Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Боевики ОУН-УПА несколько лет после войны устраивали в Беларуси теракты и держали в страхе мирное население

1524 0 09:23 / 11.05.2022
Настоящим кошмаром для жителей оккупированных белорусских земель стали полицейские части, в которых служили последователи Андрея Мельника и Степана Бандеры.

Их разгуляй закончился с фазой активного наступления Красной армии. В окружение брали большие группы бандитов, выдергивали преступников поодиночке. Но еще несколько лет после войны украинские радикалы огрызались: устраивали теракты, держали в страхе мирное население, собирали разведданные для западных спецслужб.

e844a9321681b3eb30bca35d83daec4f.jpg
Личный состав опергруппы 2-Н после ликвидации бандгруппы Грица. Весна 1952 г. Окрестности Дрогичина

Текст присяги, которую украинские националисты давали Гитлеру (опубликовано Минобороны Российской Федерации в рамках проекта «Архивы помнят все!..»):

«Как честный сын моей Родины, вступаю я добровольно в ряды Украинской освободительной армии и празднично божусь, что я честно против большевизма и за честь народа воевать буду. Этот бой на стороне Германии и связительных армий против всеобщего врага ведем.

Вверяя Адольфу Гитлеру, как вождю и старшему приказателю освободительных армий, честность и обязательное подчинение».

С началом Великой Отечественной войны Организация украинских националистов (ОУН) развернула деятельность на оккупированной территории Украины и Беларуси, были созданы вооруженные формирования Украинской повстанческой армии (УПА, подчинялась ОУН) под руководством сначала Дмитрия Клячковского, а затем Романа Шухевича. К 1944 году сформировалась широкая подпольная сеть ОУН-УПА, которая у нас действовала в основном на территории Брестской, Пинской, частично Полесской областей. Деятельность структур ОУН и вооруженных формирований УПА носила антисоветский характер. Националисты формировали агентурную сеть, реализовывали немецкую политику «нового порядка», участвовали в карательных акциях в отношении партизан, подпольщиков, мирного населения.

Противостояли им специальные разведывательно-диверсионные группы органов госбезопасности. К примеру, в Брестской области успешно сражалась спецгруппа НКГБ БССР «Искра». С октября 1943 по апрель 1944 года чекисты выявили более 500 украинских националистов, арестовали 26 человек. В Брестской и Пинской областях результативно действовала спецгруппа НКГБ БССР «Борцы». Бандитов не только выявляли и разоружали, но и с ними вели бои. В сентябре 1943-го группа «Возрождение» в районе местечка Дивин попала в засаду украинских националистов. Во время противостояния бойцы группы убили одного нападавшего и трех ранили. Чекистский отряд потерь не понес.

e844a9321681b3eb30bca35d83daec4f.jpg
Оуновцы в лесах Брестчины. Фото из архива областного УКГБ

В августе 1944 года Брестская оперативно-войсковая группа на границе с Волынской областью вступила в бой с бандитами вооруженного формирования УПА «Орлика» и ликвидировала более ста человек. В октябре того же года в Дивинском районе та же участь постигла группу УПА Васюка, в июне 1945 года — бригаду УПА «Тур». В июне 1945 года оперативникам удалось внедриться в банду И. Юркевича, которая действовала в Логишинском районе Пинской области, и разгромить ее. Столь же успешно провели операцию по уничтожению формирования УПА под командованием Ф. Гречко. С августа 1944-го и на протяжении года его бандиты совершили свыше 10 терактов, в которых погибли около 20 человек. В августе — сентябре 1944 года формированием УПА под командованием Гречко были убиты инструктор Логишинского РК ЛКСМБ Фесюк, участковый уполномоченный Логишинского района Карачун, инструктор Пинского обл­исполкома Макарин, ранен зампредседателя Логишинского райисполкома Демидов. В ноябре 1944 года преступники Гречко зверски убили депутатов сельсовета Логишинского района С. Кулеша и Н. Сорокина. В мае 1945 года вблизи деревни Лыща Логишинского района — депутата сельсовета Г. Хомича с женой и сыном.

Главарь УПА Роман Шухевич в вой­ну отвечал за идеологическую работу и боевую подготовку украинского легиона «Нахтигаль» в оккупированной Польше. Легион в том числе участвовал в карательной акции во Львове в августе 1941 года. К 1942 году Шухевич возглавил 201-й батальон шуцманшафта, на счету которого сожженные белорусские деревни. Позже отряды УПА под его командованием станут участниками массовых убийств польского населения на Волыни. «Геройствовал» вплоть до марта 1950 года, когда сотрудники МГБ во главе с Павлом Судоплатовым обнаружили его в одном из схронов подо Львовом. Он был убит в перестрелке. Через 57 лет Шухевичу присвоили звание Героя Украины. В завершение напомним, с каким лозунгом, провозглашенным Романом Шухевичем, встретили украинские националисты 9 мая 1945 года: «Домагатися, щоб ні одне сіло не визнало радянської влади. ОУН має діяти так, щоб усі, хто визнав радянську владу, були знищені. Не залякувати, а фізично знищувати! Не потрібно боятися, що люди проклянуть нас за жорсткість. Хай із 40 мільйонів українського населення залишиться половина — нічого страшного в цьому немае».

Положение ОУН-УПА сразу после войны было незавидным. Краевой проводник И. Литвинчук в одном из писем характеризовал 1945-й как «кризисное время, которое определилось наибольшими потерями в активе УПА. Во второй половине 1945 года был уничтожен весь окружной провод (структурное звено ОУН) Брест-Литовска, а рост кадров очень малый».

В 1944—1946 годах украинские антисоветские подпольные группы и нелегальные вооруженные формирования на территории БССР совершили 2384 диверсии и теракта, в результате погибли 1012 человек (из них 50 сотрудников НКВД, 8 офицеров и 28 солдат и сержантов Красной армии, 171 советский партийный работник). Спецгруппы выявили организационную структуру подполья ОУН-УПА и примерную численность — 12—14 тысяч участников. В 1947—1949 годах после разгрома основных сил УПА открытые вооруженные выступления уступили место терактам, сбору разведданных в пользу западных спецслужб.

В это время сотрудники госбезопасности в Ивановском районе Пинской области разгромили Пинский надрайонный провод ОУН, в Жабинковском районе Брестской области — штаб Брестского надрайонного провода ОУН, убили референта Белорусского окружного провода Т. Брездень. Чекисты свою работу сделали хорошо: в первые годы после освобождения костяк украинского антисоветского подполья был ликвидирован.

Но еще до 1952 года разрозненные группы ОУН-УПА действовали в интересах спецслужб стран Запада и использовались ими для дестабилизации внутриполитической ситуации в Советском Союзе.

2937a58d07e8135cbadbd03bc4929327.jpg
Украинский каратель на фоне убитых им белорусов

Их вылавливали и судили по законам времени. В архивных документах есть сведения о ликвидации группы националиста Сикоры. В феврале 1952 года на границе Дрогичинского и Ивановского районов оперативно-войсковая группа УМГБ Пинской области окружила ее и разгромила. Раненный в ногу главарь Сикора пытался скрыться, в тот же день на одном из хуторов Ивановского района его убил местный житель (секретный сотрудник МГБ). Во время следствия выяснилось, что Сикора — Иван Панько — в 1944 году дезертировал из армии и вступил в УПА. В 1944—1947 годах служил в личной охране брестского окружного проводника Гая. Через два года он возглавил Ивановский районный, а в 1951-м — Пинский надрайонный провод ОУН. В январе 1947 года участвовал в расправе над мирными жителями деревни Одрижин Ивановского района. Оуновцы убили и сожгли вместе с домами семьи П. Денейко (восемь человек) и Д. Денейко (пять человек).

1952 год стал последним в преступной деятельности Белорусского окружного провода как структурной единицы подполья ОУН-УПА. Точку поставили сотрудники УМГБ Пинской области, когда ликвидировали участников группировки Грица — уроженца Волынской области Украины Владимира Лукашука. Бандиты принесли немало бед жителям Дрогичинского, Березовского и Дивинского районов. На их счету в том числе убийство счетовода Вульковского сельсовета Попени, разгром сельсовета и избы-читальни в деревне Огдемер Дрогичинского района.

Нелегалы-одиночки прятались в белорусских лесах еще до 1953-го. В апреле того года в розыске значилось около 160 националистов ОУН-УПА.

Всего органы госбезопасности Беларуси с октября 1943 по апрель 1953 года арестовали 1282 украинских националиста. Расправиться с ними могли бы и раньше начала 1950-х годов, но активная поддержка действий подполья ОУН-УПА спецслужбами Германии накануне и в годы войны, спецслужбами США и Великобритании в период холодной войны препятствовали этому.

e48e2a7fc794c7fb399d0385084e3e8a.png
Укрытия (схроны) участников ОУН-УПА

Публикация подготовлена по материалам исследования кандидата исторических наук Игоря Валахановича «Антисоветское подполье на территории Беларуси в 1944—1953 годах» и сборника «ОУН-УПА в Беларуси. 1939—1953 годы».
Новости Беларуси


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать