Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

ЦЗ_Гомельская правда_816х197рх.jpg

Уроки актерского мастерства

4006 0 05:27 / 27.03.2015
Изображение 088.jpg
Кодовое слово
Чувствуя потребности аудитории, она много шутила, чем напоминала участников российской «Смехопанорамы». Но говорила Елена Яковлева действительно зажигательно, то и дело добавляя: для интереса иногда нужно немного приукрасить.
Возле гостьи стоял столик с букетом белоснежных роз. Актриса периодически останавливала монолог, чтобы глотнуть воды прямо из маленькой пластиковой бутылки. И вот на сцену поднялся мужчина и по-джентельменски наполнил живительной влагой одиноко стоявший стаканчик. Так же молча, но уже под аплодисменты зрителей, он вернулся в зал. Елена Яковлева удивилась и поблагодарила гомельчанина.
Возле сцены находилась корзинка для записок. Однако актриса так увлеклась рассказом о своих студенческих годах, которым посвятила большую часть монолога, что не успела ответить на все вопросы. «Зато будет повод с вами еще раз встретиться, — сказала она. — Вы же часто бываете в Москве?». Поклонники заулыбались, на что гостья шутливо добавила: «Придете на мою постановку в столице и произнесете кодовое слово «Гомель». Зрители принялись аплодировать.
Жигули вместо сцены
Стать артисткой Елена захотела еще в школе, когда посмотрела по телевизору фильм «Воскресенье». 
Окрыленная мечтой о кинематографе, рассказала о ней родителям. Но у них были другие планы. Подходила очередь на приобретение «Жигулей», а потому путь в столицу был временно закрыт.
Тогда девушка устроилась в библиотеку, чтобы быть ближе к книгам и ролям. Бесспорным плюсом стало и то, что заведующая открыла для молодой работницы мир литературы, в том числе и запрещенных тогда произведений. О Солженицыне советовала никому не говорить.
Через год Елена накопила немного денег, но тут обозначился автомобиль, и кровно заработанные пришлось отдать на его приобретение. Не желая тратить время, она поехала поступать в Харьковский институт культуры на массовика-затейника.
В приемной комиссии оказался крайне недоброжелательный человек. «Это совершенно не для вас. Вы стоите на сцене такая неорганичная, незаразительная, — беспощадно говорит преподаватель. — Идите на библиотечный факультет, где вам самое место».
Но этот человек лишь на время поколебал ее веру в себя. Будущая народная артистка пошла на радиозавод комплектовщицей. Получала двести рублей, копила на мечту, а еще помогала родителям. Совместными усилиями удалось купить стенку и чешский сервиз.
В 1980 году Елена отправилась покорять Москву. Столица как раз встречала Олимпиаду. Город запомнился чистотой, простором, спокойствием. 
Снять комнату не получилось, и девушка несколько дней провела на вокзале. Ее заметили милиционеры и помогли найти дефицитное место в гостинице, где работала родственница одного из них.
В ГИТИС Елена поступила с той же программой, которую забраковал преподаватель из института культуры. Студентка была очень горда, что оказалась в таком престижном творческом вузе. Все тогда казалось ей удивительным. И студенты, которые даже одевались не как другие. И то, что в троллейбусе во всеуслышание можно было обсуждать с одногруппниками уроки актерского мастерства.
На фоне глобального счастья не обошлось без преподавательницы, которая постоянно напоминала Елене, что она толстая, некрасивая, у нее чудовищный говор. Но это казалось мелочью по сравнению с тем, что рядом находились народные и заслуженные артисты.
Тебя ждет «Современник»
Студенты могли посещать столичные театры, не покупая билеты. А еще туда они ходили «смотреться». Как-то с сокурсниками Елену пригласили в «Современник». Ребята оторопели от худсовета: их оценивали Галина Волчек, Игорь Кваша, Лия Ахе­джакова. Елена волновалась еще больше, чем при поступлении. Но смотрины были затеяны ради дочери Михаила Державина Маши — девушки с большой русой косой, русской барышни, про которую принято говорить «кровь с молоком».
Яковлева находилась на второстепенных ролях. Однако Галина Борисовна ее заметила, попросила прочитать монолог и пригласила посещать театр.
И вот однажды в комнату студентки в общежитии прибежал взволнованный вахтер, до этого редко проявлявший признаки доброжелательности. Оказалось, звонила секретарь Волчек. Она попросила на следующий день в десять вечера прийти к Галине Борисовне.
Главный режиссер «Современника» была заметно уставшей после очередного спектакля. Достала белую книжку с репертуаром на июнь и пригласила приходить на постановки. Счастью Елены не было предела.
Однажды девушке удалось попасть в театральный буфет. В сторонке пили кофе и курили молодые актрисы. Все замерли, когда туда зашел Валентин Гафт. Елену поразило, как легко он выдавил в чашку целый лимон. Она думала навсегда сохранить в сердце этот «подвиг Геракла», и вспоминать об этой встрече долгими зимними вечерами в каком-нибудь региональном театре.
Но вскоре подобные вещи не пришлось так старательно упаковывать в хранилища своей памяти. Они стали делом обыденным — студентку приняли в «Современник». Галина Борисовна, как человек поистине всемогущий, помогла молодой актрисе с пропиской. Елена Яковлева служила в этом театре почти тридцать лет. Сейчас она снимается в кино, ее также можно увидеть на телевидении.
Фото автора
Культура
Горин_сайт2 — копия.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт2 — копия.jpg