В 1913 году моряки русской Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана к северу от мыса Челюскина увидели неизвестную землю, с моря нанесли на карту ее участки и назвали Землей императора Николая II. Выполняя задание на 1913–1914 годы, экспедиция не могла обследовать открытую Землю.
Нагрудный знак «За экспедицию на остров Врангеля»
В 1916 году правительство России обратилось ко всем государствам с нотой об этом открытии и о включении Земли Николая II в состав империи. Наркоминдел СССР в 1924-м подтвердил эту ноту, а в 1926 году Президиум ЦИК СССР переименовал Землю Николая II в Северную Землю. В марте 1930 года СНК СССР утвердил проект исследования Северной Земли, представленный Георгием Ушаковым, только что вернувшимся после трехлетней зимовки на острове Врангеля. В книге «По нехоженой Земле» он писал: «Пятнадцати лет я оказался в роли полевого рабочего… в отряде В. К. Арсеньева – знаменитого исследователя Уссурийского края, знатока и тонкого ценителя природы, превосходного писателя… Целое лето я провел в тайге бок о бок с этим замечательным исследователем…». Затем последовала учеба в университете.
Памятная медаль СССР в честь Георгия Ушакова
В этот период появились попытки иностранцев захватить полярные владения России. В 1921 году канадец Стефансон прямо писал: «Мы хотим иметь остров Врангеля …чтобы он был базой для дирижаблей и самолетов точно так же, как Фолклендские острова служат базой для наших кораблей и крейсеров». Фолкленды были захвачены Англией у Аргентины, они контролируют южную часть Атлантики.
В 1924 году в СССР решили создать на острове Врангеля поселение и направили экспедицию во главе с Георгием Ушаковым. Страна была бедной; приборы, снаряжение и специальную литературу для исследовательских работ Ушаков в основном приобрел за свой счет. Взяв с материка группу эскимосов, он привез их на остров, основал поселение и научную станцию. Поселение имело продукты, но они не могли заменить эскимосам мясо моржа, тюленя и медведя. На охоту ходить они боялись, полагая, что злой дух недоволен их приездом. Начальник сам добывал медведей, и положение было спасено.
Остров стал для Ушакова высшей школой путешественника и исследователя. На основе проведенной им топографической съемки он вычертил первую достоверную карту острова, провел наблюдения над климатом и ледовым режимом. Трехлетняя работа выдвинула Ушакова в ряды выдающихся полярных исследователей. Дальревком учредил нагрудный знак «За экспедицию на остров Врангеля». Им были награждены и члены экипажа канонерской лодки «Красный Октябрь», установившие на острове советский флаг и помешавшие иностранцам тогда захватить остров.
Ушаков и стал начальником Североземельской экспедиции. В ее состав входили еще три человека. Она была оснащена приборами, оборудованием, снабжена продовольствием, оружием и боеприпасами, транспортными средствами служили собаки. Работа шла тяжело. Собаки не выдерживали и падали мертвыми прямо в упряжках, но люди выдержали. Собак берегли: уставших клали на сани и впрягались сами, на стоянках прежде всего заботились о них, обеспечивали свежим медвежьим мясом.
За два года полярники прошли на собаках в труднейших условиях полярной ночи и весенней распутицы около 7000 километров, из них 2200 – с маршрутной топографической съемкой, опирающейся на 17 созданных астрономических пунктов. Установили, что Северная Земля – крупный архипелаг, провели комплекс научных наблюдений. Итог – первая полная карта Северной Земли.
В 1934 году Ушаков руководил эвакуацией челюскинцев со льдины. В 1935-м возглавил Высокоширотную экспедицию на ледокольном пароходе «Садко», был открыт остров, по желанию участников экспедиции названный островом Ушакова. В честь исследователя в СССР выпущена памятная медаль, она хранится в Гомеле.
Осенью 2022 года американская деловая газета The Wall Street Journal опубликовала статью, в которой обосновала необходимость захватить у России остров Врангеля, пока русские завязли на Украине. В феврале 2023 года опубликовано заявление члена Академии военных наук России А. Бартоша о том, что США могут запустить ракеты в Сибирь из Арктики и получить контроль над Северным морским путем, но Россия готова к борьбе. Недаром появился здесь первый вооруженный ледокол «Иван Папанин».