Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Историк из Гомеля о том, как сегодня говорить о прошлом с учениками

2050 0 16:23 / 01.10.2022
Учителя истории Николая Буракина хорошо знают не только в родной 61-й школе, где он работает вот уже пятнадцать лет, но и в Гомеле вообще. Во многом потому, что он желанный гость на диалоговых площадках, где обсуждаются вопросы истории. И дело даже не в академическом образова­нии, полученном в стенах БГУ, а в том, что он умеет взвешенно и аргументиро­ванно доносить до слуша­телей свою позицию. Не избегая при этом острых углов, которыми так бога­та история любого наро­да. Накануне Дня учителя Николай Аркадьевич стал гостем редакции городского журнала "Белка" и поделился своими мыс­лями о профессии, учени­ках и, конечно же, о своём любимом предмете.


АВТОРИТЕТЕН, НО НЕ АВТОРИТАРЕН

— История меня ин­тересовала ещё со школьной скамьи. Всегда много читал, исторические книги воспринимал как своеобразную машину време­ни. Благодаря им запросто мог перенестись на сотни лет на­зад, представить себя участ­ником тех или иных событий. Согласитесь, в детском, да и в подростковом возрасте от та­ких возможностей дух захва­тывает. Так что истфак БГУ по мне, как говорили учите­ля, «давно плакал».

После учёбы распределение получил в Советский район Гомеля. В отделе кадров мне предложили на выбор школы 61-ю и 39-ю. Поскольку ни об одной из них я представле­ния не имел, выбрал ту, кото­рая ближе к дому. И не ошиб­ся: 61-я — школа с солидной историей, традициями, име­нем и авторитетом.

Хорошо помню свой пер­вый разговор с тогдашним директором школы Васили­ем Степановичем Николаен­ко. Сейчас даже немного стыд­но: пришёл к нему на собесе­дование не очень серьёзно на­строенный, с перебинтован­ной головой, в одежде, стату­су учителя неподходящей. У меня вообще тогда был пери­од разброда и шатания, думал, отработаю распределение и уйду.

Василий Степанович внимательно на меня посмо­трел и задал единственный вопрос: «Вы готовы сеять раз­умное, доброе, вечное?» Сна­чала я эти слова за професси­ональную иронию принял, но когда в серьёзные и оценива­ющие глаза директора взгля­нул, понял, что он не шутит. Подумал и ответил: «Готов!» Ну, а коль груздем назвался…

Без помощи старших коллег не обошлось, до сих пор бла­годарен Ирине Анатольевне Мар­шаловой и Людмиле Иванов­не Гасаковой. Именно они от­крыли мне главный педагоги­ческий секрет: учитель исто­рии должен быть авторите­том в глазах детей, но ни в ко­ем случае не быть по отноше­нию к ним авторитарным. В силу специфики предмета, так сказать. Физик, химик, математик — может. Потому что закон Ома, формула серной кислоты или таблица умно­жения обсуждению не подле­жат. В истории, даже если это школьный учебный предмет, так не бывает.


НЕПОСТОЯНСТВО МУЗЫ КЛИО

— Сам я учился в 90-е и смею утверждать, что тог­дашние учебники мало чем отличались от современных. А вот некоторые смысловые акценты со временем измене­ния претерпели. И это зако­номерно, ведь история всегда обслуживает идеологически ту власть, которая существу­ет в данный момент. Не быва­ет истории в чистом виде, раз­ве что в академической науке, и то не всегда.

Исторические факты и со­бытия интерпретировать мож­но по-разному, исходя из мно­гих факторов. При этом важ­но помнить, что история как школьный предмет должна воспитывать подрастающее поколение в соответствии с те­ми ценностями, которые при­оритетны для государства. А уж какие это ценности, каж­дое государство решает, ис­ходя из собственных интере­сов. Например, надо было на этапе становления белорус­ской государственности про­демонстрировать стремле­ние белорусов к независимо­сти, в том числе и от России, на щит поднимался не только Калиновский, но и Костюшко, и Мицкевич.

Возьмём пример пребыва­ния Западной Белоруссии в составе довоенной Польши. Не хотела советская власть портить отношения с руко­водством ПНР, и о притесне­ниях белорусов в этот период молчали. Даже дату 17 сентя­бря, которую мы недавно от­праздновали, лишний раз не вспоминали.

С Украиной то же самое. Когда в 70-е пой­мали одного из палачей Ха­тыни, Щербицкий, тогдаш­ний глава УССР, упросил ру­ководство СССР не предавать огласке этот факт. Дабы не портить отношения между братскими народами офи­циально, а неофициально — чтобы не вскрылись фак­ты того, что украинские на­ционалисты творили на на­ших землях в период оккупа­ции.

О геноциде белорусско­го народа в годы Великой От­ечественной войны тоже за­говорили относительно не­давно, многие десятилетия молчав об этом из сообра­жений политкорректности.

Да, событие в истории нель­зя придумать. Если оно было, то оно было. Но вот оценить его, придать ему то или иное звучание можно по-разному. Повторюсь, это нормально. Плохо, когда делается это ча­сто и на протяжении коротко­го временного промежутка.


НЕ УЧЁТНАЯ ЕДИ­НИЦА В КЛАССЕ

— У современных детей тяга к истории тоже есть. Осо­бенно в старших классах, ког­да начинается изучение Ве­ликой Отечественной войны. Так что неправда, что они не интересуются прошлым.

Но тут другая проблема появляется. Сейчас источни­ков информации очень мно­го, и моя главная задача — научить детей воспринимать её критично. В силу возрас­та они часто отдают предпо­чтение сайтам с так называе­мой альтернативной истори­ей. И затем с этими знаниями приходят на урок. В том, что они транслируют эту инфор­мацию, я вижу исключитель­но знак доверия.

Бояться альтернативно­го изложения темы ни в ко­ем случае нельзя, наоборот — надо обсуждать её убеди­тельно и аргументированно. Для этого важно не только прекрасно знать предмет, но и уметь этими знаниями де­литься. В университете это­му не научат, навыки приоб­ретаются только на практике.

Да, с современными деть­ми бывает нелегко. Они более неза­висимые, более раскованные, более свободные в суждени­ях. Банальность, но выход я вижу в индивидуальном под­ходе к каждому.

Своих девя­тиклассников веду с пято­го класса. И за это время по­нял: если ребёнок себя непра­вильно ведёт, это не его вина, за этим что-то стоит. В таком возрасте очень влияет окру­жение. Когда хорошо знаешь ученика и понимаешь, ключ к нему найти легче. На кого-то надо надавить и заставить, с кем-то достаточно погово­рить по душам, кого-то при­стыдить.

В любом случае, ре­бёнок должен ощущать свою значимость для тебя, пони­мать, что он не учётная еди­ница в классе.


Общество

0 Обсуждение Комментировать