Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Что двигает машиностроение вперед? На "Ратоне" знают ответ

1561 0 22:33 / 26.09.2021
У директора ОАО «Ратон» Михаила Приходько есть ответ на этот вопрос: разработка новой продукции. В специальном конструкторском отделе «Ратона» воплощают в жизнь самые смелые запросы заказчиков. Как итог – растет производственный потенциал предприятия, а вместе с ним количество потребителей продукции и зарплата работников.

Образно говоря, конструкторский отдел – локомотив предприятия. Именно здесь с нуля или на основе предыдущих разработок «Ратона» создается новая продукция, которая, поступая в производство, приводит в движение все мощности завода.

Как отметил Михаил Приходько, сложно переоценить важность работы отдела, ведь сегодня ОАО «Ратон» переживает новый этап развития. Некогда предприятие начинало с выпуска наукоемкой продукции для оборонной отрасли, затем – товаров народного потребления. Последние два десятилетия здесь развивают производство принципиально новой для завода продукции – электротехнической. Причем это не стандартные типовые устройства и подстанции. В основном «Ратон» работает над индивидуальными проектами.

– Постоянно участвуем в тендерах, конкурируем с отечественными, российскими, казахскими, китайскими поставщиками, – говорит директор предприятия. – Нет времени целый год вести разработку, нет времени на отдых между проектами. В среднем каждый месяц мы отгружаем по несколько видов новой продукции, работа над каждым проектом занимает около месяца. И этот темп дает свои результаты: по-другому мы потеряли бы рынок. 

Также, чтобы понимать, какая продукция может быть востребована в ближайшие годы, на «Ратоне» регулярно проводят маркетинговые исследования, по результатам которых включают потенциально прибыльную продукцию в план разработок. К примеру, с вводом в эксплуатацию БелАЭС в стране возникла потребность реконструировать сферу энергетики. На заводе стали разрабатывать широкий спектр необходимого электротехнического оборудования и не прогадали: сегодня один из наиболее распространенных видов поставляемой продукции – ячейки 35 кВ. В таких условиях специалисты-конструкторы незаменимы.

Главного конструктора на заводе нет, есть заместитель директора по техническому развитию Андрей Щербин. На «Ратон» он пришел в 2004 году молодым специалистом, как и Михаил Приходько, кстати. С тех пор прошел все карьерные ступени и сегодня курирует работу конструкторского отдела. За 17 лет настолько проникся, что находит интерес в каждом проекте.

– Здесь чувствуется движение вперед, не скучно, есть развитие, за что и люблю свою работу, – поделился Андрей Щербин. – Каждый день решаем новые задачи, и это затягивает.

В конструкторском отделе четыре подразделения: бюро электросхемотехники и монтажа, бюро механики, бюро электромеханики и бюро коммутационных аппаратов. Каждое подразделение ведет свою часть общего дела. Одни работы идут параллельно, другие по цепочке от бюро к бюро, но так или иначе все друг с другом взаимодействуют. В отделе 25 человек, это инженеры-механики, электрики, энергетики – выпускники БелГУТа и ГГТУ имени 
П. О. Сухого. Команда сплоченная, в основном молодая, средний возраст – 37,7 года. 

Как рассказал Андрей Щербин, в большинстве случаев все начинается с победы в тендере и получения технического задания. В соответствии с его требованиями идет разработка продукции. Это масштабный труд, но если 15–20 лет назад разработки велись на бумаге, то сегодня в арсенале конструкторов компьютерные программы для 3D-моделирования и новейшее оборудование, которое позволяет воплощать модели в реальность. За счет компьютерного моделирования исключается множество ошибок, связанных с человеческим фактором. 

186A4340.jpg
Заместитель директора по техническому развитию Андрей Щербин

После разработки эскиза создается опытный образец. Его испытывают и дорабатывают до идеала, затем отправляют на производство. Полностью готовый объект проходит весь спектр приемосдаточных испытаний, для чего на «Ратоне» создана специальная испытательная лаборатория. Причем конструкторы ведут проект до самой отгрузки заказчику, а иногда и после: шефмонтаж и шефналадку лучше всех проведут создатели изделия.

– У наших заказчиков есть большие преимущества, – говорит Андрей Анатольевич. – Это и сервисное обслуживание, и помощь инженерного центра. Специалисты «Ратона» ответят на все вопросы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации или при запуске оборудования. Более того, при необходимости в течение суток мы выезжаем в любую точку Беларуси, а если очень нужно, то и в Россию.

Среди клиентов ОАО «Ратон» группа предприятий ГПО «Бел-энерго», такие промышленные гиганты, как ОАО «Беларуськалий», «Гродно Азот», «Нафтан», ПО «Белоруснефть», ИООО «Славкалий» и другие. Конструкторский отдел принимал активное участие в разработке распределительных устройств для БелАЭС. На заводе не скрывают: регулярно получают хорошие отзывы о своей работе.

Юлия Приходько, начальник бюро электро-схемотехники и монтажа:

– Всё электротехническое оборудование, прежде всего, должно быть правильно подключено к питающему напряжению, в нем должны быть безошибочно разведены все связи управления, защиты и измерений. В единице нашего оборудования могут быть тысячи соединений, и даже одно неправильное подключение может привести к частичной или полной неработоспособности оборудования. Кроме того, необходимо произвести подключение приборов между собой. Работа подразделения особенно важна, ведь разработка электрических принципиальных схем напрямую связана с безопасностью и безаварийностью транзита и распределения энергии для питания крупных предприятий и целых городов. Также специалисты бюро занимаются разработкой монтажных схем, необходимых при таком большом количестве соединений.


Виталий Беленко, начальник бюро электромеханики:

– В нашем подразделении формируется полностью готовое изделие, где сходятся все компоненты – электрические и механические. В металлокаркас, разработанный в бюро механики, размещаем высоковольтное оборудование, согласно техзаданию и электрической схеме. Это трансформаторы тока, вакуумные выключатели и выключатели нагрузки, ограничители перенапряжения, емкостные изоляторы и прочее. Компоненты соединяются токоведущими шинами. Вся эта система находится под управлением релейного отсека, где также наше подразделение размещает приборы управления, согласно электрической принципиальной схеме.

Мне нравится, что в моей работе циклы производства сменяют друг друга. А еще то, что ты не в пустоту чертишь, а видишь, что получилось и как это работает. 


Владимир Моисеенко, начальник бюро коммутационной аппаратуры и высоковольтной механики, родоначальник электро-технического направления на «Ратоне»:

– Мы занимаемся чистой механикой. Прорабатываем металлокаркас, выкатные элементы, весь скелет изделия и то, как его элементы будут работать в движении. А это самые ответственные узлы. Первое электротехническое изделие на «Ратоне» выпустили в начале 1998 года, в его разработке участвовал и я. Можно сказать, это были первые шаги третьей жизни завода, когда переключились на энергетику. С тех времен за 23 года мы выросли в предприятие с широчайшей гаммой электротехнического оборудования: от 0,4 кВ до 35 кВ. Ни один завод в Беларуси не обладает таким потенциалом. 


Александр Дашковский, начальник бюро механики:

– Разрабатываю каркас изделия. Бывают очень впечатляющие объекты. Например, сейчас мы работаем над подстанцией для ПО «Белоруснефть», в которой установлено распредустройство 35 кВ, затем трансформатор 35/6 на платформе и КРУ 6 кВ. И вся эта конструкция поставляется в полной заводской готовности, мобильная и передвижная от объекта к объекту. Требовалось разработать само здание, ячейки КРУ 6 кВ и 35 кВ, всю связь с трансформатором и многое другое... Сейчас объект на стадии производства. Интересно увидеть его готовым, ведь даже заказчик не знал, как это воплотить в жизнь. За это и люблю свою работу. Многое из того, что делаем, сложно. Другие предприятия говорят заказчикам, что это невозможно, и поэтому отказываются от заказов. А «Ратон» делает. 
Экономика
Фото Алексея Герасименко
водители.jpg
морозовичи-агро2.jpg
речицанефть 25.11.jpg
0 Обсуждение Комментировать