Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Елена СОКОЛОВА: на языке музыки душа говорит с душою

5905 0 22:45 / 03.10.2015
Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, художественный руководитель и главный дирижер камерного хора областной филармонии Елена Соколова в этом году отмечает два юбилея: личный и 35-летие коллектива. Первому в стране профессиональ­ному филармоническому хору она посвятила 26 лет. 
Изображение 053.jpg
Елена Константиновна родилась в Кирове в семье врачей, но детство провела в Плесе на Волге. Мама ее хорошо знала классическую музыку и любила петь романсы. Дед был широко образованным человеком: управляющий текстильными фабриками играл на органе и скрипке, прекрасно пел, а в доме часто звучали записи духовной музыки.
С отличием окончив музучилище в Краснодаре, Елена Соколова получила направление в Ленинградскую консерваторию. Но выбрала город Горький, нынешний Нижний Новгород, куда из Северной столицы переехал оперно-симфонический дирижер Виктор Куржавский, у которого она мечтала учиться. В итоге на госэкзамене выпускница представила не песни камерного плана, а оперу “Пиковая дама”.
Потом Елена Константиновна с мужем переехали в Минск. Николай Павлович работал в Академии наук, она готовилась стать завкафедрой института культуры. Планы изменила встреча с Александром Рыбальченко. Руководитель ансамбля песни и танца ДК железнодорожников, народный артист Беларуси искал дирижера для своего коллектива.
Так Елена Соколова оказалась в Гомеле, где преподавала и работала с хоровыми коллективами. Потом ее пригласили в камерный хор филармонии. Первое время было непросто: почти отсутствовала мужская группа, долгой оказалась притирка. Но большую поддержку ей оказал супруг — талантливый композитор, который также делал обработки произведений для хора.
— Елена Константиновна, коллектив, которым вы руководите, десять раз становился лауреатом международных конкурсов. Что еще удалось сделать за два с половиной десятилетия?
— Сплотить коллектив. Задача руководителя — объединить разных людей, создать мощную творческую команду, и не только в музыкальном плане.
— Что-то изменилось в вас или в видении руководства со временем?
— Не многое. Стала относиться к людям более сдержанно, ценить их, особенно тех, кто работает со мной много лет. А что касается репертуара, добавили к нему произведения современных композиторов, классического джаза и эстрады.
— Принято считать, что дирижер — профессия мужская. Да и фактически у нас мало профессиональных женщин-дирижеров. На ваш взгляд, каким должен быть современный хоровой дирижер?
— Лидером творческого коллектива. Хорошо образованным человеком, тонко чувствующим музыку, владеющим хоровой техникой. Для него также важно самообладание, умение найти контакт с артистами и достойно представить коллектив на высоком, в том числе международном, уровне. Дирижер должен быть требовательным и доброжелательным. Важно уважать певца как личность, и даже замечания делать осторожно, потому что раздражительный тон недопустим и унижает артиста.
— Есть ли у молодого поколения интерес к вашей профессии? Последователи, ученики?
— Работая в камерном хоре, мало преподавала, потому что основная деятельность требует большой самоотдачи. К тому же многое зависит от способностей учеников. Отвечу так: мои коллеги артисты и дирижеры видят, как я работаю, и таким образом учатся.
— Какие чувства испытываете в те моменты, когда получаете хорошие отзывы от любителей музыки и профессиональных критиков?
— Удовлетворение от исполнения произведений бывает нечасто, поэтому не могу сказать, что нам некуда стремиться. При этом в любом настроении приходя в хор, выздоравливаю, отвлекаюсь на образцах лучшей музыки. Для меня работа не бывает рутинной, это мое предназначение. К сожалению, сейчас есть проблема с кадрами, особенно мужской группы: на хоровом отделении учатся в основном девушки. Падает престиж нашей профессии. А молодежь думает: придет и сразу получит аплодисменты.
Порой выступать приходится в аудиториях, где люди впервые слышат камерный хор. И их трудно приучить к другой музыке, отличной от популярной, поэтому делаем разнообразную и интересную программу, исполняем очень красивую музыку. Чтобы то, с чем человек познакомился, было потрясающим и захватывающим, чтобы он хотел быть причастным к этому и дальше.
— Бывают ли у вас разногласия с исполнителями по поводу выбора репертуара?
— Нет. Мы исполняем произведения, которые нам нравятся. В числе моих любимых композиторов Чесноков, Чайковский, Свиридов, Бортнянский, Березовский, Рахманинов.
— Хотелось бы услышать ваше мнение: какой, на ваш взгляд, развитый в духовном плане человек?
— Который поднимается над суетой, может управлять собой, хотя победить себя сложно. Духовно развитый человек выше неприятностей и обид. Да, на жизненном пути будут встречаться переживания, при этом важно, чтобы человек уважал и не обижал других. Не ждал, когда полюбят, а любил сам.
— Ваша работа отнимает много времени. Если удается свободная минута, чем занимаетесь?
— Слушаю аудиозаписи выдающихся священников. Люблю читать произведения мировой классики, а также Сократа, Аристотеля, других мыслителей. Следую многим их изречениям.
— Что вас вдохновляет и дает силы?
— Кто, если не Господь Бог?
— Хор выступал во многих странах и везде был принят на ура. Только в Германии вы побывали несколько десятков раз, в том числе по приглашению бывшего канцлера Шредера. Где показали свое искусство за последнее время?
— Два года назад на международном конкурсе духовной музыки “Кредо” в Таллине стали лауреатом. В прошлом году несколько раз выступали в России. Открывали международный фестиваль имени Ирины Архиповой на Селигере, в Твери. В Курске участвовали в музыкальном фестивале, посвященном 100-летию Георгия Свиридова. Состоялся концерт в Москве в Государственном музее имени Пушкина, где присутствовали представители посольства Беларуси. Во втором отделении с Московским камерным оркестром “Времена года” исполняли произведения Глинки, Чайковского, Свиридова. Получили восторженные отклики.
— Что для коллектива сейчас особенно важно?
— Главное — чтобы мы могли ездить на гастроли, потому что артистам нужны стимул, новые впечатления. Коллектив у нас удивительный, и я благодарна артистам, которые работают со мной 25 лет. Это Галина Батюк, Наталья Захарченко, Александр Абросимов, Александр Дударев, Ирина Липская, Ирина Драгунская, Светлана Кошко. Долгое время работают в хоре Владимир Сетун, Дмитрий Запецкий, Павел Лукомский, Елена Бочкарева, Елена Мальцева-Сидоркина. Рада, что приходят молодые артисты. Вместе мы несем культуру, высокую музыку и радуем наших слушателей.
6 октября в драмтеатре состоится юбилейный вечер камерного хора. Прозвучат лучшие произведения, исполненные коллективом за прошлые годы. В концерте также примут участие камерный оркестр, народная артист­ка Беларуси Галина Павленок, солист-пианист Виталий Фомин. Начало в 19.00.
Фото автора
Культура
Горин_сайт.jpg

Экорес_сайт.jpg
bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg