Fable на афише обозначен как гармония всеобщего безумия в двух действиях. На сцене полумрак, герои оригинально одеты. Созвучны антуражу лаконичные декорации и специфическая музыка.
Волшебные звери
Театральную головоломку поставил режиссер Юрий Диваков, а помогала ему жена Татьяна — художник по костюмам и сценограф. Перед тем как приступить к “Басне”, прочитали множество переводов Жана де Лафонтена.
Авторский текст сохранен за исключением нескольких моментов. Чтобы изобразить столкновение двух мужчин, Лисе изменили род. А единственный в спектакле “самозваный” персонаж — это Свинья. Юрий воспринимает ее как подсказку писателя. Животное представлено в образе волшебницы, облачено в платье из лепестков роз и зажигательно танцует.
Татьяна поясняет: образы зверей хотелось создать не в традиционной театральной манере, также важно было не переборщить с деталями. В итоге персонажи получились весьма колоритными и ассоциативными. Некоторые зрители нашли в спектакле параллели конфликта Греции и Евросоюза, а в Муравьихе — следы советского периода. Художник по костюмам призналась, огромные красные руки дамы символизируют изможденность трудом, остальное в ее образе специально не задумывалось.
Визуальное воплощение басен Юрий называет не интерпретацией, а иллюстрацией. При этом все, что происходит на сцене, кажется крайне необычным. Но Татьяна уверяет: они не сказали ничего нового. Видимо, дело в том, что зрителей приучили к определенной системе восприятия сценического искусства, но театр тем интересен, что позволяет увидеть его с разных позиций.
И в этом особенно преуспели белорусские кукольные театры. Как отмечают критики, они сейчас в авангарде и впечатляют широтой приемов. Совсем необязательно, что на сцене будет ширма и трясущаяся над ней кукла.
Три года назад Татьяна и Юрий открыли “Лабораторию фигур Оскара Шлеммера”. Студию назвали в честь немецкого художника, скульптора, хореографа и оформителя. В театре объекта супруги работают с предметом. В качестве главного героя на сцене можно увидеть сыплющийся песок, льющуюся воду и все что угодно.
Природа вещей
Желание что-то придумывать на сцене появилось у Юрия во время работы актером в Могилевском театре кукол. А будучи у нас на гастролях, поделился с коллегами идеями. Так “Басня” стала первой большой, к тому же фестивальной работой молодого режиссера. К слову, диплома по этому профилю у Юрия нет — он выпускник актерского факультета Петербургской театральной академии.
Юрий отмечает, что на гомельской сцене получил прекрасную возможность для практики и профессионального развития. О творческом процессе говорит так: не ставит спектакль, а предлагает условия на сцене.
— Юрий, вы взяли произведение автора, который жил четыре века назад. Какую задачу ставили с учетом того, что Лафонтен, если не брать за основу переводы Крылова, в своих баснях не морализировал?
— Прежде всего, хотелось показать сущность человека, изобразить на сцене чистую природу. Мы старались отойти от назидательных акцентов и оценок поступков. Да и сам автор смеется над нравоучениями. Он просто показывает ситуацию, которая может быть смешной, грустной — какой угодно. А наша задача подарить эмоциональное и эстетическое наслаждение.
— Может, поэтому постановка оказалась неформатной и свежей? Даже дети смотрели ее с удовольствием.
— Каждый хороший автор всегда свеж, как бы кулинарно это ни звучало. Да и сама басня по своей форме напоминает сказку, поэтому интересна юным зрителям.
— Вы не боялись, что ваш спектакль не примут люди, привыкшие к традиционному театру?
— Страха не было, исключая обычные переживания за результат своей работы. Думаю, понятие традиционного театра давно потеряно: уже сложно определить, где он какой.
— Образы и пластика, не перегруженные сюжетной линией, как мне кажется, быстрее действуют на внутренний мир зрителя. Видимо, поэтому многие находили в этом действе что-то свое?
— Да. Бессознательные образы возникали еще на репетициях, а некоторые сцены по этой причине артистами дополнялись и изменялись. Мне кажется, в человеке есть много того, что закрыто различными слоями. И эти вещи могут открываться, когда мы смотрим на сцену или любые проявления природы — небо, дерево, воду. Через работу я также открываю самого себя.