Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Не пиво, а фотоаппарат. В коллекции Дмитрия Жавнеровича из Коммунара Буда-Кошелевского района 530 единиц фото- и видеотехники

5332 0 12:55 / 02.03.2021
Однокомнатная квартира Дмитрия Жавнеровича в Коммунаре Буда-Кошелевского района ломится от фотоаппаратов и кинокамер. Всего их 530. «На музей хватит», – говорит мужчина.
4E6A4681.JPG
Идея-то хорошая
В стране такого музея нет. Где-то выставлены отдельные экспозиции, как, например, в Музее истории печати и фотографии в Гомеле. Когда-то в Минске был музей фототехники на Притыцкого, 14, но давно закрылся. 
– Разве сложно найти помещение? Не в Гомеле, так в Буда-Кошелеве. Или в Коммунаре, – разводит руками Дмитрий. 

Может, и несложно. Но музей, как мы понимаем, это не только и не столько коллекция, сколько атмосфера, подача. Персонал, наконец. Еще должен быть интерес у публики. Иначе идея не окупится.  Все это понимает и Жавнерович. Директорствовать в музее не планирует. В первую очередь он фотограф, причем идейный, затем коллекционер. К идейности мы еще вернемся. Ему 49 лет, до пенсии далеко. Работает инженером на «Гомелькабеле». Ездит на работу из района в район. Время для хобби находится с трудом. Найдется ли для музея?

В любом случае он полон оптимизма и решительности. На официальном уровне общался пока только с представителями Буда-Кошелевского райисполкома. Там идею поддержали, заверили, что окажут содействие. 

Возвращение к истокам
Желание открыть музей становится предельно понятным, когда переступаешь порог квартиры. Полки на стенах гнутся под тяжестью больших, средних и маленьких фотоаппаратов. Коллекция неумолимо съедает всё больше жилого пространства у обитателей однушки – самого Дмитрия, его супруги и кошки.

Коллекционирование как наркотик – человек физически не может остановиться. Интересуемся, как жена терпит подобное. «Приняла и простила, – признается он. – Знает, что это делает меня счастливым».

Каждое обновление коллекции – кусочек гарантированного счастья на несколько дней. Долгое отсутствие обновок – повод для депрессии. Так и живет. 

4E6A4732.JPG
Коллекционер со своей детской мечтой – фоторужьем из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
С чего началась эта страсть? Фотографировать научил отец. У них был ФЭД-2 – икона советской фототехники. Кстати, если не знали, выпущенный в 1930-е ФЭД был почти полной копией немецкой Leica. Первую фотографию Дмитрий сделал в 1983-м. 

Когда записался в фотокружок при Доме культуры, уже всё знал и умел. Снимал природу, людей. Много снимков привез со службы в армии. Первый фотоаппарат был утерян, появились другие. Хобби переросло в ремесло: снимал свадьбы, в том числе на видео. Вместе со всеми переходил на пленку, цифру. Называет себя «никонистом», хотя и к марке Canon, говорит, особых претензий нет. 
А потом… Встретил свадебного фотографа, который использовал старый «Зенит». Не для съемки, а как красивый аксессуар. Проникся и купил такой же. Затем вспомнил свой первый ФЭД-2. Тоже купил и удивился: не тот. Позже узнал, что были разные модификации второго ФЭДа.

Дальше пошло-поехало. Коллекцию обновляет в основном через интернет-магазины, например, eBay. Наведывается на барахолки в Гомеле, Мин­ске, Киеве, Москве. Участвует в интернет-аукционах таких же коллекционеров.

Дорогое, небось, удовольствие? Отвечает так: «Бывает, мучительно думаю – купить один за 100 долларов или 20 разных за ту же сумму». 
Из картона, шпионские… И даже как у Шарика
«Повторок» в коллекции нет. Важный момент: абсолютно все экземпляры рабочие. Хотя снимал далеко не всеми. К примеру, не снимал одноразовым фотоаппаратом в картонном(!) корпусе от американской автокомпании – ими оснащали автомобили для фотофиксации в случае аварии места ДТП.

Есть гарантированно привлекающий внимание экземп­ляр – банка пива «Балтика». От обычной почти не отличимая. Внутри – пленочная фотокамера. Одноименная пивоваренная компания выпустила такие ограниченным тиражом по случаю юбилея.

Удивляет и фотоаппарат Sony «допленочной» эры с записью на дискете (вставляется внутрь). И Codac 1981 года с записью на круглом магнитном диске, с памятью на семь-восемь фотографий. Такой вот предшественник цифровой эры.

Старейший экземпляр – один из первых серийных фото­аппаратов Codac модели 1898 года. Тоже рабочий.

А есть шпионские, спрашиваем? «Сколько угодно», – улыбается Дмитрий. И тут же выкладывает с десяток: похожие на пачки сигарет американские «Кодаки», Pentacon и наши малютки – «Вега», «Киев».

Извлечен из шкафа и самый крупный экземпляр. Детская мечта коллекционера. Загорелся, когда увидел мультик «Каникулы в Простоквашино». Это то самое фоторужье Шарика или комплект «Фотоснайпер» с прикладом, камерой «Зенит» и объективом «Таир». Вещь внушительная. Когда-то производилась для спецслужб, но позже поступила в свободную продажу.
Чаще останавливайте время
Есть подводные и противо­ударные фотокамеры. Детские, в виде пингвинчика. Маленькие и побольше, дорогие и дешевые, пленочные и зеркальные. Еще кинокамеры – 15 штук. Некоторые из последних совсем миниатюрные – меньше фотоаппаратов. Про каждую вещь из коллекции Дмитрий может долго рассказывать.

В роли экскурсовода себя уже пробовал. Выставлялся на разных музейных площадках в Буда-Кошелеве, Гомеле. Такие выставки, по его словам, отнимают кучу времени, средств, а отдача минимальная. Интерес у публики вялый. Отдельный музей – совсем иной уровень.

Жавнерович не ведет речь о каких-то материальных выгодах. Готов безвозмездно передать коллекцию будущему музею. В первую очередь интересует возможность поделиться делом всей жизни – тем, по сути, что делает его счастливым. Он действительно видит прекрасное в фототехнике «ретро», не только в дизайне. 

Почему же Дмитрий все-таки идейный фотограф. Ему по-настоящему нравится снимать, что он и делает уже не один десяток лет. Да, это подработка: свадьбы, другие мероприятия. Но нередко он фотографирует и снимает видео бесплатно – для детских кружков, танцевальных студий, модельных агентств, центров соцобслуживания населения. Снимает фестивали, концерты, творческие вечера. Отказываясь от гонорара, удивляет многих своих коллег. Как и руководителей тех учреждений, где проходили съемки. Сам говорит, что не хочет брать денег с детей и пенсионеров.

Открытие музея – действительно непростая инициатива. Но у бескорыстного человека, верящего в свои силы, всё может получиться. Пусть не сразу, пусть не в этом году. По крайней мере, в это хочется верить.

И напоследок, пожелание от Дмитрия Жавнеровича, идейного фотографа из Коммунара: «Чаще снимайте и сохраняйте фото. Переносите их в фотоальбомы. Чаще в них заглядывайте. Каждый снимок – кусочек истории. Истории вашей семьи, нашей Родины. Помните, с помощью фото-, видеотехники мы останавливаем время». 
















Культура
Фото Олега Белоусова

0 Обсуждение Комментировать