Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Высочайший калибр часовщика Лепина

3149 0 15:20 / 15.01.2021
В конце ушедшего 2020 года исполнилось 300 лет со дня рождения великого французского мастера часовых механизмов Жана-Антуана Лепина. Один из его шедевров хранится и в коллекции часов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

1. Jean-Antoine_Lepine.jpg 
Жан-Антуан Лепин и его фирменный знак на часах
2. клеймо Лепина.jpg

Художественная бронза XVIII столетия занимает особое место в истории бронзолитейного дела – она изготавливалась из высокосортного сплава металлов, прорабатывалась в деталях, золотилась, создавая славу своим производителям. Ее ценность не только определялась искусностью выполнения, но и выражалась в весовом эквиваленте. Детали мебели, различные светильники, настольные украшения, сверкая золоченой бронзой, наполняли помещение блеском, придавая ему респектабельный вид. Предметом роскоши этого времени считались и недавно пришедшие в интерьер переносные часы, а бронзовые – тем паче. 

Такой редкостью были когда-то, впрочем, и сегодня являются, хранящиеся в нашем музее настольные часы, которые датируются XVIII веком и имеют подпись придворного королевского часовщика Ж.-А. Лепина (1720–1814). Его имя сохранилось в названии типа часов Lépine (Lepine Watch) и ассоциируется со многими революционными открытиями в области механики, они и по сей день используются в часовой индустрии. Главным достижением Лепина было создание такого типа калибра механизма, который позволил существенно уменьшить толщину карманных часов-луковиц, что обусловило в конечном счете появление наручных часов.

3. Часы Лепина.jpg
Часы Лепина, бронзовый корпус для которых изготовил известный мастер Робер Осмон (из коллекции часов музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля)

С детства увлекавшийся часовым делом Жан-Антуан в 24 года попадает в Париж и становится учеником Андре-Шарля Карона – знаменитого мастера часовых дел при дворе короля Людовика XV. Со временем он женится на дочери своего учителя Жаклин и наследует его мастерскую, притом что у Карона был сын Пьер-Огюстен, который прославился под фамилией Бомарше. Первоначально он вместе с отцом изготавливал часовые механизмы, но наделенный музыкальным и ораторским талантами, молодой Карон смог пробиться в высшее общество и приобрести нужные связи. Будущий комедиограф даже попал ко двору короля и обучал его дочерей игре на арфе. Женившись на богатой вдове, Пьер-Огюстен взял аристократически звучащую фамилию де Бомарше, по названию принадлежавшего жене поместья. Рано овдовев, он заключает второй выгодный брак, также продлившийся недолго, и в результате получает немалое состояние. Мировую известность драматургу Бомарше принесли комедийные пьесы «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». 

Зять Бомарше Лепин, бывший сначала совладельцем, а потом и хозяином мастерской Карона, тем временем добивается немалых высот на своем профессиональном поприще и становится королевским мастером часовых дел при дворе Людовика XV, а потом и Людовика XVI. Он выполняет престижный заказ для президента США Джорджа Вашингтона, изготавливает часы с минутным репетиром и вечным календарем для Людовика XV, общается с философом Вольтером. Учеником Лепина, усовершенствовавшим многие его изобретения, был легендарный часовщик Абрахам-Луи Бреге, чье имя с благоговением произносилось в монарших и культурных кругах Европы и в обиходе перешло на образное название часов. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет»?

5. Часы из Музея декор.иск-ва Париж.jpg
Часы из Музея декоративного искусства (Париж)

С возрастом теряя зрение, Жан-Антуан вынужден был в 1792 году заключить со своим зятем Клодом-Пьером Раге парт­нерское соглашение на управление делом, а после смерти последнего в 1810-м передал полномочия его сыну Алек­сандру Раге-Лепину, продолжившему бизнес, когда не стало самого основателя часового предприятия. И хотя впоследствии менялись его собственники, вплоть до начала XX столетия продукция фирмы выпускалась под маркой «Лепин».

Весьма разнообразные по механике и дизайну часы Лепина всегда были очень востребованными, заняв со временем почетные места в европейских дворцах и музеях в качестве одних из лучших образцов часового искусства. 

Здесь настал момент вернуться к упомянутому выше экспонату из фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Эти небольшие по размеру часы снабжены довольно крупным эмалевым циферблатом, закрытым круглой стеклянной дверцей. В его цент­ре изображено клеймо Ж.-А. Лепина Lеpine а Рaris, по кругу римскими цифрами нанесены обозначения часов, а минуты отмечены арабскими, которые, как считается, впервые в часовом деле применил именно Лепин. Корпус выполнен из золоченой бронзы в виде фрагмента четырехгранной каннелированной колонны, опирающейся на фигурное основание с рельефами лавровых и акантовых листьев и увенчанной антич­ной урной. Объемные гирлянды дубовых листьев и ленты с бантами с лицевой стороны обрамляют четко выделяющийся на золотом фоне белый циферблат. 

4. Клеймо Осмона на часах Лепина.jpg
Клеймо Осмона на часах Лепина

Налицо художественные приемы, которым при украшении предметов декоративно-прикладного искусства отдавалось предпочтение в период раннего классицизма. Во Франции, где изготовлены наши часы, антич­ные орнаментальные мотивы и формы начали использоваться художниками в 1760–70-е годы. Это было время расцвета творческой деятельности Ж.-А. Лепина, который с конца 1760-х маркировал продукцию своим именем. Однако неизвестно, был ли у него литейный цех по изготовлению бронзовых изделий. 

Внимательно осматриваем часы со всех сторон, и они охотно делятся с нами своей тайной: на боковой стороне основания находится не сразу заметная, вдавленная в металлическую поверхность надпись Osmond. Оказывается, автором часового корпуса был знаменитый французский бронзовщик и чеканщик Робер Осмон, основавший в Париже бронзолитейную мастерскую, которая выпускала предметы художественной бронзы и оправы для интерьерных часов. С ним работал племянник Жан-Батист Осмон, который после выхода дяди на пенсию около 1775 года возглавил мастерскую и, не справившись с трудностями, обанкротился в 1784 году. 

Продукция Осмонов очень ценилась знатоками того времени и распространялась маршанами-мерсье – представителями одной из торговых гильдий Парижа, которые занимались продажей и коллекционированием предметов искусства и роскоши, во многом формируя моду и вкусы на них. Осмоны в числе первых обратились к новому классическому стилю и вскоре вошли в число его величайших практиков. Они поставляли футляры лучшим часовщикам Франции, и одним из часто встречающихся мотивов в их произведениях была колонна в различных вариациях. Часы с такими композициями в известном двухтомном каталоге бронзовых изделий и мастеров, составленном немецкими исследователями Оттомайером и Прёшелем, относятся к 70-м годам XVIII века, что позволяет более точно датировать часы из нашего музея. В Музее декоративного искусства в Париже хранятся очень похожие на них бронзовые часы, также подписанные Осмоном и являющиеся характерным образцом раннего классицизма.

Жан-Антуан Лепин и Робер Осмон как представители парижской художественной элиты, несомненно, были знакомы друг с другом. Соединив свои творческие усилия в одном изделии – настольных часах в форме колонны, они создали выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства, которое стало и раритетом, и гимном часовому и бронзолитейному искусству. 
Фото предоставлены музеем
Культура


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать