Гидом группа студентов-медиков попросила стать самого Сергея Портенкова.
Мне же осталось только записать то, что рассказал Сергей Иванович, и поделиться этим с читателями «Гомельской правды». В качестве преамбулы к моему рассказу отошлю читателей по нашей ссылке к статье, где «ГП» рассказывала о самом Сергее Портенкове и о его предыдущей летней выставке в Гомеле.
«Миф о мирном атоме»
Одно из центральных мест на выставке занимает работа с таким названием. Это связано с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Оборванная цепь на ошейнике дракона – как символ вышедшего из подчинения мирного атома, как опасность и непредсказуемость использования его людьми.
Стрекозы
Именно стрекоза стала первым металлическим «монстром», изготовленным Сергем Портенковым. Начиналось это как хобби. В 2006 году его друг построил дом и попросил сделать «что-нибудь» на зелёный газон возле него. Так появилась идея металла как наиболее долговременного материала для скульптуры. Использовались ещё стекло и пластик. Именно так появилась первая стрекоза. На выставке их целая эскадрилья! Надо сказать, что имена у них – как у военных машин. Одна имеет название «МЕ-109Е», есть «Флаер». Одна сделана из хрустальной люстры и потому названа «Хрустальная мечта». Сергей Иванович рассказал, что по японской традиции стрекоза – символ отваги. Автор считает стрекоз наиболее загадочными насекомыми и может часами наблюдать за их поведением в природе.
Жуки и «Жуки»
О жуках он знает много, делает их давно и не намерен изменять этой теме. Знаменитую ливерпульскую четвёрку музыкантов «Битлз» их земляки по созвучию английских слов называли «Жуки». Так и Сергей Портенков дал своей пятёрке жуков, представленных среди других на выставке, имена Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. А кто же пятый? Это их первый продюсер Брайан Эпстайн! Такая вот дань ностальгии.
Новое на этой выставке
Выставлены три новые работы: «Похититель самолетов», «Ночной кошмар» и фантастическая птица – пока без названия. Автор ещё не решил, будет это ворон или африканский аист марабу.
Самые-самые
Самая маленькая работа – «Пьющий воду». Это 30-сантиметровый дракончик, обычно стоящий дома на аквариуме. А самые большие «ростом» под 2 метра и более. Например, «Богомол».
Деревянная рыба «Талисман» с мусульманскими мечетями
Как историк по образованию и по увлечению, Сергей Портенков использовал библейский сюжет из Старого Завета. Пророк Иона был отправлен в древний город Неневию проповедовать. Но, узнав, что этот город грешен, пророк ослушался и решил бежать – отправился на корабле в другую сторону. Тогда Господь устроил на море большую бурю. Тонущий Иона был проглочен китом. Находясь в желудке у кита три дня и три ночи, он отчаянно и добросовестно молился. Господь Бог услышал его. Кит выплюнул его на берег около Неневии. Иона явился в город, много молился, город стал выходить из греха. Господь пожалел людей и скот его. Так Иона фактически спас этот город Неневию от уничтожения. Как ты не крутись, но если написано на твоём роду, то даже рыба в желудке тебя доставит туда, где сделаешь то, что обязан.
Он и Она
На мой вопрос, существами какого пола он видит свои работы, Сергей Иванович рассмеялся: «Скорее среднего, они бесполые. Но вот совершенно недавно нашёл такие запчасти-заготовки для будущих работ, которые недвусмысленно «скажут» об их половой принадлежности. Хочу изготовить парочку монстриков – это будут Он и Она».
Найдёныши
Первыми работу и его уже готовые скульптуры видят члены Гомельского мотоклуба «Ночные волки», предоставившие ему место для постоянно действующей выставки и мастерскую. Они же, как и многие друзья, приносят ему различные детали и запчасти. К тому же сам Сергей Иванович постоянный покупатель на так называемых «блошиных» рынках. Обычно он сразу видит в найденных железках их будущие воплощения. Долго собирает и сортирует. Раньше тщательно очищал их. А сейчас хочет сделать что-нибудь из постаревшего металла, используя его ржавчину и изменения как художественный элемент. Есть уже такой практически готовый хамелеончик.
Судьба коллекции
Теперь, когда количество работ Сергея Портенкова перевалило за тридцать, мастер, наконец, устало соглашается с тем, что продажа отдельных экземпляров или части коллекции возможна. Но расставаться с ними ему очень не хочется.
Выставка Сергея Портенкова работает по 9 октября. Поторопитесь увидеть!