Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Бюджетный рубль под контролем Минфина

3076 0 00:41 / 03.03.2021
Одна из основных функций Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Гомельской области – контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, эффективным и целевым использованием бюджетных средств. Как сработал коллектив в минувшем году, «Гомельскай праўдзе» рассказал начальник главного управления Евгений Баранов. 

4E6A0078.JPG
Бюджетные деньги не должны улетать в трубу по вине некомпетентных руководителей. Фото Олега Белоусова

– Евгений Петрович, год был непростым, в первую очередь из-за эпидемиологической ситуации, но контроль не ослабевал, задачи выполнялись. Стало быть, можно подвести итог?

– Мы продолжили конт­ролировать, устанавливать и предупреждать нарушения и добиваться возмещения незаконного расходования каждого бюджетного рубля посредством предварительного контроля, проведения проверок и мониторингов.

За 2020 год на стадии предварительного контроля предотвращено незаконное, нецелевое и с нарушением бюджетного законодательства расходование средств бюджета в 310 случаях на общую сумму 1324,8 тысячи рублей.

За нарушение законодательства в учреждения банков на бесспорное взыскание средств со счетов должников предъявлено платежных инструкций на общую сумму 149 863 тысячи рублей. Решения о приостановлении операций по банковским счетам приняты по 42 субъектам. В бюджет взыскано 86 734,2 тысячи рублей.

– Проверки проводились по определенному графику?

– На Гомельщине, как и в других областях, исполняются планы выборочных проверок. Каждое полугодие они размещаются на официальном сайте Комитета государственного контроля. Также действуют планы проверок государственных органов. По поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам назначаются внеплановые проверки.
В целом за год проведено 108 проверок субъектов хозяйствования различных форм собственности и сфер деятельности. В 84 установлены нарушения, повлекшие незаконное расходование средств бюджета на сумму 1267,1 тысячи рублей.

– С какими нарушениями сталкиваетесь чаще всего?

– Наибольший удельный вес, почти 40%, занимают нарушения в оплате труда, связанные с установлением надбавок и доплат, выплатами премий сверх планового фонда, содержанием сверх­штатной и сверхлимитной численности работников.

31,4% нарушений – оплата завышенных по разным причинам объемов и стоимости ремонтно-строительных работ. Также это расходы, профинансированные из бюджета, подлежащие восстановлению за счет средств от приносящей доходы деятельности. Еще завышения в оплате коммунальных и других услуг.

В 44 учреждениях и организациях выявлено вреда и других нарушений на сумму 2156,7 тысячи рублей. В органы уголовного преследования передано 32 материала проверок. Установлено нецелевое использование материальных ресурсов, приобретенных за счет средств бюджета, в трех организациях на сумму 2,9 тысячи рублей. Излишки денежных средств и материальных ценностей на сумму 44,1 тысячи рублей выявлены в 10 организациях.

– Насколько неэффективно используются бюджетные средства?

– Факты неэффективного использования бюджетных средств и материальных ценностей установлены у 12 проверенных субъектов на сумму 426,1 тысячи руб­лей. Чаще всего это связано с приобретением стройматериалов, которые долгое время не используются субъектами; изготовлением проектно-сметных документаций по объектам строительства, не включаемых в перспективные и текущие планы; выполнением текущего и последующего капитального ремонта одного и того же объекта.

– Разумеется, виновные должностные лица привлекались к ответственности.

– За допущенные нарушения законодательства в бюджет поступило административных штрафов в сумме 28 тысяч рублей. К дисциплинарной и материальной ответственности, включая лишение дополнительных выплат стимулирующего характера, привлечены 159 лиц. От занимаемых должностей освободили двух человек. Но это не цель нашей деятельности, а вынужденная мера, поскольку отдельные должностные лица субъектов проигнорировали требования законодательства и не приняли во внимание усилия по профилактике нарушений.
Хотелось бы отметить, что проверками предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства бюджетных и иных государственных средств в сумме 119,7 тысячи рублей.

Дополнительно в бюджет поступило 193,1 тысячи руб­лей – это проценты, начис­ленные на суммы незаконного расходования средств бюджета.

– Какие нарушения более характерны для учреждений социальной сферы?

– Из года в год, проверяя объекты соцсферы, мы выявляем немало нарушений законодательства, регулирующего в том числе внебюджетную деятельность. При оплате за услуги связи взимается абонементная плата по завышенному тарифу. Выплата заработной платы совместителям производится за неотработанное время, а в штатные расписания включаются сверхнормативные штатные единицы. Также незаконно выплачиваются надбавки отдельным категориям работников за счет средств, выделяемых по чернобыльской программе.

– А в других отраслях?

– В организациях ЖКХ устанавливаются факты включения в расчет потребности в субсидиях недостоверных данных об объемах оказанных населению услуг и суммах полученной выручки. Бывают случаи неправильной индексации тарифов на коммунальные услуги, оказываемые бюджетным организациям.

В строительной отрасли и в том же ЖКХ выявляются факты неэффективного расходования средств бюджета. Устанавливаются завышения стоимости работ в части неправильного применения расценок, определения расходов и плановой прибыли. По объектам жилфонда в акты выполняемых работ незаконно включали налог на добавленную стоимость. Подрядные организации не возмещали расходы по электро- и теплоэнергии в период производства работ, завышали объемы этих работ.

Серьезной проблемой в аграрном секторе остается организация учета крупного рогатого скота и его молодняка. Фиксируются приписки привесов и надоев молока, а также начисление и выплата заработной платы за эти приписки.

Проверками выявляются недостача поголовья, связанная обычно с сокрытием падежа скота или реализацией мяса населению и ИП по ценам ниже себестоимости.

– Конечно, особое внимание уделяете профилактике нарушений?

– Профилактическая направленность контрольной (надзорной) деятельности продекларирована действующим законодательством. Нашим управлением в 2020 году проведено 30 мероприятий профилактического и предупредительного характера, в том числе 14 семинаров-совещаний и 13 мониторингов, по результатам которых в бюджет поступило 357,1 тысячи рублей.

Ежегодно обобщаем и направляем отраслевым службам информационные материалы, в которых приводим весь спектр встречающихся нарушений. Полагаем, это станет поводом для проведения в отраслях работы над ошибками, принятия мер по соблюдению бюджетного законодательства, повышению квалификации и практического опыта работников.

Мы открыты для любого диалога, готовы вместе с получателями бюджетных средств участвовать в профилактических и обучающих мероприятиях. Результатом станет устойчивое снижение нарушений, рост эффективности использования финансов и, как следствие, стабильное развитие региона.
Актуально


20240419_091146.jpg
Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать