Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Искусство ковки душ. Учителя с тридцатилетним стажем поделились жизненным опытом

938 0 09:41 / 01.10.2023
Журналист «Гомельскай праўды» в преддверии профессионального праздника пообщался с учителем белорусского языка и литературы Ириной Селивановой и учителем истории и обществоведения Татьяной Романовой. Трудовой стаж каждого из педагогов – более 30 лет.

1.JPG
Ирина Селиванова и Татьяна Романова со своими учениками

Начало длинного пути

Ирина Феликсовна поступила в ГГУ имени Ф. Скорины в 1988 году. В студенческие годы работала в медицинском колледже (раньше это был политехникум) секретарем комсомольской организации. После распада Советского Союза устроилась в школу № 26. Поскольку у Ирины Селивановой педагогическое образование по двум направлениям «белорусский язык и литература» и «русский язык и литература», то молодому преподавателю поручили вести оба предмета. Еще через год в школе открыли первые классы с обучением на белорусском и классным руководителем одного из них назначили Ирину.

– Дети, которых учила, когда была очень молодая, приводят своих детей и внуков в нашу школу, даже если меняют место жительства. Ни разу не пожалела, что выбрала именно эту профессию и это учреждение образования, – поделилась педагог.

Учитель истории и обществоведения Татьяна Романова поступала в университет в 1984-м, но в отличие от коллеги отправилась трудиться в школу № 16. Ее закрыли через 23 года, а педагогов и учеников перевели в 26-ю. Татьяна Ивановна призналась, что было страшно после стольких лет менять место работы, но два коллектива быстро стали одним целым.

– Рада, что мы присоединились к школе такого же типа и размера, как наша: здесь очень теплая, дружественная атмосфера. И подход к каждому ученику свой, так что олимпиадник, участник творческих конкурсов или простой ученик сможет проявить таланты, – отмечает Татьяна Романова.

Кому учить детей?

К сожалению, в последнее время некоторые абитуриенты выбирают педагогические специальности по остаточному принципу, но учителя считают, что есть три профессии, которым нельзя научить, они даются от Бога: учитель, врач и священнослужитель.

Татьяна Романова уверена: проблема началась, когда ломали советскую систему образования и переходили к западной. В СССР учитель – в первую очередь личность. Его слово никогда не подвергалось сомнению, для родителей это была истина в последней инстанции. А в 90-е учитель из личности превратился в человека, оказывающего педагогические услуги. Теперь он обслуживает, а не развивает. Конечно, этому виной может быть кад­ровый голод. Например, для работы в сельской местности бывает трудно найти хоть какого-нибудь педагога.

– Верю, что мы переломим эту тенденцию и учитель снова займет настолько высокое положение в обществе, что случайные люди сюда не попадут. Я училась в пяти школах, так как отца часто переводили по работе. Встречала разных учителей, некоторые оставили глубокую душевную рану. Мне скоро 60, а я все равно об этом помню. В работе с детьми ошибки обходятся слишком дорого, – говорит Татьяна Ивановна.

Ирина Феликсовна добавила, что преподавать в школе может тот, у кого есть два качества: любовь к детям, вне зависимости от их достижений, и безграничное терпение.

«Я буду хорошим человеком»

– Иногда думаю, с чем можно сравнить нашу профессию. Вот резчик по дереву берет, например, карельскую березу, а не сосну, потому что знает, что из березы получится хорошая статуэтка, а из сосны – нет, – рассуждает Ирина Селиванова. – Учитель не выбирает с кем работать, все дети разные. Поэтому для нас не главное, какие результаты показывает ученик. Настоящий показатель развития, когда на вопрос «Кем ты будешь?» ребенок отвечает: «Хорошим человеком».

Педагоги вспомнили своего бывшего ученика Пашу, который учился не очень хорошо, а теперь – автослесарь, очередь к которому расписана на полгода вперед, примерный семьянин, отец четырех сыновей.

Что касается знаний, то здесь важно, чтобы ученик хотел учиться. Татьяна Романова привела восточную мудрость: «И один человек может привести лошадь к водопою, но и сорок не заставят ее пить». Единственное, что может сделать учитель, если ребенок не желает грызть гранит науки – помочь найти конкретную цель. Как правило, если она есть, дети охотнее берутся за учебники.

Педагоги отметили, что родители в последнее время самоустранились от процесса воспитания. Считают, что их полномочия накормить, одеть, обуть и привести в школу, где учеником займутся. Но близкие люди – самый главный пример для подрастающего поколения. Поэтому школа заменить родителей никак не может.

Выбор профессии и творческая жилка

В школе в формате мультипрофильных классов на повышенном уровне изучают биологию, химию, английский, физику, математику и историю. Раньше большое внимание уделяли обществоведению, но сейчас его понемногу «сворачивают», так как в стране уже много юристов. Хоть профессия и престижная, педагогический коллектив старается направить ребенка в более востребованную сферу. Ведь при большом количестве юристов появляется высокая конкуренция, и не у всех получается быстро найти рабочее место с достойной заработной платой и условиями труда. Тогда родители, которые не уделяли достаточно внимания выбору нужной профессии для своего ребенка, решают отправить его ловить удачу за границу. Педагоги считают, что это неправильно. Необходимо все имеющиеся знания направить в нужное русло в родном государстве. Тогда есть шанс со временем стать высокооплачиваемым специалистом и принести пользу стране, в которой ты полноправный гражданин, а не заезжий турист.

Помимо уроков учителя занимаются культурным развитием детей. Например, по инициативе Ирины Селивановой в 2014 году создан этнографический музей «Чамадан трох пакаленняў». Он располагается в кабинете белорусского языка и литературы. Идея пришла внезапно: разбирала вещи своих родителей и увидела несколько чемоданов, наполненных вещами прошлых лет. Еще один принес ветеран Иван Беседин: там были письма времен войны, которые он писал жене. Также в импровизированном музее большая коллекция рушников и предметов быта 50–60-х годов прошлого века. 
Фото автора
Актуально
АктивАвто.jpg

Отор.jpg
морозовичи-агро9.jpg
0 Обсуждение Комментировать
АктивАвто.jpg