Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


ЗЕОЛьный змий: как предпринимателям удалось по заоблачным ценам продавать аграриям Гомельской области опасную кормовую добавку для КРС

8393 0 10:55 / 04.03.2023
Хитрую схему коммерсантов раскрыли молодые гомельские следователи. Они доказали, что смесь «Зеол 3» оказалась вредной для животных и могла вызывать их гибель. Известно, что сельхозпредприятия региона пострадали почти на 1,5 миллиона рублей. Вести «бизнес» предпринимателям во многом помогли два момента: взятки должностным лицам и неосведомленность некоторых специалистов отрасли. Не все знали, что кормовые добавки должны проходить обязательную госрегистрацию. «Гомельская праўда» публикует эксклюзивные материалы.


Упаковка добавки 

Глава 1. Баснословная наценка

– Это самое масштабное коррупционное дело в истории нашего управления, – отметил начальник отдела по расследованию преступлений против интересов службы и порядка исполнения воинской обязанности Следственного управления УСК по Гомельской области Сергей Шпак.

История «бизнеса» началась с того, что минчанин и его знакомая решили заняться продажей кормовых добавок для животных. Оба к сельскому хозяйству и ветеринарии отношения не имели. Компаньоны нашли в российском Татарстане предпринимателя, который реализует цеолит. Этот минерал и стал основным компонентом (около 80%) будущего товара.
Гомельские следователи рассказали подробности резонансного дела об опасной кормовой добавке для КРС

Цеолит имеет свойство поглощать различные вещества и применяется, например, в водоочистке и в виде удобрения в сфере АПК. Делают из него и наполнитель для кошачьего туалета. В Татарстане минерал закупался по цене от трех белорусских копеек за килограмм, а у нас стоимость вырастала более чем в 200 раз. К цеолиту просто добавляли другие вещества, называли товар «Многофункциональная минеральная смесь «Зеол 3» и продавали по цене до семи белорусских рублей за килограмм. 

Предполагалось, что «Зеол 3» успешно пройдет испытания, регистрацию в нашей стране и выйдет на российский рынок. К продукции прилагали разработанные белорусами и утвержденные российским производителем инструкции. Но они противоречили друг другу. Это первое, что должно было смутить должностных лиц, закупавших смесь в Беларуси. 

Глава 2. Кот в мешке 

Коммерсанты написали запрос в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси с посылом, что собираются ввезти в страну минеральное вещество. В первом абзаце ответа предпринимателям сообщили, что это не запрещено, а во втором была важная деталь. Если коммерсанты собираются кормить животных – смесь нужно зарегистрировать, она подлежит ветеринарному контролю. Это бизнесменов не устроило, они стали искать выход. 

Через месяц сделали повторный запрос, и в новом ответе остался только первый абзац. В последующем следователям объяснят, что была допущена ошибка: второе письмо составляло непрофильное управление. Но именно такой ответ и был необходим коммерсантам. Они не хотели, чтобы требование о регистрации смеси мелькало в документах и смущало покупателей. Потому что проходить ее никто не собирался. В итоге «Зеол 3» въехал в страну по таможенному коду, который не соответствовал кормовым добавкам, а расшифровывался как «прочие минеральные вещества». 

Чтобы продать «кота в мешке», требовались рекомендации. Фигуранты склонили к пособничеству одного из сотрудников Института экспериментальной ветеринарии имени С. Н. Вышелесского в Минске. Он провел формальные исследования новой смеси. Ученый создал видимость работы и составил недостоверные отчеты об эффективности кормовой добавки. Пользуясь авторитетом научного учреждения, он звонил, рассылал хозяйствам рекомендации по использованию смеси в животноводстве. Проводил консультации для должностных лиц и специалистов предприятий. В Татарстане один профессор сельскохозяйственных наук тоже одобрил добавку. Следователи его нашли, и мужчина объяснил, что его ввели в заблуждение: коммерсанты сами все напечатали и убедили подписать. 

Предприниматели, прикрываясь учеными, развернули активную рекламу и стали расширять рынок сбыта якобы апробированной в России смеси «Зеол 3». 

Но фигуранты тщательно скрывали компонентный состав «уникальной» добавки, ссылались на коммерческую тайну. 

Это второй настораживающий момент. 

Пыль в помещении производства и миксер, где смешивалась смесь

Глава 3. Пыльное дело 

Более 370 допросов, 15 очных ставок, свыше 130 осмотров: расследование уголовного дела, которое длилось год, вела следственная группа УСК по Гомельской области. Сложную схему раскрыли молодые следователи Виктория Василевская и Алексей Картель. Викторию по итогам 2022 года признали в УСК по Гомельской области лучшей по профессии. 

Татарстан был необходим коммерсантам по нескольким причинам. Во-первых, там находится одно из крупных месторождений природных цеолитов в России. У нас в стране есть и свои небольшие залежи, но добычу ведут под контролем Национальной академии наук. И при желании хозяйства Беларуси могут покупать цеолит внутри страны. Это могли делать и фигуранты уголовного дела. Но в России минерала больше и там он доступнее. 

Во-вторых, в Татарстан сложнее добраться и проверить легенду предпринимателей. А бизнесмены заявляли, что их добавка производится особым способом, например, проходит термическую обработку при температуре 600–800 оС, тройную инновационную активацию, в том числе ультразвуковую. 

Следователь по особо важным делам Виктория Василевская выехала в Татарстан и стала разыскивать место производства «многофункциональной» смеси. Но добраться до локации оказалось сложно из-за сильных морозов и заснеженной дороги.

– В итоге приняли решение ехать в тяжелой криминалистической лаборатории по замерзшей Волге. Было страшно, учитывая, что я не умею плавать, – призналась Виктория Василевская. 

Пробирались к «лаборатории» следователи не зря. Чтобы производить кормовую добавку, нужна санитарная безопасность. Оказалось, коммерсанты все работы проводили в гараже для большегрузов. Поставили миксер и смешивали три компонента. За это отвечал механик, а фактически владела компанией мед­сестра из больницы. Далее все фасовалось в пакеты и поставлялось в белорусские хозяйства как уникальная смесь.

Так выглядит место производства кормовой добавки
 
Глава 4. черные премии

По версии следствия, в 2019–2021 годах фигуранты поставили незарегистрированную смесь в 22 хозяйства Гомельской, Брестской, Минской, Витебской областей. В качестве оплаты обвиняемые завладели деньгами и товарно-материальными ценностями предприятий на общую сумму свыше 2,5 миллиона рублей, в том числе в Гомельской области – около 1,5 миллиона рублей. 

Сейчас коммерсанты и их подельники находятся под стражей, уголовное дело рассматривается в суде Железнодорожного района Гомеля. Фемида установит, есть ли вина в действии каждого из фигурантов, и при необходимости назначит наказание.

Согласно материалам дела, интересы предпринимателей корыстно лоббировали несколько должностных лиц. Так, экс генеральный директор «Милкавиты» обвиняется в получении взятки на общую сумму не менее 25 000 рублей. Причем размер черной премии зависел от объема закуп­ленной и скормленной добавки. Чтобы дела шли лучше, руководитель принял на работу ведущего специалиста по сельскому хозяйству, который был знакомым коммерсантов и в сфере АПК ранее не работал. 

К слову, у «Милкавиты» в производственном управлении есть хозяйство «СлавМол». Работники сельхозпредприятия, в том числе его директор и ветврачи, сигнализировали, что кормовая добавка плохая и неокупаемая – ее нельзя применять. Но экс-гендиректор «Милкавиты» издал приказ и фактически передал управление «СлавМолом» своему специалисту по сельскому хозяйству. Доходило до того, что подчиненные даже прятали смесь от руководителей, не хотели кормить ею животных. Об опасности информировали и санслужбы. Известно, что в 2020 году на совещании в облисполкоме обозначили, что применять добавку запрещено. Но поручение игнорировалось. Сейчас ведущий специалист «Милкавиты» обвиняется в покушении на получение взятки не менее 16 000 рублей.

Также по делу проходит бывший первый заместитель председателя – начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Ветковского райисполкома, который обвиняется в принятии взятки не менее 5000 рублей. Он давал указания о скармливании добавки, хотя понимал, что она непригодная. К слову, сотрудника Института экспериментальной ветеринарии имени С. Н. Вышелесского судят за превышение должностных полномочий и пособничество. 

Фигуранты уголовного дела в суде Железнодорожного района Гомеля

Глава 5. Экономический дефект 

Не так давно в стране прошли совещания, на которых следователи указывали на ошибки в работе специалистов сельхозотрасли, выявившиеся в ходе расследования уголовного дела. Разъясняли нарушения законодательства, чтобы исключить оплошности в будущем. Участие в совещаниях принимали председатели райисполкомов, руководители сельскохозяйственных организаций и ветеринарных станций. В нашей области заседание провел первый заместитель председателя облисполкома Дмитрий Козел. Он рассказал, что некоторые хозяйства региона покупали «Зеол 3» за немалые деньги, и их руководителей не смущала завышенная цена. На заседании обозначено, что кормовая добавка была настолько дорогая, что окупить ее или выйти в ноль очень тяжело: корова должна была давать в два раза больше молока. Однако экономический эффект при закупках не всегда просчитывали.  

Начальник отдела по расследованию преступлений против интересов службы и порядка исполнения воинской обязанности Следственного управления УСК по Гомельской области Сергей Шпак пояснил, в хозяйствах забывают о реестре кормовых добавок, который отражает, что может применяться, а что запрещено: 

– Приезжает в колхоз коммерсант и привозит кормовую смесь. Аграрии и органы ветеринарного надзора по факту не знают, какие документы должны быть вместе с ней предоставлены. Более того, предприниматель привозит добавку, условно говоря, в мешках из-под картошки. На них написано «Зеол 3», но не указано, где и кем это изготовлено, из чего состоит, сроки годности. Никого это не настораживало, вопросов бизнесмену не задавали, все принималось и скармливалось животным. 

Неким «гарантом» качества товара служили рекомендации сотрудника института, красивые слова продавцов. За этой мишурой не все специалисты видели главное – добавка не прошла государственную регистрацию, ее нельзя было давать скоту.  

Викторию Василевскую по итогам 2022 года признали в УСК лучшей по профессии

Глава 6. Пищевые сбавки 

При кормлении животных «Зеол 3» сулил повышение продуктивности взрослых особей, сокращение непроизводственных выбытий. На деле все происходило наоборот. Фигуранты не просто так скрывали состав смеси. Они умалчивали о наличии в «уникальном» товаре карбамида. Бесконтрольно скармливать его животным нельзя, а молодняку до шести месяцев  вообще запрещено, так как возможна гибель или серьезное отравление. 

Следователи проводили эксперимент, который доказал негативное влияние смеси на организм животных. Установлено, что из-за «Зеола 3» удои молока снизились более чем на 50%, а общее состояние здоровья коров ухудшилось. В ряде сельхозпредприятий во время кормления добавкой  наблюдался высокий уровень заболеваемости крупного рогатого скота. 

Бывший ветеринарный врач «Слав­Мола» Алексей Климовец рассказал корреспонденту «Гомельскай праўды», что после применения смеси у животных начинался кровавый понос. Коровы буквально высыхали от обезвоживания, у них западали глаза. Уже в начале применения «Зеола 3» двух буренок хозяйства экстренно направили на убой из-за критического состояния здоровья. Затем похожие симптомы выявляли и у других животных. Им становилось плохо даже после двух приемов. Тем более что объем выдачи смеси периодически повышался: 100–250, 300–600, а затем и 600–1000 граммов на голову. Также Алексей Климовец считает, что добавка имела накопительный эффект и ухудшала  работу печени, почек и желудка животных. В 2020-м из-за «Зеола» пострадало около 80% дойного стада «СлавМола». 

Другой бывший работник одного из хозяйств Гомельского района, где применяли смесь, подтвердил, что она непригодна. Состояние здоровья коров ухудшалось, но случаев гибели не было. Их спасали с помощью антибиотиков, сывороток. Известно, что едва не отравились 100 телят до трех месяцев. К слову, добавку смешивали с комбикормом, пищевыми концентратами, поэтому коровы охотно ее поедали. 

Следователь по особо важным делам Виктория Василевская подытожила: в Гомельской области из показаний свидетелей следует, что падеж КРС случался. Но учитывая преступный умысел руководителей предприятий, вскрытия животных не производились, а экспертизы не назначались.
 
Сельхозпредприятия из-за «Зеола» пострадали более чем на 2,5 миллиона руб­лей. Отражен только чистый ущерб, такую сумму потратили на закупку негодной смеси. Но сколько хозяйства потеряли из-за выбытия животных, падения удоев… Эти издержки посчитать невозможно. Однако известно, что коммерсанты продали около 500 тонн ЗЕОЛьного змия агра­риям страны. 
Фото предоставлены Викторией Василевской и Антона Савенка
Актуально


20240419_091146.jpg
Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать