Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Жанна Жадейко: У меня нет трудных детей

7887 0 02:59 / 17.05.2013
В субботу вот уже в пятый раз в Гомеле пройдет областной конкурс риторического мастерства. Автор этого уникального состязания юных Цицеронов и Сократов — учитель русского языка и литературы гомельской гимназии № 14 Жанна ЖАДЕЙКО. Корреспондент “ГП” расспросила педагога, чем школа может помочь ребенку в жизни.

Читаешь — мороз по коже

— Риторика входила в обязательную программу еще в школах Древней Греции. Насколько сегодня учителя словесности озабочены проблемой научить ребят красиво говорить?

— Думаю, что русский язык и литература как никакие другие предметы способны решить эту проблему и подготовить детей к реальной жизни. На уроках языка я стараюсь уделять очень много внимания риторике. Ведь умение правильно формулировать и выражать свои мысли, располагать к себе собеседника — это пол-успеха будущего дела. А дети традиционно стесняются выступать перед аудиторией. Рассказывают, что у них дрожат коленки и трясутся руки. Чтобы этого не происходило, нужно постараться влюбить их в говорение. И добиться этого можно только через практику. Ученики должны пробовать себя в качестве оратора: говорить до тех пор, пока не полюбят высказываться. Ну и, конечно, учитель должен давать им основы риторики, а не пролистывать эти разделы в учебнике русского языка.

— А кто-то все-таки пролистывает?

— Случается. Не секрет, что в школе есть установка на подготовку детей к тестированию. Плохо, если работа учителя только к этому и сводится. Потому что натренированный ребенок может хорошо сдать ЦТ, но при этом в целом оставаться безграмотным: писать диктанты на единицы; в общении, подобно Эллочке Людоедке, обходиться 30 словами, половина из которых — междометия. Но тогда надо определиться: стране нужны люди, способные из вариантов ответов выбирать один правильный, или же люди, способные грамотно писать, говорить и принимать самостоятельные решения? На своих уроках я не зацикливаюсь на подготовке к ЦТ. Главное — изучать материал вдумчиво. Если дети находят в учебнике ошибку, я сразу ставлю им 10 баллов. Тем самым поощряю внимательность, критичное отношение к информации. Учу всё подвергать сомнению, рассуждать. Уверена, у таких детей и с тестированием не возникнет проблем.

— Вы упомянули, что язык и литература как предметы готовят детей к жизни. Но многие не понимают, чем романы, скажем, XIX века могут помочь сегодня, когда уже не носят фраков и не ездят на бричках?

— Человеческие пороки во все времена одинаковые. Равно как и всегда были блестящие примеры мужества, человечности, доброты, честности. Литература учит. И от учителя зависит, какие установки ребята возьмут с собой в жизнь. В 11-м классе я обязательно даю для прочтения роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...». Читаешь — мороз по коже... Сильнейшие страницы. Поднимается проблема памяти, в том числе исторической. На примере манкуртов — рабов, лишенных памяти, — мы говорим о современных Иванах, не помнящих родства, о людях, сознательно отрекающихся от своих родителей, семьи, страны.

— Кстати, о стране. Спустя 68 лет после Великой Победы уже очень сложно объяснять детям, в чем же ее значимость. Как сохранить эту память?

— Прежде всего это задача родителей. Они должны говорить детям о войне. Объяснять, почему дед или прадед воевали, через что они прошли. И не перекладывать воспитательные функции только на школу. Сегодня, к сожалению, некоторые папы и мамы уже воспринимают учителей как обслуживающий персонал. Общаются с позиции «вы должны», забывая о том, что основы личности и характера закладываются именно в семье. А потом уже и школа подключается. Я много рассказываю детям о войне, но стараюсь этим не ограничиваться. В прошлом году возила свой класс в Юрмалу на оздоровление. А непосредственно 9 мая — в Саласпилс, лагерь смерти. Сама провела там экскурсию. Дети плакали. Для них концлагерь — не пустое слово. В этом году мы были в Мисхоре, посетили много исторических мест, в том числе Ливадийский и Воронцовский дворцы. Ребята узнали про Ялтинскую конференцию. Кто встречался, почему? Где жил Черчилль, где Рузвельт и почему именно там? Откуда истоки ООН? Могли бы, конечно, в аквапарке круглые сутки прыгать, но веселые горки не сделают их людьми, а живая история — возможно.

— Вы учите детей быть трудолюбивыми, честными, принципиальными. Они берут это с собой в жизнь. Но сталкиваются с тем, что далеко не все люди такие же. Вам не кажется, что с этими качествами тяжело жить?

— Думаю, мои ученики готовы к этому. Мы же негативные примеры тоже разбираем на уроках литературы. И я не жду, что все со мной согласятся. Вот изучали «Грозу» Островского. Ученик в сочинении написал, что Катерина — дура, и настолько хорошо обосновал свое мнение, что я поставила ему высокую отметку. У человека всегда есть выбор: поступить по совести или нет, быть хорошим человеком или так себе? Да, к сожалению, и непорядочные, наглые, самодовольные люди тоже могут быть успешными в жизни. Но недолго... И по большому счету их можно только пожалеть.

И ангелы не без греха

— В последнее время много разговоров о том, что детей в школе излишне загружают, и они, бедные, надрываются. Вы с этим согласны?

— Учеба — это труд. И день ребенка должен быть максимально загружен. У меня в детстве не было ни одной свободной минуты. И сдавали мы не три выпускных экзамена, а семь обязательных. Теперь очень модно ругать советскую школу, но давайте заметим, что именно советская школа была самой сильной в мире. Недавно прочитала о том, что Макаренко (а эта фамилия нынче чуть ли не ругательной стала) в детстве был хлюпиком, очкариком, его все обижали. Но он работал над собой. И кем стал? Человеком, по системе которого сегодня работают во многих странах мира, причем не только с детьми. Это говорит о том, что нужно всегда совершенствоваться и идти вперед.

— А учитель должен совершенствоваться?

— В первую очередь. Эта профессия обязывает всегда учиться, повышать свой профессиональный уровень и вместе с тем интересоваться, чем увлекаются ученики. Например, многие подростки любят рэп. Учитель должен не в ужасе махать на них руками и морщить нос, а пытаться понять, что дети в этом нашли. Увидеть, что в словах таких песен, как правило, есть мощный социальный подтекст. Значит, учеников что-то побудило этим увлечься. К урокам вообще нельзя относиться безразлично. К ним нужно серьезно готовиться, писать планы-конспекты. Меня иногда спрашивают: «Ну сколько можно „Войну и мир“ читать? Ты уже наизусть ее выучила!» А я каждый раз нахожу в ней что-то новое и пытаюсь донести это до детей.

— Учительская зарплата давно стала притчей во языцех. Всё действительно настолько плохо?

— Далеко не всё в этой жизни измеряется деньгами. Раньше в начальной школе предлагались слова: крутой, горка, ехать, мальчик. Дети составляли предложение: «Мальчик едет с крутой горки». А теперь — «Крутой мальчик едет с горки». Людей оценивают деньгами, карьерой, машинами. — Ты где работаешь? В школе? — У-у-у... — А ты где? В банке? — О-о-о! И уже даже не волнует, кем. Может, уборщиком. Но главное же — в банке! А мне кажется, что в человеческом обществе ценности должны быть совсем другие. Хотя, конечно, деньги тоже играют значительную роль, и в магазин без них не пойдешь. Очень важно, думаю, поддерживать молодых учителей, потому что у них зарплата совсем низкая. Но если у государства сейчас нет такой возможности, то учителей надо поддерживать хотя бы морально. Не малую помощь в этом, уверена, должны оказывать СМИ. Хороших учителей — тысячи.

— Трудно отрицать, что многие выпускники школ поступают на педагогические специальности от безысходности, поскольку зачастую там проходные баллы ниже. Это проблема?

— К сожалению, да. И это печально. Конкурсы на педагогические специальности действительно низкие. Тогда как в учителя должны идти те, кто с детства об этом мечтал. Правда, я не думаю, что тот, кто приходит в школу от безысходности, надолго в ней задерживается. Это не та профессия, где можно сидеть нога за ногу. Говорят, все дети — ангелы. Так оно и есть. Но ведь и ангелы бывают не без греха! Поэтому, чтобы работать в школе, нужны терпение, мудрость и, главное, любовь — к профессии, к ученикам.

Хвалу и похвалу приемли равнодушно

— Ваши ученики неизменно занимают высокие места на олимпиадах по русскому языку и литературе, в том числе международных. А вы сами, когда были ученицей, участвовали в олим­пиадах?

— Начнем с того, что русский язык был когда-то моим самым нелюбимым предметом. Конечно, на то были свои причины. А в олим­пиаде один раз участвовала. Мне сказали взять ручку, тетрадь и прийти на следующий день к назначенному времени. Вот и вся подготовка. Конечно, ни о какой победе там речи не шло. Зато, поскольку я с детства мечтала стать учителем, навсегда запомнила, как никогда не стоит поступать.

— Вы можете сказать, что вам повезло с учителями?

— Думаю, да. Особенно часто вспоминаю учительницу начальных классов Елену Константиновну Журавлеву. Мы с ней очень долго переписывались, потом она уехала на Север, и связь оборвалась. Елена Константиновна на собственном примере показала мне, что отругать ребенка много ума не надо. Увидеть в нем хорошее, вытащить это и развить — вот в чем настоящая мудрость педагога. Поэтому у меня нет трудных детей. Есть своеобразные, оригинальные, но все — очень талантливые.

— Вы упоминали, что в детстве у вас не было ни одной свободной минуты.

— Да, я училась в музыкальной школе, занималась легкой атлетикой, танцами, читала стихи. Посещала сразу несколько кружков во Дворце пионеров. Была ведущей концертов, праздников. Сегодня некоторые люди мне при встрече говорят: «О, я вас знаю, когда-то на площади Ленина вы читали стихи с трибуны на 1 Мая». Ездила с милицией по городу и из машины в рупор читала, где можно переходить дорогу, а где нет. Занималась в киностудии «Юнфильм» в Гомеле. Снималась в игровых фильмах. Никогда не избегала общественной работы. В первом классе увидела в учебнике русского языка картинку с изображением «Артека» и захотела там побывать. К девятому классу эта мечта сбылась. И поскольку «Артек» — как раз то место, которым заболеваешь навсегда, стала думать, как попасть туда на работу. Притом, что отбор был сумасшедший. Даже не знаю, куда еще так тщательно в Советском Союзе отбирали — разве что на Луну космонавтов. Но все получилось. В «Артеке», кстати, я и познакомилась со своим мужем. Там у нас во Дворце пионеров и свадьба была.

— И вы, и Ростислав Ананьевич, безусловно, блестящие учителя. Но в блеске некоторые люди всегда ищут какие-то пятна. Вам интересно мнение недоброжелателей?

— Если в критике есть доля правды, я к ней прислушаюсь. Но если негатив связан с тем, что некоторые просто теряют сон, когда у других что-то получается, то к такому я отношусь философски. Равно как к похвале и дифирамбам. Я и детям всегда говорю: если они достигли чего-то, надо работать еще больше. А как только посчитают себя звездами, можно забыть об успехах. В Древней Греции и Риме любили ставить людям памятники по незначительным поводам. И однажды римляне, обнаружив, что нет памятника сенатору Катону, решили устранить эту ошибку. Но Катон остановил их, сказав: «Я предпочитаю, чтобы люди спрашивали: «Почему у Катона нет памятника?», чем недоумевали: «За что он ему стоит?» Это значит, что свои достижения надо оценивать трезво.

— И к наградам вы равнодушны?

— Конечно, приятно, если твой труд замечают. Но считаю себя обыкновенным учителем. Просто ответственно отношусь к тому, что делаю. Для меня самая высокая награда — это успехи моих учеников.
Фото Вячеслава Суходольского
Образование


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать