100-летний юбилей отмечает коренной гомельчанин, почетный железнодорожник, участник Великой Отечественной войны Владимир Табаньков. Нестареющий душой юбиляр рассказал корреспонденту “Гомельскай праўды” о войне, профессии и смысле жизни.


Владимир Андреевич живет на улице Дзержинского областного центра, в двух остановках от Полесской, где родился в далеком 1919 году. Отец тогда работал машинистом паровоза. На железной дороге также трудились дедушка и три дяди. Не удивительно, что с поездами связал свою жизнь и Владимир Табаньков, но обо всем по порядку.
1937 год. Окончив школу, Володя поступил в Орджоникидзеградский машиностроительный институт (сейчас — Брянский государственный технический университет, — прим. автора). Преддипломную практику проходил на заводе в Мытищах. Свободное время проводил с пользой, интересовался искусством. 22 июня 1941-го он в третий раз ехал в Третьяковскую галерею — за два дня не успел посмотреть всё самое интересное. Но попасть на экскурсию так и не удалось.
— Был воскресный день, — вспоминает ветеран. — Поезд полон спокойных пассажиров, и вдруг объявили, что началась война.
Жизнь не единожды рушила его планы. Владимир Табаньков получил диплом и направление на работу в Ульяновск, а на следующий день пришла повестка из военкомата. Так молодой специалист поехал не на завод, а в Одесское артиллерийское училище.
Почти всю войну Табаньков прошел командиром топовычислительного взвода гаубичного артиллерийского полка, который определял координаты целей. Воевал на четырех фронтах, участвовал в освобождении Беларуси. Интересуюсь, что помогало не падать духом?
— Видимо, была хорошая нервная система. Привыкли мы к этой войне. Привыкли спать в окопе с шинелью под головой, а зимой — на сосновых ветках.

Все повороты судьбы наш герой воспринимал мужественно. И к мирной жизни возвращаться было нетяжело — наоборот, весело. В апреле 1946-го Владимир Табаньков приехал в разрушенный Гомель, куда из эвакуации вернулся и его отец. Железная дорога лежала в руинах. Владимир Андреевич решил продолжить дело предков — стать железнодорожником. И проработал на дороге 40 лет. Был главным инженером Гомельского вагонного участка, начальником вагонного депо, а затем начальником, инженером и технологом в отделе вагонного хозяйства Гомельского отделения Белорусской железной дороги.
— Я любил свою работу. Привык к большому коллективу — сначала в депо нас было около тысячи человек, потом примерно 1700, — говорит собеседник.
На пенсии Владимир Табаньков продолжал трудиться на железной дороге. До своего 90-летия два десятка лет проработал председателем совета ветеранов Гомельского вагонного депо. Ко всему прочему любил столярное дело: достраивал свой дом, помогал сыну. Восемь лет ездил в Минск к дочке и зятю, строил им дачу. Были и другие хобби — собирал грибы, ходил на рыбалку. Всю жизнь Владимир Андреевич занимался физическим трудом, а в молодости — и спортом. Со школьных лет играл в теннис и волейбол, в составе институтской команды участвовал в соревнованиях. Но, что особенно интересно, здоровому образу жизни не мешали вредные привычки. Владимир Табаньков бросил курить неделю назад, до этого не расставался с сигаретами 80 лет. А перед обедом и сейчас иногда выпивает 30 граммов коньяка.

Семья у ветерана большая: двое детей, четверо внуков и семь правнуков. Сын Анатолий работал на железной дороге, а вот внуки не пошли по стопам деда. Кто знает, может, любовь к поездам проявится в генах правнуков? Со своей женой Ниной Ефимовной Владимир Табаньков учился в одном классе. После школы она поступила в Гомельский пединститут. Во время учебы и в годы войны они лишь писали друг другу письма. Выдержали испытание временем и расстоянием и, вернувшись в Гомель, поженились в декабре 1946-го. Прожили вместе 67 лет. Секретом семейного счастья Владимир Андреевич считает уважение, спокойствие и любовь.
В завершение беседы спрашиваю, удалось ли за столько лет отыскать смысл жизни. Поразмыслив, собеседник ответил: “Уверен, что прожил жизнь не зря”.