Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Белорусскому государственному университету транспорта исполнилось 70 лет

783 0 11:19 / 15.11.2023
БелГУТ – один из ведущих вузов по подготовке инженерных и научных кадров для транспортного и строительного комплексов Беларуси и стран СНГ. О том, каких высот достиг университет за семь десятилетий, рассказал ректор, доцент, доктор физико-математических наук Юрий Кулаженко. 


Уважаемые преподаватели, ветераны, студенты!

В преддверии юбилея важно вспомнить тех, кто стоял у истоков нашей альма-матер. Мы помним первых профессоров и преподавателей. В честь многих из них учреждены именные стипендии для студентов, достигших наилучших результатов в учебе, научной деятельности и общественно-культурной жизни.

Коллектив БелГУТа – главная действующая сила в созидании, развитии университета. Безмерно признателен ветеранам БИИЖТа-БелГУТа, профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам, студентам, магистрантам, аспирантам, докторантам и выпускникам разных лет за их труд и усердие. Убежден, что совместными усилиями мы добьемся значительного развития нашего университета!

Юрий КУЛАЖЕНКО, ректор, доктор физико-математических наук 

Прочный фундамент

– Судьбоносным для университета стало решение Совета Министров СССР об открытии в Гомеле 1 октября 1953 года Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. БИИЖТ создавался как институт всесоюзного значения и впоследствии оправдал свое высокое предназначение кузницы железнодорожных кадров для всего Советского Союза. Современное название вуз получил в 1993 году, – подчерк­нул Юрий Иванович. 

В первый год набор производился только на три факультета – эксплуатационный, строительный и механический. Спустя 70 лет университет значительно вырос: в его структуру входят уже девять факультетов, 26 кафедр, три филиала (Брестский, Гомельский и Оршанский колледжи), институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Беларуси, учебные и производственные подразделения. 

В общем счете сегодня в БелГУТе обучаются более четырех тысяч человек. Знания будущим специалистам прививают около 300 преподавателей, половина из которых имеет ученые степени докто­ров и кандидатов наук. Подготовка по гражданским специальностям на дневной форме обучения ведется на шести факультетах: механическом, промышленного и гражданского строительства, строительном, управления процессами перевозок, экономики и бизнес-технологий, электротехническом. Военно-транспортный готовит кадровых офицеров для транспортных войск и Государственного пограничного комитета.

В вузе большое внимание уделяют использованию в обучении информационных технологий. За последние пять лет по всем без исключения специальностям БелГУТа внедрены элементы цифровой трансформации конкретной транспортной технологии. Эффективное сплетение IT и традиционных знаний позволяет выпускникам не только работать в условиях цифровизации, но и создавать инновационные проекты.

Опыт университета в подготовке специалистов высоко оценен во многих странах. В последнее время активное сотрудничество ведется с Китаем: открыт класс китайского языка от Института Конфуция БНТУ, для обучающихся из Поднебесной регулярно проводятся летние школы русского языка, обучение в магистратуре и защита магистерских диссертаций – на английском языке. 

БелГУТ – это поддержка молодых талантов

Александра ВОРОЖУН, магистрант, выпускница специальности «подвижной состав железнодорожного транспорта»:

– Я мастер спорта по спортивной акробатике, поэтому какое-то время планировала идти в тренеры. Но в более осознанном возрасте поняла: нужно выбирать иное направление. Поступление в БелГУТ не стало случай­ностью: вся моя семья связана с этим вузом. Мама и дедушка окончили механический факультет по специальности «подвижной состав железнодорожного транспорта», папа – выпускник факультета промышленного и гражданского строительства, тетя – экономики и бизнес-технологий, а бабушка в колледже при вузе изучала вагоны.

Учиться было легко, несмотря на то что специальность не очень женская: много надо работать руками, чертить, проектировать и придумывать. Хотела даже перейти на другую специальность, но мне «подвижной состав» так понравился, что решила и дальше его изучать. 

На первом курсе начался мой путь в науку. Преподаватель Марина Гегедеш предложила поучаствовать в конференции и попробовать силы в компьютерном моделировании в программе «Универсальный механизм». Направление очень увлекло, так что и в дипломном проекте также исследовала эту тему. С помощью программы рассчитала тормозной путь железнодорожного состава, сравнила с расчетами вручную, а далее спроектировала 3D-модель поезда, показав, как он движется и тормозит. Благодаря этому наглядному изображению проекта удалось уменьшить тормозной путь на 200 метров. Например, когда скорость составляет 120 километров в час, тормозной путь должен быть 1600 метров. У меня получилось его сократить до 1400. 

В вузе еще никто не трансформировал расчеты в объемные 3D-модели. Так что преподаватели высоко оценили ноу-хау. Да и в целом хочу отметить: кто желает заниматься наукой, развиваться, в БелГУТе всячески и во всем помогают. 

И дальше намерена заниматься компьютерным моделированием. Сейчас изучаю динамику сцепа вагонов в различных условиях и с разными грузами.

Цитадель прикладной науки

Научно-исследовательская деятельность в университете направлена на развитие фундаментальных и поисковых исследований, решение прикладных проблем транспортного и строительного комплекса 
Беларуси, создание новой техники, технологий и материалов, продолжил Юрий Кулаженко. Среди приоритетных направлений: безопасность функционирования транспортных систем, разработка интеллектуальных систем и информационных технологий перевозочного процесса, экономика, тарифы и рынок транспортных услуг, технология, физикохимия и механика композиционных материалов и покрытий, проектирование зданий, сооружений и BIM-технологии, многое другое. 

В БелГУТе действует 12 научно-педагогических школ. Проекты научно-исследовательских лабораторий находят применение в хозяйственном комплексе союзного государства Беларуси и России. Кроме того, вуз аккредитован как орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг. Только в 2022 году выдано 73 сертификата соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Испытательный центр железнодорожного транспорта БелГУТа выполняет испытания продукции для предприятий Беларуси, России, Китая, Казахстана, Узбекистана и других стран. 

Отличительная особенность науки в университете – высокая практико- и экспортоориентированность. Разработанные и примененные за последние пять лет новые подходы позволяют ежегодно увеличивать экспорт научной продукции. 

– В частности, наработанная информационная база в области испытания железнодорожной продукции помогла не закупать оборудование для испытаний, а арендовать в непосредственной близости к заказчику. В итоге удалось сократить сроки испытаний и снизить затраты. Благодаря такому подходу вуз без ущерба пережил как период коронавирусных ограничений в 2020 и 2021 годах, так и жесткие санкции 2022-го, переориентировав взаимодействие с заказчиками со стран Западной Европы и Украины на Россию, Казахстан, Узбекистан, Китай, – рассказал ректор. 

Значительно расширена между­народная деятельность университета. Заключено свыше 100 договоров о взаимодействии с научными и образовательными центрами мира. Вскоре филиалы вуза появятся в Китае и Узбекистане. 

БелГУТ – это инновационные разработки

Константин БОЧКОВ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика», научный руководитель НИЛ «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств»:

– Окончил БИИЖТ в 1973-м. После четыре года работал ассистентом на кафедре «Автоматика и телемеханика», а далее прошел путь до доктора технических наук, профессора, проректора по научной работе. Итого суммарно в гомельском вузе уже 55 лет. В разные годы получал дополнительное образование в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. 

Всю свою жизнь посвятил практико-ориентированной науке. В МИИТе разработал и создал одну из первых среди транспортных вузов лабораторию в области электромагнитной совместимости. Под моим руководством изготовлен комплекс аппаратуры по измерению и имитации электромагнитных помех, защищенный пятью авторскими свидетельствами на изобретения. После этого получил предложение остаться в Москве, но решил вернуться в родной БИИЖТ, где продолжил исследования по электромагнитной совместимости. 

В 1999 году создал сертифицированную лабораторию по ЭМС. Сейчас она – ведущая в ЕврАзЭС и включена в реестр испытательных лабораторий и органов по сертификации. Иными словами: наши испытания и экспертизы документов признаются всеми железнодорожными администрациями стран экономического союза, а также администрациями железных дорог стран СНГ и Балтии.

Здесь же, в БелГУТе, разработал и изготовил комплекс аппаратуры по исследованию и обеспечению ЭМС микро­электронных систем обеспечения безопасности поездов. Благодаря моей настойчивости выигран грант Совета Министров Республики Беларусь на закупку уникальной испытательной техники.

В 2003 году под моим руководством появилась первая микропроцессорная централизация стрелок и сигналов (современная белорусская система управления движения поездом). Собрал команду из талантливых ученых, бывших выпускников, и мы за четыре года создали проект. Система внедрена на станции Ипуть под Гомелем и до сих пор работает. 

Наша лаборатория очень востребована в России и занимается всеми перспективными разработками. Например, участвует в создании беспилотного Московского центрального кольца: 44 электропоезда должны двигаться без машинистов, управлять ими будут из диспетчерского пункта. 

Специалисты с большой буквы

Любой университет всегда гордится своими выпускниками. БелГУТ – не исключение. именно здесь получали образование государственные и общественные деятели, руководители регионов, железных дорог, крупных производств, учебных заведений, депутаты Национального собрания Беларуси, академики, профессора и доктора наук, доценты и кандидаты наук, отличные инженеры, которые внесли большой вклад в развитие не только Беларуси, но и стран СНГ. 

Например, с 2005 по 2009 год председателем Совета Министров Республики Беларусь работал выпускник электротехнического факультета 1976 года Сергей Сидорский. Александр Якобсон, завершив обучение на факультете промышленного и гражданского строительства в 1973-м, с апреля 2001-го по декабрь 2010-го возглавлял Гомельский облисполком, а затем – Комитет государственного контроля. Выпускник этого же факультета 1986 года Анатолий Сивак с 2020-го – заместитель премьер-министра Беларуси. Механический факультет тоже богат известными выпускниками 1972 и 1973 годов: Валерий Жмайлик успешно возглавлял объединение «Гомсельмаш», а генерал-лейтенант Леонид Ерин – Комитет государственной безопасности. Выпускник строительного факультета 1962 года Ефим Басин стал Героем Социалистического Труда, руководил знаменитой стройкой БАМ. 

– Они и сегодня поддерживают тесную связь с альма-матер, заботясь о ней, как о родном доме, – отметил Юрий Иванович. 

В разные годы выпускники возглавляли Белорусскую железную дорогу: Степан Шкапич (1990–1993), Евгений Володько (1993–1997), Виктор Рахманько (1998–2001), Василий Гапеев (2002–2004), Владимир Жерело (2004–2008), Анатолий Сивак (2009–2012). С 2012 года во главе магистрали Владимир Морозов. 

Среди руководителей железных дорог России также есть гомельские выпускники – это и начальник Северной железной дороги, почетный профессор БелГУТа Виталий Предыбайлов (1992–2000), начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько.

Из стен БИИЖТа-БелГУТа вышла целая плеяда ученых: академик НАН Беларуси Анатолий Свириденок, члены-корреспонденты О. В. Береснев и Б. И. Купчинов. Известные ученые работают и на кафедрах БелГУТа: 

Константин Бочков, Иван Еловой, Виктор Негрей, Эдуард Старовойтов. 

Сегодня университет готовит не просто инженеров с базовым профессиональным образованием, а специалистов, способных создавать инновации, проектировать и разрабатывать технологии будущего.

БелГУТ – это знания, востребованные во все времена

Александр ЯДЧЕНКО, первый заместитель начальника Гомельского отделения Белорусской железной дороги, выпускник 2001 года:

– Еще в школе определился, что буду железнодорожником, хотя никто в роду с этой сферой не был связан. Поступил в БелГУТ в 1996-м на управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте. Учеба оставила только приятные воспоминания. Со многими из тех, с кем учился, до сих пор общаюсь. Все-таки студенческая дружба – одна из самых крепких. 

Безмерно благодарен профессорско-преподавательскому составу, который дал мне большую базу знаний, пригодившуюся с первых дней работы: Виктору Яковлевичу Негрею, Владимиру Гаврииловичу Кузнецову, Николаю Петровичу Берлину, Ларисе Александровне Редько, Петру Степановичу Грунтовому, Федору Платоновичу Пищику. И конечно, Тамаре Семеновне Банек. Она мне особенно запомнилась тем, как тонко однажды проверила подлинность моих чертежей: попросила прямо на занятиях перерисовать часть проекта сортировочной горки и похвалила, когда чертеж совпал с изначальным. А благодаря занятиям Владимира Гаврииловича, придя после выпуска на Жлобинскую железнодорожную станцию дежурным по горке, уже знал, как работает сортировочная горка, какие функции выполняет. Так что с легкостью применял полученные знания на практике. 

Хотел бы отметить, насколько важно, что вуз в своей образовательной программе делает большой упор на практику. Помню, как студентом уделял таким занятиям много внимания. И когда уже сам принимал молодежь на практику, старался познакомить их с как можно большим количеством технологических процессов. Многие после распределения на железную дорогу признавались, что именно такой подход позволил им гораздо больше узнать о профессии и замотивировал продолжать в ней развиваться. 

Скажу честно: ни разу не пожалел, что выбрал эту сферу деятельности. Железная дорога – важнейшая артерия государства. Если она остановится, это будет большим ударом для экономики страны. БелГУТ это понимает, потому и готовит высококвалифицированных специалистов, следит за развитием информационных технологий, постоянно совершенствует образовательные методы. 

УНП 400057727






































Фото Ивана КУЗМЕНКОВА и предоставлены БелГУТом и гомельским отделением БЖД
Образование


морозовичи-агро7.jpg
Архипов.jpg
0 Обсуждение Комментировать