Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

816х197_1.jpg


Судовая инспекция подняла волну

7468 1 11:22 / 01.10.2015
В акватории Сожа Государственная инспекция по маломерным судам Гомельской области и Гомельская транспортная прокуратура провели совместный рейд. В контрольном мероприятии принимал участие и корреспондент «Гомельскай праўды».
Дом на горе
В областном центре на Шведской горке у лодочной бухты возвышается здание. В нем размещается гомельский участок инспекции по маломерным судам. Здесь за минувший год зарегистрировано 1260 судов, или чуть меньше половины от всего количества в регионе. По итогам этого сезона ожидается не меньше, подчеркнул начальник ГИМС Гомельской области Владимир Светличный. Кстати, на Гомельщине еще семь таких инспекций — в Брагине, Житковичах, Мозыре, Петрикове, Речице и Светлогорске. А всего в области состоит на учете 25 519 судов.
Раньше инспекция по маломерным судам была подразделением ОСВОДа, теперь — структура Министерства по чрезвычайным ситуациям. Переподчинение усилило ответственность работников, а изменение в законодательстве расширило их возможности. С возросшими требованиями к пассажирам и водителям судов начал знакомиться еще до выхода на воду.
Прокуратура постоянно направляет в рейды своих работников, которые знают все нюансы. Старший помощник прокурора Гомельской транспортной прокуратуры Лариса Кучинская быстро надела и застегнула спасательный жилет, а затем расписалась в судовом журнале и оказалась на борту. Мне же пришлось повозиться с обязательной пассажирской амуницией, чтобы в критической ситуации жилет не расстегнулся, и выслушать инструктаж.
Среди требований — на ходу не передвигаться по лодке и не раскачивать ее, жилет не расстегивать и выполнять все требования водителя судна. Между тем государственный инспектор Игорь Куделин проверил наличие огнетушителя и аптечки и, убедившись, что все в порядке, на малом ходу начал движение от пирса, а выйдя на реку, добавил ходу.
Браконьерская ловушка
Лодка инспекции хоть и может идти быстро, но уступает современным катерам, какие, к примеру, стояли в «Бухте капитанов». На одном из таких судов не оказалось ни бортового номера, ни его хозяина. Хотя на стильном катере хлопотали две девушки. Через них владельцу передали о нарушении и о грядущем наказании, если он не примет соответ­ствующих мер. Рядом стояла лодка с огромным навесным мотором. Из регист­рационного номера были только две буквы, хотя других надписей на борту хватало.
Лодка инспекции передвигается бы­стро, но ей не догнать катера с двигателями, мощность которых в несколько раз выше. Однако этого и не требуется. При необходимости информацию о нарушителе передадут правоохранителям, которые смогут найти его, задержать, а затем и отбуксировать к берегу. По словам Владимира Светличного, его российские коллеги наделены такими функциями и пользуются ими в полной мере. Кстати, гомельчане нередко ездят со своими лодками на рыбалку в Карелию. Как стало известно, у судоводителей нашего региона, оформивших по месту жительства все необходимые документы, никаких проблем с аналогичной инспекцией в России не возникало.
Напротив недавно введенной в строй набережной Гомеля нашу лодку резко тряхнуло. Было похоже на столкновение с подводным бревном. Но оказалось, что зацепили браконьерские сети. Пришлось сделать незапланированную остановку, чтобы разрезать толстые нити, которые не смог разорвать винт довольно мощного мотора.
Проблемы дедушек
Идущую по фарватеру моторную надувную лодку без бортового номера заметили издали. Управлявший ею парень был без спасательного жилета, который не забыла надеть юная пассажирка. Девушка сообщила, что ее дедушка зарегистрировал лодку и разрешил молодым людям покататься. Казалось, старый речной волк все предусмотрел, но внуки оказались слишком самостоятельными. И, видимо, не все его пожелания исполнили.
На судне не оказалось ни якорного, ни швартового устройства. Мотор хоть и маломощный, но бензиновый. А при его возгорании без огнетушителя или кошмы не обойтись. А их на борту также не было, не говоря уже о требуемых медикаментах.
Такая лодка не должна двигаться по судовому ходу, разъяснил отдыхающим начальник областной инспекции по маломерным судам Владимир Светличный. Однако о таком понятии, как «судовой ход», молодой человек даже не знал. Это было первое правонарушение как для владельца лодки, так и для судоводителя. Поэтому оштрафовали по минимуму: дедушку — на две базовые величины, а парня его внучки — на половину
базовой. Инспекторы разъяснили, что штраф нужно оплатить в течение пяти дней.
Обстоятельный разговор состоялся и с водителем металлической лодки с мотором. На судне пожилого гомельчанина нанесен номер и было даже два якорных устройства, но водительское удостоверение он не предъявил. Лодка давно не проходила техосмотр. В ней не было блоков плавучести. Судя по опыту вождения дедушку можно назвать речным волком. Но с изменениями в законодательстве, которые касаются судоводителей, он близко знаком не был. Мужчину оштрафовали на две базовые величины.
На водах только спокойствие
Очередного нарушителя заметили издали при помощи бинокля. Кстати, бинокль у инспекторов всегда под руками. Если визуально нет признаков нарушений, то можно и не беспокоить отдыхающих. Однако этот рыбак в своей резиновой лодке решил еще принять последние осенние солнечные ванны. Понятно, был без жилета, а когда заметил инспекторов, стал активно грести к берегу. Выбраться на сушу не успел, но жилет все же накинул, а вот застегнуть не смог. Я и сам не с первого раза с таким замком справился. Зато во время рейда он ни разу не раскрылся.
Любитель загара стал активно препираться с инспекторами. Они же вели себя спокойно. Точнее, слишком спокойно. Без эмоций спросили, согласен ли лодочник с тем, что допустил нарушение. Гражданин громогласно заявил о своей невиновности. Ему пояснили, что в таком случае его административное дело рассмотрят в суде. Подумав, рыбак согласился оплатить 0,5 базовой величины и решил, что надо рассчитаться на месте. Но его проинформировали, что сумму штрафа необходимо оплатить не на реке, а в банке.
Пока заполняли бумаги спор продолжался, но более мирно. Гомельчанин доказывал, что его лодка трехкамерная и сама по себе является спасательным кругом. И даже если две камеры выйдут из строя, то третья точно выручит. Ин­спектор приводил немало аргументов, но убедил оппонента простым примером. При столкновении с другим судном он просто вылетит за борт. В таком случае неизвестно, за что рыбак, разгоряченный на солнце, будет цепляться в холодной воде. А в застегнутом жилете ко дну точно не пойдет.
Тем временем инспекторы вспомнили недавний спор на Днепре, который не ограничился бумажной фиксацией. В Речицком районе поймали пьяного лодочника, который никак не соглашался с тем, что совершил правонарушение. Более того, набросился с кулаками на работника инспекции по маломерным судам. Материалы о произошедшем направили в суд. Фемида признала дей­ствия инспектора законными, а буяна, который оказался жителем областного центра, оштрафовала на 18 миллионов рублей.
Урок от глупости
Инспекторы вспомнили курьезный случай недельной давности. В Гомеле у реки парни решили с выдумкой попить пивка. Положили деревянные поддоны на воду и взгромоздились на них. Между тем течение подхватило самодельное плавсредство и вынесло на середину Сожа. Самостоятельно молодежь не в состоянии была управлять этим подобием плота. Только катер инспекции смог отбуксировать робинзонов к берегу. Ребят не оштрафовали. Посчитали, что приключение на поддонах, готовых в любую секунду опрокинуться, стало для них и наказанием, и лучшей профилактикой от повторения глупости.
При возвращении на базу причалили к лодке с двумя рыбаками. На все вопросы у них были правильные ответы. Комплектность судна отвечала самым строгим требованиям. Имелись необходимые разрешения и документы. Рыбаки были из тех 247 граждан, которые в этом году прошли обучение правилам управления моторками с двигателями более пяти лошадиных сил. А их образцовая лодка — из 375 маломерных судов, первичное освидетельствование которых проведено еще до начала навигации. К слову, за весь минувший год число техосмотров было меньшим. Вместе с тем за незавершенный сезон наказаны более 300 судоводителей.
Владимир Светличный считает, что юные гребцы на воде также обязаны быть в спасательных жилетах. Кроме того, начальник областной инспекции по маломерным судам собирается выйти с предложением о введении еще одной нормы. По его мнению, к водителю должна быть прикреплена заглушка двигателя, чтобы при падении за борт мотор прекращал работу. В таком случае лопасти винта никого не зацепят, а плывущая без водителя лодка не будет представлять опасности для других.
ЧП и криминал
Фото автора
водители.jpg

0 Обсуждение Комментировать
ВЛАДИМИР 01/10/2015 18:53
Очень интересный репортаж. Давно надо наводить порядок на реке. Надеюсь новый начальник инспекции проявит себя и на реке станет безопаснее. А работы ему много. Удачи Вам Владимир!
Цитировать
олег 02/10/2015 11:44
Репортаж интересный. Показал, что на воде никакого бардака государство не допустит. Им бы базу подновить, да может кадров побольше. Новому руководителю успехов.
Цитировать