Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Следствие: от возного до современности. Следственному комитету Республики Беларусь – 10 лет

1480 0 19:05 / 12.09.2021
12 сентября 2011 года Президент Беларуси Александр Лукашенко принял судьбоносное решение в истории отечественных органов предварительного следствия – об образовании Следственного комитета Республики Беларусь как полностью самостоятельного правоохранительного ведомства. Прошедшие годы подтвердили дальновидность и правильность выбранного пути. Уникальная и не имеющая аналогов новая структура стала ядром правоохранительной системы Беларуси, в полной мере обеспечивая соблюдение принципов законности и справедливости. 

186A4377.JPG

К знаменательной дате издательский дом «Гомельская праўда» подготовил и издал книгу «Следствие: от возного до современности», посвященную истории и становлению органов предварительного следствия на Гомельщине. В издании аккумулирована уникальная информация о важнейших этапах развития правоохранительной структуры. Предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов как из дальней истории ведомства, так и сегодняшних дней. Уверены, о многих из них большинство читателей услышит впервые. 

История далекая

Первыми документами, письменно закреплявшими определенные нормы права, можно считать грамоты и договоры 1229 года городов Смоленска, Витебска и Полоцка с Ригой и Готским берегом. Затем были Полоцкие и Витебские привилеи, которые в последующем усовершенствовали, что положительно сказалось на развитии форм предварительного расследования, особенно его процессуальных основ.

Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 годов нормативно урегулировали разделение судопроизводства на две формы: состязательную (суд) и следственную (проведение следствия и розыск). В поветовых судах одновременно судебным следователем, приставом и исполнителем являлся возный. Он назначался воеводой из местных шляхтичей. На возного возлагались обязанности по проведению предварительного расследования, в том числе определению размера причиненного вреда (шкоды), обеспечение сохранности вещественных доказательств, вручение судебных повесток (позвы), задержание с поличным и доставление в суд, свидетельствование следов преступления и многое другое.

Свыше 250 лет нормы Статутов ВКЛ применялись на территории земель нашей страны, даже после их вхождения в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой. 

В 1860 году у полиции, первоначально занимавшейся в царской России предварительным следствием, забрали эти функции, в связи с учреждением института судебных следователей. Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокурора.

История близкая

24 ноября 1917 года Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР № 1 «О суде» царский институт судебных следователей был упразднен, а уголовные дела и производства переданы во вновь организуемые при Советах следственные комиссии. 

18 декабря 1917 года учрежден революционный трибунал печати, состоящий из трех лиц, избиравшийся Советом рабочих и солдатских депутатов. Членам ревтрибунала печати поручалось также производство предварительного расследования. 

7 марта и 20 июля 1918 года Декретами о суде № 2 и № 3 созданы следственные комиссии окружных судов, которые производили предварительное следствие по делам о посягательствах на человеческую жизнь, тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездному суду.

В 1920-е годы наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием общеуголовных преступлений в советском государстве занимались также ВЧК и органы милиции.

21 ноября 1920 года ВЦИК Положением о народном суде РСФСР ввел должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами советов и состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции.

С 1924 года происходит централизация следственного аппарата в системе органов прокуратуры с одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания. Предусматривалось, что уездные (районные) народные следователи, находившиеся до этого при судах, передаются в ведение прокуратуры, а их назначение, перемещение, увольнение производится Прокурором Республики.

В 1940-е годы в органах милиции ведомственными приказами были созданы следственные аппараты, которые находились в подчинении следственного отдела Главного управления милиции МВД СССР. 

В декабре 1958 года правом производства предварительного следствия наделили исключительно следователей органов прокуратуры и госбезопасности, в итоге следственный аппарат милиции был ликвидирован. Следователи милиции ушли в органы дознания или на административную работу.

В апреле 1963 года в системе МВД вновь появляется свой следственный аппарат. В его ведение передается значительная часть преступлений, расследование которых ранее относилось к компетенции прокуратуры.

К середине 1960-х в Беларуси сложилось три самостоятельных следственных аппарата: в прокуратуре, органах внутренних дел и органах государственной безопасности.

Летом 1987 года МВД БССР предприняло попытку перестроить систему следственных аппаратов. В порядке эксперимента следственные подразделения выводились из состава УВД и РОВД. Образовывались самостоятельные отделы и отделения, подчиненные только вышестоящему следственному органу. Эксперимент продолжился до марта 1989-го и, несмотря на свою эффективность, был свернут: следствие возвращено в штаты УВД и РОВД.

В июне 1993 года была предпринята первая попытка создания Следственного комитета, в системе МВД уже Республики Беларусь. В следственных подразделениях горрайотделов внутренних дел Гомельской области штаты увеличены на 70 человек.

В апреле 1999 года сделан второй шаг по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел нашей страны. В этот раз Следственный комитет организовывается при МВД Республики Беларусь. Следователи органов внутренних дел были юридически выведены из административного подчинения горрайотделов внутренних дел, ОВДТ, УВД, УВДТ. Начальник Следственного комитета, он же заместитель министра, стал назначаться на должность и освобождаться от нее Президентом Республики Беларусь. 30 декабря 2003 года новая правоохранительная структура была упразднена и вместо нее создано новое подразделение – Главное управление предварительного расследования МВД. Следственные подразделения вновь подчинили начальникам местных органов внутренних дел.

История новая 

2 августа 2011 года под руководством главы государства состоялось историческое совещание по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования. Итогом его стало решение о создании Следственного комитета Республики Беларусь как полностью независимой правоохранительной структуры. Знаковый Указ Президента Республики Беларусь за номером 409 подписан 12 сентября 2011 года. 

По состоянию на 2011 год процентное соотношение количества находившихся в производстве уголовных дел у следователей (дознавателей) в правоохранительных органах распределялось следующим образом: у органов внутренних дел – 96,5%, прокуратуры – 2,1%, органов пограничной службы и Государственного таможенного комитета – по 2,1%, Департамента финансовых расследований – 1%, Комитета государственной безопасности – 0,3%.

1 января 2012 года подразделения Следственного комитета Республики Беларусь начали работать на Гомельщине. Первым руководителем областного управления СК стал полковник милиции О. А. Шарков. 

При решении вопросов дислокации подразделений Следственного комитета определяющими были процессуальная самостоятельность следователя, создание надлежащих условий его работы, а также исключение административного влияния руководителей органов дознания.

Штрихи к современности

УСК по Гомельской области на сегодня занимает лидирующие позиции в республике по раскрытию преступлений прошлых лет, особенно убийств. Например, раскрыто резонансное дело 37-летней давности об убийстве таксиста в Гомеле. Одно из убийств, совершенное двумя гомельчанами в 2012 году в Брянской области, помогла раскрыть новейшая экспертиза – запахового следа убийцы. Ее впервые проводили в области, второй раз в республике. 

Панорама_без_названия5.jpg

Гомельский городской отдел СК – самый крупный в республике среди подразделений Следственного комитета своей категории. Здесь функционируют четыре следственных отделения, что позволяет более детально организовать работу и выделить следователей для узкой специализации и расследования более сложных дел.

Управление Следственного комитета по Гомельской области имеет свое духовное знамя. Торжественная церемония вручения хоругви с изображением Николая Чудотворца состоялась в январе 2016 года. 

Под патронажем УСК по Гомельской области в Гомеле, Добруше, Жлобине, Калинковичах, Мозыре, Речице и Светлогорске открыты классы юридической направленности. 

В Гомеле есть аллея УСК по Гомельской области. Высажена она в одном из знаковых мест города: недалеко от мемориального комплекса «Курган Славы». Здесь в торжественной обстановке молодые следователи принимают присягу, проходят иные торжественные мероприятия УСК.

Гомельские следователи первыми в Республике Беларусь зарегистрировали свое общественное объединение – «Союз следователей». Сегодня в его рядах почти 500 человек. Новая общественная структура, идею создания которой в дальнейшем поддержали и следователи Минской, Могилевской областей и Минска, выступает инициатором ряда проектов. Причем разной тематики.

Подготовил Вячеслав МИНКОВ
Фото Алексея Герасименко
Актуально
речицанефть 22.09.jpg
белоруснефть.jpg
УПК Белоруснефть Обучение А5_pages-to-jpg-0001.jpg
морозовичи-агро2.jpg
0 Обсуждение Комментировать