Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



В Китае, во многих европейских странах и даже в Лувре выставлялись картины учеников студии «Креатив» из Светлогорска

373 0 14:48 / 23.11.2024
Руководитель частной студии Александра Малаева рассказала, как каждый из ее двух сотен учеников добивается потрясающих результатов.

DSC00502.jpg
 Александра Малаева на открытии выставки в картинной галерее Г. Х. Ващенко в Гомеле. Ознакомиться с экспозицией можно до 8 декабря

ГАРАНТИЯ СТО ПРОЦЕНТОВ

– Александра, как пришла идея обучать людей изобразительному искусству?

– Тринадцать лет назад, как, впрочем, и сейчас, занималась строительными отделочными работами: росписью стен, потолков, декоративной штукатуркой, барельефами. И в какой-то момент подумала, что надо иметь запасной аэродром, стабильность, если вдруг не смогу работать по этому профилю. Так пришла идея создать студию.

– Тогда вы представляли, что это будет раскрученная школа, масштабный проект? Какие были первые мысли и шаги?

– Дала рекламу в Светлогорске, и ко мне пришли первые 60 учеников – маленькие дети. По итогам учебного года провели выставку и впечатлились результатами.

На следующий год интерес к студии проявили подростки. Естественно, поняла, что не могу учить их как малышей, хотелось дать намного больше. На тот момент у меня занимались уже 180 человек. А к третьему году создала экспериментальное отделение. С этой задачей тоже справилась, в очередной раз перешагнув высокую планку. Сейчас у нас шесть отделений, занимаются ученики от 3 до 70 лет.

– Через четыре месяца человек выходит на хороший базовый уровень рисования. У вас какой-то нереально сверх­скоростной формат получения навыков.

– Каждому человеку я даю стопроцентную гарантию, что уже через два часа после того, как он возьмет кисть в руки, сможет нарисовать живописную картину. Для кого-то это уникально, а для меня норма. Даже на выставках люди не верят, что так рисуют дети. Первое время родители сомневались, их ли чада создают такие работы или же за них это делаю я.

Одна женщина, она на пенсии, из Гомеля ездит на уроки, как-то сказала: «Саша, в первый раз, если честно, пришла посмотреть, может у вас стоит какое-то оборудование, печатные машины, компьютер создает полотна, а потом вы их чем-то покрываете». Был еще интересный момент: отдавали картины на экспертизу для вывоза за границу, чтобы подтвердить, что они не являются историко-культурной ценностью, и эксперт, впечатлившись техникой исполнения, не мог поверить, что они написаны непрофессиональными художниками.

– Как строится учебный процесс?

– Ученики старше семи лет попадают в общее отделение и проходят там множество направлений и техник. Ребятам, которым от 11 лет и больше, уделяется усиленное внимание, так как рассматриваю их для перевода в экспериментальное, где дети уже пишут картины маслом и каждый занимается своим полотном, они не повторяются. Во взрослом отделении даю четыре месяца на то, чтобы человек получил всю начальную художественную базу. С января ученик занимается также только своей работой. Плюс мы осваиваем декоративную штукатурку, объемные картины, и новички заканчивают учебный год маслом.

Экспериментальное и взрослое отделения могут хотеть от меня всего чего угодно – любое направление, технику, материал. Нет того, чего бы не могла преподать. Во всех группах все всегда идут один в один, у меня нет отстающих, нет хороших, нет плохих. 30-летняя девушка и 70-летняя женщина в любом случае будут двигаться одинаково.

В отделении академического рисунка и живописи занимаются дети, которые готовятся к поступлению в художественные учебные заведения. Считаю, что к этому решению нужно подходить осознанно.

За год мы осваиваем пятилетний концентрат того, что преподают в университетах, чтобы получить сильную теоретическую и практическую базу. Почему так быстро и много нужно пройти подростку за год?

Потому что есть дети, которые начинают заниматься в 17 лет, и их надо подготовить к поступлению, а также привить любовь к этой деятельности.

– А чем особенно гордитесь?

– Восемь лет назад открыла группу для людей с ограниченными возможностями, у которых серьезные диагнозы. Они занимаются со мной бесплатно. Могу сказать, что это моя гордость. Учились рисовать с нуля, и сегодня половина пишет маслом, половина гуашью, у них получаются хорошие картины. Люди, у которых такие проблемы со здоровьем, понимают, что нужно делать, и выполняют все этапы самостоятельно. Никогда не дотрагиваюсь своей рукой до их работ. Этот принцип также касается всех учеников.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ШУМЯТ?

– Откуда у вас понимание эффективных педагогических подходов? Образование, интуиция, всё вместе?

– Я создала авторскую методику, она взята не из книг и не у учителей, а полностью моя. Поэтому мои подходы сильно отличаются от тех, которые применяют другие педагоги. Да, я прошла все ступени художественного и педагогического образования и начинала со специализированной школы в Солигорске, откуда родом. Любовь к искусству впитала от мамы, с детства наблюдала, как она рисует, при этом в творческом плане мы очень сильно отличаемся.

Еще во времена студенческой практики всегда чувствовала, что меня слышали и слушали ученики, никогда не отвлекались на занятиях. Дисциплина и сейчас очень важна для меня. Никогда не повышаю голос, при этом дети не могут позволить вести себя как хотят, они с самого начала понимают, зачем приходят. Был момент, когда у родителей возникали вопросы: малыши заходят в класс, а у нас тихо. Для того чтобы было понятно, что происходит, установила видеонаблюдение: занятия можно увидеть в режиме реального времени на экране в коридоре.

Когда начинала преподавать, четко решила: хочу стать учителем, который объяснит материал так, что он будет понятен любому ученику, даже самому незаинтересованному. Всё мое обучение графике, живописи, работа со взрослыми, детьми построены на этой задаче, это основа. И еще: кто приходит ко мне, должны влюбиться в то, что я даю. Так и происходит.

– То есть как-то напитывать себя терпением, чтобы справиться с таким количеством учеников, это не про вас?

– Нет. Меня часто спрашивают, не устаю ли я. Да, от рабочего дня появляется естественная физическая усталость, но как учитель не истощаюсь. Мне легко преподавать, никогда не готовлюсь к урокам, у меня нет учебных планов. Есть свои мысли, четкое понимание, кто передо мной сидит и чему я его должна научить, поэтому всё направлено на развитие.

– Но у каждого своя концентрация внимания, по-разному устроено мышление, разные способности.

– Есть секреты, которые не раскрываю, повторюсь, у меня своя методика. Я очень хорошо чувствую людей. Знаю, как преподнести материал одному и тут же другому, но по-разному, чтобы это произошло за секунду, чтобы все шли вместе.

Важно, с какой скоростью ученики продвигаются, а я люблю быстрый темп. Работаю без остановок, без перерывов, без передышек, меняются только люди. Переключение от одной возрастной группы к другой тоже не является для меня сложностью.

– Когда приводят малышей – понятно, зачем приходят подростки – тоже. А люди постарше, у кого уже другие профессии, у них какая цель?

– Это такой вид деятельности, в который ты погружаешься и расслабляешься. К тому же каждый наслышан о нашей атмосфере, она дружественная, наполненная любовью и теплом. Мне хорошо со своим взрослым отделением, и у нас настоящие отношения. Всегда знаю, что у них происходит дома, какие проблемы, что творится в душе. Если нужно, всегда приду на помощь. При этом понятно: у нас не кружок по интересам, мы активно работаем. У меня нет таких ситуаций, когда человек через два месяца ушел бы. Есть люди, которые со мной уже много лет. Мы сплоченные. Мои ученики – творческие люди, в них есть невероятная жизненная сила. Радостно видеть, как меняются они и их внутреннее состояние.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЛАЙНЕР!

– В 2021 году благодаря одной крупной китайской ассоциации вам удалось представить творчество студии в Пекине, а уже в январе следующего года – в Лувре в Париже. Как это произошло?

– «Креативу» тринадцать лет, и при­мерно одиннадцать, если убрать пандемию, мы представляли себя в разных странах, нас уже много кто знал. Только в первый год выезда в Болгарию завоевали серебро. Это был худший результат за все время нашего участия в конкурсах и выставках. Дальше были только Гран-при, золото, первые места. Мы держали высокую планку всегда и везде. Работа на том и строится, чтобы сделать из учеников в хорошем смысле художественных «монстров».

И вот поступил звонок: со мной хотят познакомиться представители китайской ассоциации Западного и Восточного образования UWEE, в Минске меня ждут с картинами и их планируют представить в Пекине. Мы обсудили это с мужем, отнеслись скептически, но я все же попросила у учеников работы и их доверия, не сказав, куда еду. В столице отобрали двадцать картин, сделали сюжет о том, как они добирались на самолете в Пекин, как проходила презентация. А это был период ковида, когда всё закрыто. Чуть позже со мной опять связались и сказали, что наши картины находятся во Франции, их будут выставлять в Лувре. Мои ученики были в шоке от этой новости и роликов, которые нам присылали, где видно, как иностранцы рассматривают наши полотна. Потом прислали подарки и дипломы с кюар­кодами, подтверждающими, что ты официально экспонировался в Лувре. Всё было неожиданно, чудесно. И на следующий год мы еще раз представили свое творчество в одном из самых престижных музеев мира.

– Расскажите, как вы оказались в круизе по Средиземному морю. Это тоже нечто удивительное.

– Нас пригласили организаторы проекта, я всегда с легким сердцем откликаюсь на творческие предложения, и ученики долго думать не стали. Поехали человек тридцать. Когда начала транслировать в соцсетях, что мы находимся на лайнере, опять же все были в шоке. Выставлялись в Италии, Испании, Франции. Продали несколько работ, заняли первые места в конкурсе. Мне очень понравилась Пальма-де-Майорка. Обычно я не сильно погружаюсь в города, но этот меня поразил. В круизе с разными программами мы побывали два раза.

– Следующее невероятное событие произошло в октябре 2024 года. «Креатив» представил работы на международной арт-сцене Пекина и Шанхая.

– Там проходили выставка и конкурс, мы завоевали Гран-при. И, конечно, столько всего увидели: города, достопримечательности. Я провела мастер-класс в школе, которая входит в топ-50 лучших в мире. Думала, что занятие продлится два часа, в расслабленном состоянии мы с ребятами пообщаемся, сфотографируемся. И вот мне говорят, что надо уложиться в час, плюс в пять закрывается школа. А в Китае нет такого понятия, как задержаться после уроков, дисциплина строжайшая. Понимаю, что сломаю систему. Девчата спрашивают, а что рисовать будете? Отвечаю: белорусский пейзаж. Они отнеслись к этому скептически, ведь времени совсем мало.

Находиться в классе можно было только мне, оператору, фотографам, переводчику и человеку, который отвечал за безопасность. Он наблюдал за учебным процессом и в какой-то момент подошел к ученикам, подвинул стол, взял холст и начал рисовать. Сначала сделал неправильно, я сказала расслабить руку и показала, как накладывать краску, что должно происходить, и он создал картину. Потом благодарил: не думал, что с ним такое могло произойти, попросил подарить мою работу. Переводчик тоже старался всё запомнить, чтобы показать дочке. Мы с ребятами за час написали гуашью прекрасные картины на холстах формата А3. Я вышла из класса вдохновленная, с большими крыльями за спиной.

– Александра, что вам еще хотелось бы сделать?

– Огромное количество людей просят открыть школы в разных местах, и у меня на этот счет есть мысли. Но моя самая большая мечта создать галерею, в которой бы выставлялись работы учеников студии, и также были доступны для продажи. Хочется рассказывать о людях разных профессий, о банкирах и домо­хозяйках, которые увлекаются творчеством и создают такие прекрасные картины, а ведь многие из них действительно очень сильные. На нашей итоговой выставке за год, которая всегда проходит как большой праздник, мы представляем пятьсот полотен, а всего за этот период ученики создают их более десяти тысяч. Хотелось бы, чтобы люди всё это могли увидеть. 



Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента









Фото Ивана Кузменкова
Культура
Афиша боковая 06.12.jpg

bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Афиша боковая 06.12.jpg