой «Зенит» и объективом «Таир». Вещь внушительная. Когда-то производилась для спецслужб, но позже поступила в свободную продажу.
Чаще останавливайте время
Есть подводные и противоударные фотокамеры. Детские, в виде пингвинчика. Маленькие и побольше, дорогие и дешевые, пленочные и зеркальные. Еще кинокамеры – 15 штук. Некоторые из последних совсем миниатюрные – меньше фотоаппаратов. Про каждую вещь из коллекции Дмитрий может долго рассказывать.
В роли экскурсовода себя уже пробовал. Выставлялся на разных музейных площадках в Буда-Кошелеве, Гомеле. Такие выставки, по его словам, отнимают кучу времени, средств, а отдача минимальная. Интерес у публики вялый. Отдельный музей – совсем иной уровень.
Жавнерович не ведет речь о каких-то материальных выгодах. Готов безвозмездно передать коллекцию будущему музею. В первую очередь интересует возможность поделиться делом всей жизни – тем, по сути, что делает его счастливым. Он действительно видит прекрасное в фототехнике «ретро», не только в дизайне.
Почему же Дмитрий все-таки идейный фотограф. Ему по-настоящему нравится снимать, что он и делает уже не один десяток лет. Да, это подработка: свадьбы, другие мероприятия. Но нередко он фотографирует и снимает видео бесплатно – для детских кружков, танцевальных студий, модельных агентств, центров соцобслуживания населения. Снимает фестивали, концерты, творческие вечера. Отказываясь от гонорара, удивляет многих своих коллег. Как и руководителей тех учреждений, где проходили съемки. Сам говорит, что не хочет брать денег с детей и пенсионеров.
Открытие музея – действительно непростая инициатива. Но у бескорыстного человека, верящего в свои силы, всё может получиться. Пусть не сразу, пусть не в этом году. По крайней мере, в это хочется верить.
И напоследок, пожелание от Дмитрия Жавнеровича, идейного фотографа из Коммунара: «Чаще снимайте и сохраняйте фото. Переносите их в фотоальбомы. Чаще в них заглядывайте. Каждый снимок – кусочек истории. Истории вашей семьи, нашей Родины. Помните, с помощью фото-, видеотехники мы останавливаем время».