Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Огромный вклад в победу над фашизмом внесли партизаны и подпольщики

7225 0 00:29 / 16.04.2020
Еще в предоккупационный период лета 1941 года в Мозыре, в то время центре Полесской области БССР, проводилась работа по созданию подпольных групп.

газета 1943 г..jpg
Идет работа над очередным номером газеты «Бальшавік Палесся». 1943 год

Город был захвачен врагом 23 августа. Оккупанты создали свои контрразведывательные и карательные органы: полицию безопасности и СД, абвергруппу 115. Однако уже в сентябре начала действовать первая мозырская подпольная группа, которую возглавил бывший бухгалтер облздравотдела Василий Крицкий. Группа действовала до августа 1942 года. Ее участники саботировали мероприятия оккупационных властей, поддерживали связь с партизанами, помогая продуктами питания, медикаментами. 

С октября 1941 по июнь 1942 года действовала группа Дмитрия Козловского. Ее основу составляли советские военнослужащие, которые пришли в Мозырь: кто-то вышел из окружения, а кто-то сумел сбежать из немецкого плена. Группа провела работу по созданию партизанского отряда и сбору оружия для партизан. 

В январе 1942 года мозырские подпольщики предупредили партизан Октябрьского района о том, что против них готовится карательная операция. Участники подполья также в начале 1942-го организовали пожар в Мозырском театре, где должно было состояться совещание офицеров СС и гестапо. В скором времени подпольщики сожгли дом по улице Комсомольской, где располагались продовольственные и вещевые склады немецкого гарнизона. В августе 1942-го на дороге Мозырь – Михалки подорвали машину с немецкими жандармами. 

Нацисты принимали все меры для того, чтобы выйти на след сопротивления. Первые аресты прошли в начале 1942 года, для борьбы с подпольщиками и партизанами была создана центральная жандармерия. Массовые аресты начались в августе, проводились они и в конце года. В сообщении полиции безопасности и СД из восточных областей от 4 декабря говорилось: «27.10.1942 г. в городе Мозыре начались аресты членов подпольной коммунистической организации. До сих пор арестовано 43 человека. Руководителем организации был учитель». К сожалению, имена этих людей пока неизвестны.

Несмотря на провалы, потерю друзей по борьбе, мозырские подпольщики продолжали борьбу с врагом. Их деятельность активизировалась весной 1943-го, когда уцелевшие вошли в группу Аверьяна Муравьева, в довоенный период преподававшего в местном педучилище. Благодаря Татьяне Есьман, которая до войны работала учительницей, через партизанский отряд Кузьмы Бакуна была установлена связь с Анатолием Быстровым (Афанасием Ефимовым) – начальником разведывательной группы Центрального фронта. Он весной 1943-го был направлен в тыл врага для сбора информации.

По заданию Быстрова подпольщики группы Муравьева должны были обеспечить в Мозыре работу рации и радистки. Татьяна Есьман привела в город радистку Зою Куликову, которой подпольщики сделали соответствующие документы. Сложнее было из калинковичских лесов доставить в Мозырь рацию. Быстров предложил Есьман, чтобы она привозила ее частями, но Татьяна с этим не согласилась и придумала свой план решения проблемы. О том, как это происходило, писал в своих воспоминаниях Аверьян Муравьев: «В конце июня 1943 года учительница Т. Е. Есьман снарядила в д. Сырод (где жили ее родители) подводу, поставила на дно телеги рацию и питание, а поверх положила сено и затем – маленького своего сына в качестве больного, чтобы доставить его в Мозырь к доктору» (мальчику в то время было 7 лет). Быстров советовал не рисковать жизнью ребенка, на что Есьман ответила: «Если я попадусь, то немцы все равно не пощадят ни меня, ни моих детей. Ведь они заживо сожгут всю мою семью». Рация была успешно доставлена в Мозырь. 

Радистка Зоя Куликова (подпольщики называли ее Олей) начала работать в доме № 10 по улице Пролетарской Набережной, который находился возле переправы через Припять. Хозяйка дома Г. Третьякова и сама радистка могли из окна наблю­дать, что там происходит. Вспоминая о работе в Мозыре, Куликова писала: «На квартире у Кости (Котлинского) и Гали (Третьяковой) я работала на рации. Ее раскрывала в их комнате, антенну разбрасывала по комнате, а противовес был всегда разбросан на чердаке». Работать приходилось в сложных условиях. Наверху, над рекой, на возвышенных местах работали немецкие рации, установленные на машинах…». Кроме того, на квартире у Гали поселилось семь немцев, которые охраняли понтонный мост. В то время, когда в одной из комнат Куликова работала на рации, хозяйка вела разговоры с немцами на кухне. Работать так было небезопасно, и через некоторое время подпольщики решили перебраться с рацией в пустовавший дом деда Мирона (М. Чищени), на 440 метров выше по реке Припять. Вечером, когда солдаты пошли ужинать, Котлинский вместе с Третьяковой и радисткой перенесли всю аппаратуру туда.

В конце сентября 1943 года подпольщикам стало известно, что на железнодорожной станции Калинковичи находится много воинских составов: в районе станции Птичь партизаны разобрали большой участок железнодорожного полотна. Сведения об этом были переданы в Центр. И той же ночью советская авиация нанесла мощный бомбовый удар по станции.
В конце ноября питание у рации закончилось, и по приказу Москвы в партизанский отряд была доставлена Ольга. После этого часть подпольщиков с семья­ми ушла в лес – в Мозырский партизанский отряд.

В Мозырь засылалась агитационная литература. С Большой земли в город доставлялись центральные и республиканские издания, книги и брошюры. Подпольщики и партизаны Мозырщины стремились рассказать населению правду о событиях на фронте, призывали людей к борьбе с врагом. В начале 1942 года на квартире Андрея Суркова был установлен радиоприемник. Подпольщики записывали сводки Совинформбюро и распространяли их среди населения. Часть листовок печатали в типографии по улице Киевской, где оккупационные власти издавали свою газету «Мозырские известия». На праздник Крещения, 19 января 1942 года, подпольщики разбросали листовки на рынке и возле церкви.
На территории Полесской области издавались подпольные газеты «Бальшавік Палесся» – печатный орган подпольного обкома КП(б)Б, «За Радзіму» – орган Мозырского подпольного райкома КП(б)Б. За сентябрь – октябрь 1943 года Полесской областной подпольной партийной организацией было выпущено 15 номеров областной газеты общим тиражом 9 тысяч экземпляров, 51 номер районных газет тиражом 11,2 тысячи экземпляров, 9 тысяч листовок.

Мозырь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 14 января 1944 года в ходе Калинковичско-Мозырской операции. Долгое время о деятельности Мозырского подполья было известно немного. И только в середине 1960-х годов ХХ века оно было признано официально. 24 июля 1965 года вышло Постановление президиума ЦК КПБ «Об установлении подполья, которое действовало в г. Калинковичи и Мозыре». Членами Мозырского подполья были признаны 27 человек и 17 – связными. 

За сентябрь – октябрь 1943 года Полесской областной подпольной партийной организацией было выпущено 15 номеров областной газеты общим тиражом 9 тысяч экземпляров

Погибли в борьбе с врагом на протяжении 1942–1943 годов 12 человек: Антон Круковский, Николай Козорез, Сергей Родневский, Андрей Сурков, Евгений Толкачев, Григорий Чаус, Николай Власенко, Василий Крицкий, Александр Кузьмич, Иван Мицура, Михаил Моисеев, Августа Попретинская.

Не все участники Мозырского подполья были названы в этом постановлении. Среди неучтенных и Тимофей Абрамов, – накануне войны сотрудник Полесского областного управления НКВД. Его оставили в тылу врага. Когда в начале 1942 года начались первые аресты, Абрамову предлагали пойти в партизанский отряд. Но Тимофей решил, что его деятельность будет более полезной в городе, где он, работая экспедитором в столовой, мог собирать сведения, необходимые партизанам и подпольщикам, отправлять часть продуктов в лес. Его арестовали июльской ночью 1942 года. На следующий день арестовали и жену Софью вместе с дочкой и сыном, которому не было и года. В тюрьме детей забрали, Софью пытали: ей показали сильно избитого, изуродованного мужчину, хотели узнать про деятельность мужа. Но женщина все время говорила, что супруг работал в столовой, и больше она ничего не знает. После допроса Абрамовой вернули детей и отпустили домой. Позднее стало известно о судьбе 27-летнего Тимофея Евсеевича: после ареста и восьми дней пыток нацисты закопали его в землю еще живым...

Мозыряне чтут память о героях Великой Отечественной войны. На здании, в котором в довоенное время находилась средняя школа № 2, в 1964 году установили мемориальную доску в честь Евгения Толкачева, участника Мозырского подполья. В июне 1942-го он ушел в партизаны и через три месяца погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Было парню тогда только 18 лет.

В 1964 году на здании в переулке Калинина, 6, где в 1941–1942 годах под видом сапожника жил участник Мозырского подполья, бывший инструктор Полесского обкома КП(б)Б Николай Козорез, установили мемориальную доску. В марте 1942 года Козорез был арестован и замучен нацистами. 

В микрорайоне Наровщизна, где сейчас быстрыми темпами идет строительство, одна из улиц носит имя Тимофея Абрамова. А в декабре 2017 года в его честь была открыта мемориальная доска на здании Мозырского городского отдела Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по Гомельской области.

Одна из новых улиц в микрорайоне Наровщизна получила название Героев подполья.


Фото предоставлено автором
Новости


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать