Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Река, переходящая в космос. В рамках арт-проекта «Традыцыі дзеля будучыні» в десяти городах Беларуси появятся авторские рисунки на стенах многоэтажных зданий

4526 0 10:37 / 30.11.2021
В Мозыре яркий мурал на фасаде десятиэтажного дома нарисовал стрит-артер Глеб Каштанов. С уличным художником встретилась журналист «Гомельскай праўды».

1(1).jpg

250 литров краски – масштабный проект завершен

– Глеб, расскажи, чем тебя привлекло такое необычное направление в творчестве, как стрит-арт?

– Я родился в городе художников – Витебске. Рисую с детства. Помню, как меня впечатлили мультики про пингвинов. Вернулся из кинотеатра и начал рисовать этих милых персонажей везде, где только мог. Чуть позже в моем блокноте появились какие-то выдуманные герои, срисованные карты и денежные купюры. Окончил школу с художественным уклоном, занимался в кружке современного искусства. Учился в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова на художественно-графическом факультете. Увлекся граффити и стрит-артом. Познакомившись с баллончиками, понял, что это мой материал, что хочу развиваться именно в монументальном творчестве.

– В городе над Припятью у тебя получился красивый мурал. Интересно, сколько краски ушло для того, чтобы разрисовать фасад десятиэтажки? Как родилась идея рисунка?

– Масштабный рисунок занял более 500 квадратных метров, понадобилось 250 литров фасадной акриловой краски и еще 100 баллончиков. Реализовать проект удалось за 13 дней. Когда придумывал эскиз, ничего не знал о Мозыре. Были какие-то референсы в скетчбуке, но не более. Посмотрел онлайн-экскурсию по городу, доработал и детализировал будущий рисунок. Удивительно, но когда мы показали работу мозырскому историку Александру Бобру, оказалось, что эскиз на 90% совпал с легендой о городе. Александр Григорь­евич подсказал добавить один элемент, что и завершило общую композицию. Мозыряне, кстати, отмечают, что мурал получился ярким, живым, добрым. Надеюсь, он сделает будни жителей города чуточку ярче и веселее.

– Интересно, что чувствуешь во время работы, когда переводишь эскиз с блокнота в формат фасада огромного здания?

– Создание такого рисунка – длительный поэтапный процесс. Нарисованный на бумаге эскиз в графическом редакторе адаптирую под нужный формат. Поверх цветного проработанного рисунка делаю черные линии, чтобы определить главные графические узлы движения форм. То есть упрощаю рисунок до контуров. А потом в дело идут краски – основной этап большой работы. Без приукрашивания это глубокий творческий процесс, чувствую, как энергетический поток проходит через меня и заряжает позитивом.

– Реально справиться одному со сложной задачей? В каждом ли городе ждет команда единомышленников, готовая поддержать твои творческие начинания?

– Художник рисует, но есть еще множество организационных дел, без которых успешная работа невозможна. Например, на начальных этапах нужен фотопроектор. Мы разместили прибор на парковке, но ему не хватало высоты. Пришлось притащить тележку из магазина, перевернуть, на нее скотчем примотать проектор. А потом приехал мужчина на автовышке, Владимир. Оказался настоящим мастером своего дела. Он настолько четко управлял техникой, что, можно сказать, рисовал мной. В Мозыре удалось собрать отличную компанию единомышленников, которые взяли на себя многие важные вопросы. Я благодарен каждому, кто участвовал в проекте, за терпение и поддержку.

– Как долго рисунок будет радовать жителей города своей яркостью?

– Важно работать в сухую теплую погоду, ведь, например, для акрила дождь – неприемлемое условие. Огромную роль играет и качество материалов. Думаю, лидские краски не подведут. Обычно рисунок сохраняет свою яркость на протяжении многих лет. Но периодически любой мурал нуждается в реконструкции.

2(1).jpg
Мурал «Летуценнікі» – это удачное сочетание мифологии и совре­­менного уличного искусства

Жизнь в ритме путешествий

– В каком стиле ты обычно работаешь?

– Мне ближе стиль свободы. Всегда экспериментирую, добавляю фишки, интересные элементы. Мои работы чаще всего выполнены в определенной цветовой гамме: черно-белый монохром с огненно-красными и оранжевыми вставками. Недавно начал работать в так называемом стиле мятой бумаги. Рисую эскиз на бумаге, мну, правильно ставлю свет, фотографирую и уже с этого снимка срисовываю. Люблю комиксы, фотореализм с абстрактной геометрией.

– Уличный художник – звучит довольно романтично. Но есть и проза жизни: быт, материальные траты. Реально ли заработать стрит-артом?

– Я так зарабатываю уже восемь лет. Уверен, что полное погружение в любимое дело всегда приносит неплохой доход. В моей профессии очень редко сталкиваешься с типовым заказом. Сколько людей, столько и вкусов, и это особенно интересно.

– Заказы приходят к тебе из разных стран и городов. Никогда не хотелось осесть на одном месте и забросить дорожную сумку в дальний угол шкафа? Не утомляет такая жизнь?

– Жить в ритме путешествий – это настоящий кайф. Я абсолютно не домашний человек. Около года жил в Питере, зимовал в Азии, работал на юге России. Впереди много планов, и уверен, что реализовывать их буду не в одном городе. Такой образ жизни мне близок, понятен и интересен. Это свобода.

– Успел в родном городе нарисовать что-то необычное?

– С удовольствием это сделал бы в более широком формате, но часто сталкивался с равнодушием и безынициативностью людей, к которым обращался с творческими предложениями. К сожалению, в Витебске не удалось реализовать проект городской среды: мы с напарником предложили украсить областной центр интересными рисунками. Город как раз посещали руководители Белоярского района – побратима Витебска. Гостей заинтересовали наши работы, и в результате проект, который мы презентовали родному городу, пришлось реализовать за много километров от него. Здорово, когда местные власти горят нашими идеями, сами предлагают творческие проекты. И, конечно, хотелось бы, чтобы многие из них были реализованы в родной Беларуси.

– В музее работы художников под надежной охраной, чего не скажешь о рисунках уличных мастеров. Никогда не сталкивался с тем, что твои работы портили?

– Подобное случается крайне редко. Но уличный художник должен быть готов и к такому развитию событий. Однажды подросток заляпал краской мой рисунок. Смысла в его действиях не было: просто захотелось сделать какую-то гадость. Нашел его, объяснил, что так себя вести нельзя. Но чаще благодарят за проделанную работу.

3(1).jpg

Найти свою сильную сторону

– Творчество каких художников тебе особенно близко?

– Нравятся работы Шагала, Малевича. Мне и близко и понятно искусство, которое создавали художники около ста лет назад. Речь идет о сильной витебской школе, последователем которой в какой-то степени считаю и себя. Прежде всего, потому что хочу прославить свой родной город, сделать его еще красивее.

– Психологи уверяют, что людям разных профессий рано или поздно свойственно эмоциональное выгорание. Чтобы этот период пережить спокойно, важно найти то, что сможет наполнить энергией. Что помогает наслаждаться жизнью?

– Вместе с напарником я расписывал трибуны стадиона в Сочи, много сделали в Белоярском, трудился в Питере, оставил свои работы в Таиланде. Портрет Сергея Бодрова, который мы нарисовали в северной столице, опубликовали на официальном сайте Кремля. Признание широкой публики, возможность зарабатывать и реализовывать свои самые смелые творческие идеи, путешествия и знакомство с интересными людьми – это то, что заряжает больше всего.

– Кроме рисования, остается время на другие занятия?

– С детства увлекался скейтбордингом. Но это достаточно травмоопасное хобби, сейчас отношусь к нему более осторожно. Хочется обойтись без переломов, ведь у художника руки – главный инструмент. Кстати, совместно с одним известным брендом я выпустил дизайнерские доски в форме большого баллончика краски. Интересно пробовать себя в реализации бизнес-идей.

– Что бы посоветовал ребятам, которые только начинают творческий путь? Как не разочароваться в своем увлечении?

– Не стоит сидеть и мечтать о том, как когда-нибудь что-то изменится. Молодость – время для творческих экспериментов. Пробуйте разные техники, учитесь у профессионалов. Если нет возможности получить академическое образование, ищите толковые курсы. Благо, сейчас интернет дает нам неограниченные возможности. Быть смелее, постоянно инвестировать в новые знания, набираться опыта. Нужно найти свою сильную сторону и научиться акцентировать внимание на ней. Не стоять на месте, а идти в ногу со временем. 
Фото Надежды Рафальской
Культура


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать