5 ноября мастер-класс для всей планеты покажут Соединенные Штаты Америки. В 2020-м они уже продемонстрировали такие избирательные ноу-хау, как голосование кладбищ и голосование по почте с последующим выбрасыванием бюллетеней без подсчета. Какие новинки предложит демократия демократий в этом году, даже представить страшно. Два покушения на кандидата в президенты Дональда Трампа уже есть. Но ведь гегемон, пусть и дряхлеющий, на то и гегемон, чтобы лезть своим носом в чужие дела.
«Фирма» гарантирует: выборы прошли честно
Где Гуайдо?
В конце июля главу государства выбрали венесуэльцы, в третий раз доверив эту должность Николасу Мадуро. Результаты предсказуемо не устроили Вашингтон. Методичку для свержения законной власти американцы вытащили ту же, что и всегда, ни строчки отступлений. Протесты, митинги, санкции, завывания в СМИ. Только свою марионетку сменили – с Хуана Гуайдо на Эдмундо Гонсалеса Уррутиа. Хотя так уже с этим Хуаном раньше носились: и президентом называли, и деньги давали, и по столицам возили. В каждую бочку затычкой засовывали, пока поняли, что бесполезно, и списали в утиль. Где теперь этот Гуайдо, кто знает.
Сейчас возят Гонсалеса. Европарламент на прошлой неделе тоже расшаркался: призвал выдать международный ордер на арест Мадуро за преступления против человечности и признать главой Венесуэлы его оппонента Уррутиа. Не понравились им, видите ли, преследования «мирных» протестующих. Тех самых, что с заточками и дубинами нападали на стражей порядка, громили полицейские пункты, грабили магазины, избивали провластных лидеров, жгли избирательные участки и пытались снести статуи Боливара и Чавеса в Каракасе.
Мадуро за такие «художества» их гладить по головке не стал. В первую неделю после выборов были задержаны более 2000 грабителей, вандалов и прочих «светлолицых». Тем самым президент Венесуэлы показал, что усвоил уроки предыдущих инспирированных Западом протестов. «Они были уверены, что их бесчинства снова продлятся 60 дней, 120 дней, как в 2014 и 2018 годах. Но на сей раз мы справились с этой фашистской вспышкой за 48 часов. Теперь должно свершиться правосудие. Прощения уже не будет», – заверил Николас Мадуро.
Ясно, что на самом деле никакая демократия в Венесуэле США не волнует. А вот дешевая и качественная венесуэльская нефть – очень даже. Она стратегически важна для экономического благополучия Штатов. Одна проблема: чтобы спокойно и беспардонно грабить чужие недра, в Каракасе должен быть лояльный президент. Мадуро не такой, поэтому и демократии, с точки зрения США, там нет.
Венесуэльский лидер подобные нехитрые взаимосвязи прекрасно видит. Так что в прошлом месяце сделал довольно болезненное для Вашингтона заявление. Сказал, что может передать все ранее выданные американцам разрешения на разработку нефтяных и газовых месторождений своим союзникам по БРИКС. Говорят, где-то в Белом доме сильно подгорело…
Кто на новенького в расход
«Цветные» сценарии Штаты с друзьями готовят и для других стран. В октябре предстоят выборы в грузинский парламент. Официальный Тбилиси в последнее время пытается проводить относительно самостоятельную политику. Принят закон об иноагентах, не введены санкции против России, правящая партия выразила желание извиниться перед осетинами за войну 2008 года, развязанную Саакашвили, – все это вызывает резкое недовольство англосаксов и жгучее желание сменить рулевых.
Также в октябре будут выборы президента Молдовы. Причем вместе с референдумом о вступлении в Евросоюз. Не то чтобы Кишинев в Брюсселе кто-то сильно ждал, но окончательно перевести его под свое управление там не против. Ну не одних же украинцев пускать в расход против России, тем более что они рано или поздно закончатся. А тут Молдова с Приднестровьем. Чем не повод для конфликта?
В общем, на карте стоит многое. Западу нужна Майя Санду. Если молдаване предпочтут сохранить свою страну и ее не изберут, «мирные» протесты и визг Евросоюза им обеспечены. Как минимум.
У них там своя атмосфера
А что же в самих демократиях? Если западноевропейские лидеры в чем-то и последовательны, так это в том, чтобы плевать на мнение народа. В том числе своего.
Свежий пример – земельные выборы в Германии. В Тюрингии впервые в истории победила крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), набрав почти 33% голосов. Социал-демократы (СДПГ) получили 6%, а входящие с ними в коалицию на федеральном уровне «зеленые» – вообще 3% и не прошли в ландтаг (земельный парламент).
В Саксонии с 32% первенствовали христианские демократы (ХДС). Всего на процент меньше у АдГ. А вот у СДПГ и «зеленых» снова сокрушительный провал – 7 и 5% соответственно.
И только в Бранденбурге социал-демократы выиграли, у них 31%. Хотя и там в затылок дышит «Альтернатива», у которой 29%. Тогда как привычные партнеры СДПГ – «зеленые» не набрали даже 5%, пролетев мимо ландтага.
К слову, самый непримиримый критик канцлера Шольца и его социал-демократов – это не традиционный оппонент в виде ХДС (партии, которой долгое время руководила Ангела Меркель) и не ультраправая АдГ, а созданный в январе нынешнего года Союз Сары Вагенкнехт. Блок выступает против поставок оружия Украине, против радикальной экологической повестки, за увеличение налогов для самых богатых слоев населения и за наведение порядка с мигрантами. То есть по всем ключевым пунктам программы находится в контрах с правящей в Берлине «светофорной коалицией» (так называют консенсус «красных» из СДПГ, «желтых» из партии Свободных демократов и «зеленых»).
В итоге, несмотря на совсем небольшое время на агитацию, Союз Сары Вагенкнехт сумел заявить о себе на земельных выборах, набрав в Тюрингии 14,5%, в Саксонии – 12%, а в Бранденбурге – 13,5%. Это третьи места в каждом из ландтагов.
Теперь любой партии, желающей создать региональное правительство большинства, придется договариваться именно с Вагенкнехт. Что это, как не предельно ясный сигнал канцлеру Шольцу и его социалистической партии, отправленный избирателями Восточной Германии? Немцы устали от мигрантов – арабских, африканских, украинских. Немцы не хотят воевать с Россией. Однако не сомневайтесь: их пожелания услышаны не будут. Таковы уж особенности развитых демократий.
Наперсточники позавидовали бы
Впрочем, немецкая политическая система кажется еще сносной по сравнению с французской. В Париже давно ничего не стесняются. Эммануэль Макрон может втихаря позвать на звонок Путину журналистов, записать конфиденциальный разговор и выбросить его в СМИ.
Весь адекватный мир сказал «лягушатникам», что открытие Олимпиады вышло у них мерзким, но те ответили, что критики просто умственно отсталые, ничего не понимают в искусстве и вообще французов не запугать. В огороде бузина, в Киеве дядька…
На выборах то же самое. После неудачной для партии Макрона избирательной кампании в Европарламент президент Франции распустил Национальное собрание и назначил досрочные выборы, чтобы граждане хотя бы внутри республики поддержали «правильных» кандидатов.
Поначалу произошло обратное. В первом туре выиграла оппозиция – крайне правое «Национальное объединение» (33% голосов), на втором месте оказалась другая оппозиция – крайне левый «Новый народный фронт» (29%) и лишь на третьем – центристская коалиция Макрона «Вместе за республику» (20%).
Но вот незадача: по итогам первого тура в парламент проходят только те кандидаты, которые набрали больше 50% в своих округах. Таких оказалась пятая часть от всех. Остальные отправились состязаться во второй тур. А там все кандидаты, противостоявшие «Национальному объединению», снялись в пользу «Нового народного фронта» или центристов, по сути, предложив избирателям следующую альтернативу: вы голосуете за ультраправых (что полностью противоречит вашим убеждениям) или за любого другого кандидата – то есть за нас. Конечно, люди на эту уловку поддались. Как результат, окончательно победил «Новый народный фронт», на второе место выполз блок Макрона и только на третьей позиции оказалось «Национальное объединение».
Фокус, конечно, нечестный и даже грязноватый, но вполне укладывается в избирательное законодательство Франции. Дальше – больше. По итогам народного волеизъявления президент должен был назначить премьер-министра от победившего «Нового народного фронта». Левые выдвинули Люси Касте, однако Макрон ее кандидатуру даже не стал рассматривать и назначил на пост более удобного себе правоцентриста – Мишеля Барнье. А потом и вовсе исключил участие левых в формировании нового правительства.
При этом и левые, и крайне правые обещали избирателям прекратить поставки оружия на Украину, а также вернуться к взаимовыгодному диалогу с Москвой. Вместе они набрали подавляющее большинство голосов. Но политика Франции от этого никак не поменяется, ведь власть узурпировал Макрон. Он же назначил ручного премьера, аналогичных взглядов и степени цинизма. Такой комбинации даже наперсточники на вокзале позавидовали бы.
Ну а что вы хотели – торжество демократии. Для французов дело привычное. Побухтели немного да скушали. Теперь будут учить «недоразвитые» демократии, как проводить выборы. Наглости хватит.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента. Продолжение следует