Вверх
Путешествие по ирреалиям
Арфа со Святой земли
Гомельчанка Мария Малиновская стала победительницей Международного фестиваля русской поэзии и культуры в Израиле «Арфа Давида — 2013». Конкурс, в котором участвовали поэты и переводчики из девяти стран, проходил в церкви при монастыре Saint Gabriel в Назарете. Литературный форум организовали поэт Людмила Чеботарёва и ее супруг Михаил, обеспечивавший техническую и информационную поддержку. Особую атмосферу творческой встречи создавали красивейшие витражи, световые эффекты и акустика, позволявшая быть услышанным, даже если говорить шепотом. Поэты читали произведения, в которых пытались передать свое осмысление личности и творчества царя Соломона, а также на свободную тематику — в этом туре Мария представила стихотворения из своей третьей книги «Крылья напролет». — Это трудно описать, даже слезы выступили на глазах, — рассказывает поэтесса о том, что испытала, узнав о своей победе. — Да и сама поездка оказалась для меня настоящим чудом: подарила столько впечатлений, о которых в полной мере не могут рассказать ни слова, ни фотографии. Особенно запомнились девушке экскурсии по кварталу старого города в Иерусалиме — храм Гроба Господня, Голгофа, Стена Плача: — Когда приезжаешь на Святую землю, в тебе рождается новое светлое чувство. Ты вспоминаешь, что много читал об этом в Библии и начинаешь воспринимать все как нечто родное, знакомое с детства. Кажется, попадаешь в сказку и идешь по ней... Конфетный король
Иногда кажется, что у творческого человека внутри находится лаборатория, в которой при помощи вдохновения рождаются стихи, музыка, картины... И стоит ему погрузиться в себя, как из мира образов, ассоциаций, фантазий, смыслов и ощущений появляется нечто новое, порой вызывающее удивление даже у самого автора: и как это могло получиться? Маша пишет стихи с десяти лет и даже не представляет, что может быть как-то по-другому. Вдохновение приходит в любое время. Иногда это случается на лекциях и очень часто накануне сессий, когда силы нужно отдавать подготовке к экзаменам. Но она не противится этому состоянию, тем более что это невозможно. Свои стихотворения Маша не редактирует: потом в это пространство невозможно вторгнуться. — Мария, как создаются стихи и что происходит после этого таинства? — Когда «близится» стихотворение, возникает и нагнетается подъем работоспособности: кажется, смогла бы решить любую математическую задачу, открыть новый закон физики или выступить с ораторской речью в традициях Древней Греции. Это колоссальный прилив сил, однако в полной мере он воплощается в поэзии, ибо приходит для этого. Бывает иначе: тихое, самоуглубленное состояние, чем-то схожее с медитацией. Блок говорил о «звуке», я сказала бы о визуальном ряде, мираже, который просит о воплощении, а когда находит — из готового стихотворения точно выбрасывает. Где же благодарность? Почему нельзя ни на мгновение задержаться там? А вот она — перед тобой, на листе бумаги. Сотворенный тобою мир, маленький и... живой. И уже совершенно от тебя не зависящий. — Помимо поэзии ты увлекаешься и прозой. Над чем сейчас работаешь? — Когда мне было 15 лет, на свет появился «Мишка с’Шишкой» — герой моей одноименной фэнтези-были, вызвавшей споры в литературной и читательской среде. Один критик определил ее как жанр абсурда. Это во многом верно. Аллюзия на реальные обстоятельства и персоналии представлена в гротескно-фантастическом виде, где главные действующие лица — конфетный король Мишка c’Шишкой (прыткий и смекалистый двортерьер), его дама сердца Сеньорита Штакетник (йоркширская кокетка из группы терьеров), конкурент Мишки по конфетному бизнесу — котяра Среждорлоп, а также разношерстное общество Тихого Омута и Мегаполиса — двух эпицентров действия. Недавно «Мишка с’Шишкой» обосновался в толстом журнале «Южное сияние». Познакомиться с ним и его друзьями можно на портале «Мегалит», где регулярно размещаются выпуски этого издания. Долгое время работаю над романом и буду продолжать, вероятно, еще дольше. Замысел масштабен, и чтобы охватить его, потребуется много времени, сил и знаний. Занимаюсь литературоведческими и критическими исследованиями. Являюсь экспертом Премии «П», пишу обзоры поэтических подборок участников. Это интересно мне и как поэту, и как будущему литературоведу, потому что произведения номинантов на премию, выдвинутые толстыми журналами, представляют собой срез современной поэтической ситуации. Обнаруживаются такие закономерности и особенности, которые заслуживают отражения в отдельной научной статье, чем и планирую заняться в ближайшее время. — Тебя приглашают на литературные конкурсы в жюри, за что можешь покритиковать и похвалить? — В качестве члена жюри работала в прошлом июне на Международном фестивале русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии». Это ответственность и вместе с тем радость. Часто, когда выступаешь участником, видишь итоги, радуешься или огорчаешься, невольно возникает мысль: «Будь я в жюри, то распорядилась бы иначе...» Но вот я на этом месте и понимаю, что мой голос теперь не просто мнение со стороны, а сила, которая на многое повлияет. С какой любовью и одновременно трепетом подходишь тогда к своему делу — делу поэзии. Так, чтобы лучше было прежде всего ей, хотя сердце болит за каждого поэта. И, конечно, то, за что могу покритиковать и похвалить — это мера поэзии в стихах. Это мой главный критерий. — Какие литературные произведения твои самые любимые? — «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» Томаса Манна, «Игра в Бисер» Германа Гессе. Думаю, хватит, потому что рискую не остановиться. Люблю произведения, забирающие всю душу, масштабные. Говоря сленговым языком — «выносящие мозг». Раньше увлекалась зарубежной поэзией. Тогда настольными были книги Рембо, Верлена, всей плеяды «Проклятых поэтов», Бодлера, Вийона, Лорки, Рильке, Милоша, Целана. Потом закономерно появилась тяга к поэзии на русском языке, к серебряному и золотому веку. — Люди из мира творчества, как мне кажется, немного по-другому смотрят на окружающий их мир. А как ты воспринимаешь бытовую сторону жизни? — А я ее воспринимаю? В таких ситуациях нередко вообще делаю что-то механически, отключаюсь от внешнего мира, если это возможно, и путешествую с героями своего романа по их «ирреалиям». Мои будни всегда раскрашены их присутствием, а когда долго не могу уделить им внимания, они напоминают о себе. Слава Богу, у меня есть родители, которые облегчают бытовую сторону жизни. А в том, что мои будни не всегда обычны и требуют выступлений, разъездов, выхода из привычной колеи, меня понимает и поддерживает мой университет имени Франциска Скорины, за что я благодарна его администрации и преподавателям. Учеба для меня не просто долг — это часть моего любимого дела, основа, необходимая база. — Какая ты, когда не пишешь стихи и не думаешь о поэзии, чем тебе еще нравится заниматься? — Спортом. Это мое увлечение с детства. Мой папа спортсмен, он привил любовь ко всему, что умеет сам. Одно время мне прочили будущее в настольном теннисе, бадминтоне, плавании и еще, кажется, в бильярде. Но ничем профессионально заниматься не стала — именно чтобы не потерять привитую любовь, живой интерес и играть так, как душа просит, а не как требуют какие-то приемы и рамки. Люблю стрелять. А еще — вождение. Если бы не была поэтом, стала бы автогонщицей. — У тебя так много увлечений, а с какими людьми тебе интересно общаться? — С разносторонними, увлеченными, не стоящими на месте. Среди них есть представители самых разных профессий, убеждений, возрастов: от профессора криминалистики с мировым именем до вольного каменщика. Но еще Аристотель верно заметил: «У кого есть друзья, у того нет друга». Поэтому с самой большой радостью общаюсь с моим лучшим другом. Ведь философствовать можно и с чужими людьми, но ни для кого не секрет: иногда нужнее всего просто помолчать и ощутить рядом дружеское плечо. Фото Олега Белоусова
Культура