Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Не ругайте. Помогите. О проблемах подростков и ошибках родителей рассказывает специалист

4852 0 17:38 / 11.04.2021
О печальных последствиях, к которым приводит употребление наркотиков, говорится на каждом шагу. Но что толкает подростков сделать шаг навстречу запрещенным веществам, становится известно только в кабинете врача психиатра-нарколога. О том, как непонимание в семье может стать для ребенка толчком в бездну, журналисту "Гомельскай праўды" рассказала врач-нарколог областного наркологического диспансера Светлана Семученко. 

information_items_271.jpg
Ребенок на приеме у врача сказал: «Наша семья – это люди, просто живущие под одной крышей»

С чего все начинается

– Как по поведению подростка понять, что он начал принимать психоактивные вещества? 

– У ребенка наблюдаются нарастающая скрытность, стремление к уединению, смена настроения, поздний отход ко сну, заторможенность, вялость, ухудшение памяти и внимания, снижение успеваемости, трудности в сосредоточении на конкретной задаче или деле, смена круга общения. Он избегает общения с родителями, беспричинно уходит из дома, прогуливает занятия. Особенно нужно обращать внимание на это осенью и вес­ной. Эти две поры года – самые психологически напряженные для подростков: окончание летних каникул и необходимость переключения на учебный процесс, подготовка к выпускным экзаменам, несоответствие ожиданий и реальности, связанных с поступлением. 

– Заметив что-то из названного вами списка, нужно сразу несовершеннолетнего отправлять к врачу? 

– Следует проконсультироваться с психологом в учреждении образования или территориальном центре соцобслуживания населения – возможно, у подростка эмоциональные проблемы, он даже не пробовал наркотики. Врач психиатр-нарколог решает проблемы химических зависимостей, то есть когда ввиду злоупотребления наркотических, психотропных веществ, алкогольных и слабоалкогольных напитков и пива у ребенка появляются патологические состояния и расстройства. В таких случаях ребенок добровольно вместе с законным представителем обращается в медицинское учреждение и анонимные консультативные подростковые наркологические кабинеты, расположенные во всех районах Гомеля. Также помощь оказывается, если нарколог получает официальную письменную информацию от комиссии по делам несовершеннолетних, милиции, учреждения образования о том, что подросток употреблял психоактивное вещество.

Не хочу, не буду

– Охотно ли несовершеннолетние обращаются к специалистам? 

– Подростки боятся, что их поставят на учет, будут проблемы с поступлением, получением водительских прав, друзья станут подшучивать, поэтому интересуются мнением некомпетентных взрослых и сверстников. Разу­меется, есть исключения. Однаж­ды в гимназии ко мне подошел шестиклассник и пожаловался на большую нагрузку в учебном заведении. Оказалось, он участвовал в областном этапе олимпиады по учебным предметам и готовился к республиканскому. Из-за этого его начали беспокоить навязчивые мысли, появилась тревожность, стал по несколько раз перепроверять, закрыта ли дверь, выключен ли свет в квартире, сложены ли все учебники в рюкзак. Все это сильно усложнило ему жизнь. 

С согласия мальчика я связалась с его матерью и объяснила, как можно помочь ребенку. Хорошо, что семья обратилась к специалистам. 

– О чем спрашивают дети врача-нарколога? 

– Время от времени несовершеннолетние приходят в кабинет анонимной консультации, чтобы узнать, действительно ли наркотики и сигареты помогают достичь того кайфа, о котором им говорили друзья. Еще просят рассказать о последствиях употребления наркотических и табачных изделий – от юридических до медицинских. Ребята признавались, что мало читали такой информации, профилактические ролики в интернете не смотрели, с родителями эти темы также не обсуждали. 

Еще интересовались, каким способом говорить «нет» людям, которые предлагают запрещенные препараты и алкоголь. В таких ситуациях могут помочь фразы: «Я и без этого хорошо себя чувствую», «Я не собираюсь травить организм», «Это не для меня», «Это мне ничего не даст», «Мне понадобятся все мозги, какие есть», «Я не хочу рисковать и быть инфицированным ВИЧ-инфекцией». 

– Как во время приемов подростки объясняют свои пристрастия к алкоголю и запрещенным веществам? 

– Наиболее частые причины – непонимание и конфликтные ситуации в семье, проблемы со сверстниками, плохая успеваемость. Приведу несколько примеров. Парень выпил пива и порезал входную дверь у бабушки в доме. Оказалось, что причиной хулиганства стал конфликт с матерью из-за девушки. Кроме того, на пике ссоры он даже подумывал причинить себе вред. Проблема другой семьи обнаружилась, когда сын начал употреблять спайсы. Ранее у него родился младший брат, и естественно, все внимание матери и отчима доставалось маленькому ребенку. Старший материально был всем обеспечен, однако считал себя непринятым, одиноким, ненужным. На приеме у врача подросток сказал: «Наша семья – это люди, просто живущие под одной крышей». А ему хотелось почувствовать родительскую любовь, понимание, безопасность и значимость.

Извечная проблема


– Конфликты между детьми и родителями возникают в разных семьях. Есть ли у них какая-то общая черта? 

– Самые большие трудности там, где не выстроены нормальные, гармоничные отношения, основанные на любви и доверии – в так называемых дисфункциональных семьях. Родители и дети отрицают проблемы, следуют правилам, которые невозможно соблюдать. Отсутствуют личные границы каждого члена семьи, не ценятся чувства, нет открытого и прямого общения, поощряется бунтарство, зависимость или покорность. Люди не научены и не способны разрешать конфликты, все поддерживают иллюзию псевдоблагополучия. Взрослые считают себя хозяевами ребенка и всегда правыми. Например: «Делай так, потому что я так сказал». Причины и последствия каких-либо действий и наказаний не объясняются. Кроме того, взрослые определяют, что правильно, а что нет, холодны или держат эмоциональную дистанцию. Как говорят сами подростки: «Мама с папой никогда не хвалят, а только упрекают, ругают, сравнивают с более успешными». Любое проявление воли ребенка считается упрямством. 

– Проводятся ли профилактические беседы с мамами и папами, чьим детям нужна помощь специалистов? 

– С родителями ведется индивидуальная работа на приемах, а также групповая – на собраниях, конференциях, анонимных консультациях. Эффект от посещения врача будет только в том случае, если взрослый осознает свои ошибки и хочет их исправить. Ведь нужно точно следовать рекомендациям нарколога, психотерапевта, психолога, а еще заниматься самообразованием, читать книги.
К счастью, большинство взрос­лых понимает свою роль в семье, обязанности и права. Но и они признаются, что нечасто проводят время вместе с детьми. Говорят, на это нет времени: «Мы кормим, одеваем, водим в кружки». 

– Не все взрослые знают, как правильно поступать в кризис­ных ситуациях с детьми. Что врачи не советуют делать, чтобы еще больше не усугубить проблемы в семье? 

– Если вы позволяете себе прийти пьяным домой и начать громко выяснять отношения, не удивляйтесь, если 17-летний школьник будет поступать так же. Помните: ребенок учится тому, что видит у себя в доме. 

Часто при появлении проблем родители пользуются только запретами: ограничивают общение с друзьями, пользование мобильными телефонами или компьютерами, лишают карманных денег. Неправильно сразу переводить ребенка в другую школу, вырывая из привычного окружения. Крайние меры не всегда действенны. Надо налаживать микроклимат внутри семьи, обращаться к специалистам, тогда не придется давить на ребенка и что-то запрещать. 

– Как быть родителям, когда они хотят наладить общение с подростком, но он отказывается? 

– Диалог не строится в одночасье. Фундамент общения должен быть заложен с раннего детства. Доверие, как хрупкий сосуд: одно неосторожное движение, необдуманный поступок родителя – и его как не бывало. Поэтому нужно действовать постепенно: начинайте спокойно, доброжелательно интересоваться делами ребенка, ни в коем случае не реагируйте остро, надменно или излишне снисходительно. Обратите внимание, на какие вопросы он охотнее отвечает, старайтесь развивать разговор в этом направлении. Предлагайте варианты досуга, которые будут интересны вам и ребенку (поход в лес, кино, совместные пробежки или плавание). Спрашивайте его мнение, если собираетесь сделать крупные покупки: например, какой цвет мебели подойдет для гостиной, какая марка телевизора сейчас популярна, куда лучше поехать отдыхать. Так подросток почувствует, что он важен и нужен. 

Конечно, положительный эффект не наступит сразу. Придется долго работать, в том числе и над собой. Но поверьте, результат того стоит.

Куда можно обратиться за помощью в Гомеле? 

Гомельский областной наркологический диспансер, детско-подростковое отделение диспансеризации и медицинской реабилитации – ул. Богданова, 13, телефоны: 53-34-34, 51-51-95.

Анонимные подростковые наркологические  консультативные кабинеты:

Советский район – ул. Жукова, 12, ЦСОН, понедельник – 13.00–17.00.

Новобелицкий район – ул. Склезнева, 19, ЦСОН, понедельник – 12.00–16.00, телефон 37-44-45. 

Железнодорожный район – ул. 50 лет БССР, 19, ЦСОН, пятница – 13.00–17.00, телефон 34-97-92.

Центральный район – ул. Ирининская, 9, КДН, среда – 14.00–17.00, телефон 29-07-09.

Фото из интернета, носит иллюстративный характер
Актуально


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать