Учителем начальных классов гомельской СШ № 21 Александра Дергачева работает уже второй год. В столицу на учебу она сознательно поехала с целевым направлением. Чтобы вернуться в родную школу и воспитывать в детях то, чему научили здесь ее: человечности, любви к Родине, ответственности.
— В педвуз нельзя идти потому, что на другую специальность не хватило баллов, — убеждена Александра. — Учителями должны становиться только по призванию. Нужно поднимать престиж профессии, если мы говорим о том, что воспитание молодежи — залог успешного развития общества и государства.
Форма и содержание
Александра Александровна встречает нас в форменном наряде — синей юбке и жилетке. В таких же цветах щеголяют ее второклашки.
— Все ученики в школе уже много лет носят форму. Свой тип одежды есть у каждой параллели или профиля, — объясняет молодой специалист. — Учителя начальных классов присоединились к упорядоченному стилю — одеваемся в тон своему классу.
Носить форму гомельская средняя школа № 21 начала еще в 2010 году, когда ее возглавила молодой директор Инесса Карпина. Обсуждали детали с родителями, подбирали хорошее ателье — и за три года процесс удалось завершить. Сейчас ребят можно отличить издали: серый с синей клеткой наряд — у первоклашек, зеленые блейзеры — у ребят из химико-биологических классов, строгие кители — у кадетов. Еще школьницей Александра Дергачева настояла, чтобы ее перевели именно в 21‑ю:
— Я всегда была очень активной девочкой и, когда услышала про кадетские классы, тут же прибежала к маме: «Хочу туда!» У нее появилась надежда, что мою энергию направят в нужное русло. Так и получилось!
Строевая и медицинская подготовка, патриотические мероприятия, особое воспитание характера увлекли ее полностью. И форму носила с удовольствием, вспоминает Александра:
— Девочкам ведь часто хочется произвести впечатление внешним видом. Но, когда у всех единая форма, выделиться можешь только личностными качествами. Значит, нужно успевать в учебе, проявлять активность. Мы носили китель с гордостью и уважением, он приучал к порядку: всегда нужно держать марку. Шел по улице, ловил на себе заинтересованные взгляды и тут же расправлял плечи. Всегда брали с собой щеточку для обуви и сменку. К этому сейчас приучаю своих малышей.
Без формализма и не ради галочки
Вернуться в любимую школу хотелось, конечно, не ради элегантной формы, улыбается молодой специалист:
— Здесь, без преувеличения, семья, где все друг другу помогают. Нас всегда учили: старшие заботятся о младших, наставляют и направляют. Учеников воспитывают порядочными людьми и патриотами. Я вспоминаю, как уважительно говорили мои педагоги про школу, город, страну, это звучало ненавязчиво, иной раз вскользь, но оставалось связующей нитью всего. Не проникнуться любовью и уважением было невозможно.
Воспитанию хорошего человека в своей работе молодой специалист уделяет львиную долю внимания.
Александра Александровна уверена: говорить о патриотизме можно и с малышами, главное — найти подходящие слова. Семилеткам не расскажешь об успехах в экономике или стабильной социальной политике, но с ними можно рисовать озеро Нарочь и восхищаться родной природой. А еще — учить тому, что семья и школа всегда защитят и помогут, что твоя хорошая работа — на пользу всем.
— В начальной школе нужно говорить и о Великой Отечественной войне, — считает педагог. — Мы с детьми были в мемориальном комплексе на месте сожженной деревни Ола и у памятного знака, посвященного операции «Багратион». Они пока не могут проникнуться этой темой на глубоком эмоциональном уровне, но теперь спрашивают о тех событиях. Думаю, на следующее 9 Мая заговорим о войне уже по-другому.
Восстановить авторитет учителя
Александре импонирует идея в некоторых случаях ввести собеседования при поступлении в вузы:
— Именно в разговоре можно понять, справится ли будущий педагог с работой и готов ли он отдавать всего себя детям. У меня была сокурсница с огромным количеством баллов, которых ей хватало и на многие престижные специальности. Но она всегда хотела стать учителем, а дети отношение к себе считывают мгновенно.
Посидеть над планом-конспектом подольше, потому что условная Леночка вот этот трудный момент может сразу не понять, а Илюше, который быстро схватывает, нужна дополнительная карточка с заданием, — это все про Александру Дергачеву. Но главную свою задачу она видит даже не в передаче знаний:
— В человеке нужно воспитывать человечность, уважение к окружающим, а не прагматизм и тягу к обогащению. Признаюсь честно: хотелось бы больше уважения к учителю, признания его авторитета, особенно со стороны родителей.
Процесс воспитания — совместная работа: на одной ладони — школа, на второй — семья. И получить результат, заслуживающий аплодисментов, можно только сообща.