Вверх


История знаменитой судоверфи в Шатилках

2752 0 15:27 / 03.05.2019
В фондах Светлогорского историко-краеведческого музея хранятся воспоминания начальника пристани Паричи Константина Василевского о знаменитой, стратегически важной Шатилковской судоверфи. В 1930-е годы ее считали островком цивилизации среди непроходимых болот и глухих лесов. 

IMG_5926.JPG
Константин Григорьевич Василевский 

Пристань Паричи

Константин Григорьевич Василевский в 1937 году был назначен начальником пристани Паричи и работал там до войны. Штат пристани насчитывал восемь человек. В то время Паричи не были связаны с Бобруйском, Мозырем, Речицей железными и шоссейными дорогами. Туда было нелегко добраться даже по грунтовым дорогам, поэтому река являлась главным сообщением.

В местечко Паричи все грузы: продукты питания, промышленные товары, почта, даже кинокартины — доставлялись по воде. Каждый день от пристани отчаливал пароход в направлении Лоева и Бобруйска, потом возвращался обратно. 

Из воспоминаний Константина Гри­горьевича:

“На Бобруйск ежедневно отправляли две-три тонны масла, две с половиной тонны свежей речной рыбы, сыр голландский, мебель и многое другое. В Паричи же привозили муку, крупу, соль, удобрения. Пристань обслуживали две бригады грузчиков и балагоны с лошадьми. На ней располагались соленый склад, овощная база, склад удобрений. Когда река замерзала, пассажиров возили в специальных санях. Команда руководства района считалась очень слаженной, жители были довольны, никогда не писали друг на друга жалоб”.

В начале войны в Паричах появились нем­цы. Переодетые в форму красноармейцев, они на двух машинах подъехали к военкомату. Там заправились бензином, а потом, расправившись с паромщиком, облили бензином паром и подожгли его, после чего уехали в направлении Красного Берега. 

По радио объявили о войне. В Паричах срочно собрали партактив. Когда началась бомбежка, Василевский помчался домой. Забежал в дом и нашел жену на полу, детей ударной волной отбросило за 10 метров на песок. К счастью, все остались живы. 

Паричи пылали. С фашистских самолетов лилась горючая жидкость, которая тут же воспламенялась и горела сплошной лентой на протяжении нескольких километров. 

“26 июля 1941 года был получен приказ эвакуировать речной флот в Сталинград. Мне поручили сопровождать эвакуированный флот, самоходные и несамоходные суда, теплоходы и баржи. В Лоеве меня назначили начальником эшелона по эвакуации имущества судоремзавода и порта Бобруйск, работников предприятий, а также беженцев из западных областей. Сопровождал их до Днепропетровска, где людей и оборудование грузили в вагоны и доставляли в Сталинград”.

Генератор на чурках, мельница и баня

Зимой 1943 года Василевского направили для восстановления Шатилковской судоверфи и строительства речного флота. В январе был создан военно-восстановительный отряд, командиром которого назначили Константина Григорьевича. Работу предстояло начинать с нуля: не было ни инструментов, ни материалов. На первых порах пришлось кустарно изготавливать топоры, пилы и прочий инструмент из отливки немецких разбитых самолетов, ложек и мисок, собирать на полигонах и свалках старое оборудование.
— В результате упорного труда в фронтовых условиях был запущен первый генератор на чурках, — рассказывал Константин Василевский. — Он нам дал ток в 50 кВт, этого хватило, чтобы запустить две пилорамы. Так, с малого, началось строительство. 

В январе 1944-го линия фронта переместилась в деревню Рудня. Военно-восстановительному отряду приходилось работать в пяти километрах от передовой.

Из воспоминаний Василевского о тяжелых боевых условиях:

“Каждый наш цех имел траншеи и укрепления. В период обстрела и бомбежек люди укрывались в них, прекращая работу и возобновляя ее после отбоя. Однажды от прямого попадания снаряда погибли 25 человек, среди которых был начальник строительного моста, его напарники и местные жители. Однако работа по-преж­нему кипела”. 

В феврале 1944-го была запущена электро­станция в 300 кВт, от нее стали работать токарные станки, электросварочный агрегат и пять циркулярных пил. В Шатилках появился свет. Собрали собст­венную мельницу. Благодаря пекарне отряд первым перешел на нормальное снабжение хлебом. Открылись столовая на 600 человек и амбулатория со своими врачами. Медицинское учреждение проделало огромную работу в борьбе с тифом и другими инфекционными заболеваниями среди населения, которое при оккупации голодало и жило в лесах. Уже в сентябре открылись мастерские по ремонту и пошиву одежды, обуви, собственная баня, что значительно улучшило условия жизни отряда и жителей Шатилок в целом. А в апреле совместными усилиями с местным населением восстановили школу, смастерили инвентарь и начали обучать детей. 

...В конце 20-х гг. XX века в Шатилках на базе местной кузницы начала действовать промышленная артель "Красный судостроитель". Тут вручную производили деревянные баржи грузоподъемностью 300 и более тонн. Плавали они по Днепру и его притокам. Каждый месяц предприятие спускало на воду одну баржу. В состав судоверфи входили кирпичный завод и мельница. В 30-х гг. судоверфь начала выпуск железобетонных емкостей для бензина. С помощью их заправлялись подводные лодки ВМФ на Черном море.
Из районной книги "Памяць"

Заказы для подлодок

В июне 1944 года гвардейский отряд бронекатеров сражался на реке Березине, взаимодействуя с наземными частями 65-й армии под командованием генерала П. И. Батова. В тяжелом бою 26 июня бронекатера прорвались через минометно-артиллерийский заслон фашистов, выйдя к переправе у г. п. Паричи, и разгромили немецкую речную оборону. 

Создание военно-строительного отряда и судоверфи сыграло важную роль в восстановлении Паричского района. Верфь стала одним из крупнейших предприятий водного транспорта в БССР. Здесь по заказу Военно-морского флота СССР изготавливались металлические баржи, контейнеры для морских грузоперевозок, железобетонные емкости для заправки подводных лодок, отличные одно- и двухэтажные дебаркадеры — плавучие сооружения, которые использовали под гостиницы, речные вокзалы, дома отдыха и санатории. В 1961 году Шатилковская судоверфь переоснащена в завод сборного железобетона и стала ядром организации мощнейшего предприятия, построившего огромное количество сложных объектов по всей Беларуси. 

Стапельная площадка Шатилковской судоверфи (КП 1042).jpg
Стапельная площадка Шатилковской судоверфи

Экспериментальный дебаркадер. Шатилковская судоверфь. 1955 г. (НВ 1177).jpg
Экспериментальный дебаркадер. 1955 г.

Новости
Фото предоставлены Светлогорским историко-краеведческим музеем
водители.jpg
Untitled-1.jpg
0 Обсуждение Комментировать