Что посеешь, то и пожнешь?
1365 0 23:13 / 24.01.2008
И вот уже полная решимости с помощью газетного слова линчевать убийцу держу свой путь в Чечерский районный суд. Но, все больше и больше вникая в суть произошедшего в тот роковой мартовский вечер, начинаю понимать: показать чудовищную
и нечеловеческую сущность матереубийцы в этой ситуации
было бы слишком просто. События, предшествующие трагическому случаю, произошедшему в той деревне — на сегодняшний день ординарны и затрагивают практически каждого, кто живет на селе.
...Алексей рос не единственным ребенком в семье. Были еще и сестры, которые, повзрослев, без сожаления разлетелись из родового гнезда. Живя самостоятельно, не особо баловали они родителей своими визитами в отчий дом. Да, собственно говоря, к тому времени и дома-то как такового уже не было. Отец с матерью хотя и жили в одной деревне, но в разных местах. Алексей же, отслужив в армии, приехал в родную деревню и стал жить у матери. Держали незамысловатое домашнее хозяйство, сын трудился скотником в мест-ном колхозе, мать, проработавшая немало лет дояркой, находилась на заслуженном отдыхе, получая неплохую по деревенским меркам пенсию. И все бы ничего, если бы не периодическое вмешательство в жизнь этого семейства “зеленого змия”. Вот и в тот роковой вечер Алексей, купив в магазине бутылку вина и бутылку водки, зашел “на огонек” к отцу (тот получил накануне пенсию) — не спеша выпивали, говорили “за жизнь”. Ближе к вечеру Алексей, одурманенный алкоголем, двинулся домой. Но, на беду, матери дома не оказалось. “Опять где-то пьет! — подумал со злобой. Растопил грубку. Из сарая доносилось жалобное мычание коровы. “Снова не доена! — все больше распалялся Алексей. — Так и молоко перегореть может”. Предпринял тщетную попытку самостоятельно подоить скотину, но та не подпустила к себе мужчину. Обуреваемый злобными мыслями, Алексей двинулся на поиски матери и вскоре нашел ее в доме односельчан. Как Алексей и предполагал, мать была уже навеселе. На робкие материнские просьбы позволить ей остаться здесь, сын разозлился еще больше. А уже на улице, когда понял, что не сможет довести домой и вовсе обмякшую мать, дал волю своей злости... К сожалению, ни сопротивляться, ни дать отпор пожилая женщина не смогла. Лишь просила оставить ее в покое: “Невмоготу мне, сынок, сердце останавливается...”
Как потом показала судебно-медицинская экспертиза, на теле
70-летней женщины было не менее 23 следов от ударов в лицо, живот, поясницу, а это в свою очередь повлекло за собой черепно-мозговую травму, перелом костей носа, многочисленные раны и кровоподтеки. Позволю себе отвлечься и заметить: я видела фотографию этой, уже мертвой женщины. Каким же чудовищем нужно быть, подумалось, когда всматривалась в изуродованное до неузнаваемости лицо. Но Алексея, похоже, вовсе не волновало, что он так жестоко поиздевался над самым близким ему человеком. “Выпустив пар”, пошел домой, а избитую женщину обратно затащили к себе односельчане. Эта ночь стала для нее
последней...
В ходе судебного заседания Алексей признался, что в трезвом состоянии никогда бы не совершил подобное злодеяние. Но при этом рассказал, что и раньше, случалось, бил мать за то, что пила. По его признанию, с самого детства копилась в нем обида на родителей, неравнодушных к выпивке. Вот и вымещал от случая к случаю свою злобу и раздраженность на матери. А та, в свою очередь, ослепленная материнской любовью к своей кровинушке, на вопросы дочерей, откуда синяки, отвечала, пряча глаза: “Ат, пустое, с печки упала”. Редко когда жаловалась на сына и сельчанам. Так ведь разве в деревне что-либо утаишь? Каждый здесь на виду. Знали соседи, что бьет Алексей мать. “Но ведь не всегда мы плохо жили, — признался Алексей, — бывало и затишье, когда мать кодировалась. Дважды это было. Но находились доброжелатели, подносили рюмку-другую, и все опять шло по-старому...”
— Хочу заметить, что предупреждение семейно-бытовых преступлений в виду их латентности довольно сложно, — комментирует ситуацию заместитель начальника управления профилактики УВД Гомельского обл-исполкома А. А. Васильев. — Народ в большинстве своем предпочитает не выносить сор из избы. Согласитесь, далеко не каждая жена или мать будет афишировать, что ее периодически избивают. А ведь систематические избиения часто приводят к трагедиям. Как следствие — за восемь месяцев нынешнего года в области было зафиксировано 13 убийств на бытовой почве (в прошлом году за аналогичный период времени таковых было 15). И куда это милиция смотрит? — спросите. Вся беда в том, что милиция может принимать меры только по факту, допустим, избиения. А для этого, конечно же, необходимо заявление потерпевшего. Но, зачастую, бывает так: обозленная, к примеру, жена вызывает на семейную разборку участкового. Тот в свою очередь собирает документы и направляет их в суд. Но, увы, к тому времени стороны примиряются и забирают свое заявление. Бесполезной оказывается работа не одного дня сотрудника милиции, но самое главное — от ответственности ушел семейный истязатель и дебошир. Кто теперь даст гарантию, что, на этот раз отделавшись легким испугом, он не поднимет руку на домашних еще и еще раз?
К сожалению, пьяные семейные скандалы на селе — далеко не редкость. Бесконечно устраивают между собой разборки жена и муж, сын и отец, сестра и брат. Обозленность, недовольство жизнью, подогретые алкоголем, вызывают ненависть к близким. И вот уже крики и слезные причитания, раздающиеся с соседнего двора, становятся привычными. И ни у кого даже мысли не возникает вмешаться в семейные разборки или позвонить в милицию. А зачем, считают многие, они же свои, проспятся — помирятся.
... “Неспокойным” сыном своих престарелых родителей был Владимир — уроженец Чечерского района. С трезвым еще можно было как-то мириться, а уж как выпьет — бежали старики из родной хаты, куда глаза глядят, ночевали, где придется, пока не угомонится сынок-буян. Вот и в тот вечер домой явился “без настроения”. А тут еще калитку долго не открывали. За что собственно отец “схлопотал” сразу же — у калитки. Старый мужчина, боясь еще большего сыновьего гнева, тут же ушел к соседям и пробыл там до утра. А в то время в доме разыгралась ссора сына с матерью. Заприметив алкогольное опьянение матери, Владимир дал волю своей злости. Подвернулся и повод: мать невзначай пролила молоко. Потеряв от злости контроль над собой, великовозрастный сынок грубо толкнул пожилую беспомощную женщину, затем ударил ее несколько раз. А спустя время услышал хрип, вырывающийся из материнского горла, и увидел кровь у виска. Под утро, вернувшись домой, глава семейства застал свою жену мертвой...
В ходе судебного заседания Владимир рассказывал, что у обоих родителей было традицией “обмывать” пенсионные выплаты. В такие дни и дом, и хозяйство были полностью запущены. Никому ни до чего не было дела. А когда деньги пропивались, родители шли по деревне с протянутой рукой: а вдруг кто-то даст взаймы. Вот только неохотно делился Владимир тем, что и сам был большим любителем “зеленого змия”. Кстати, судебно-медицинская экспертиза показала хронический алкоголизм обвиняемого. Спустя время убийца своей матери выразил несогласие с приговором суда (семь лет лишения свободы с отбыванием в колонии усиленного режима) и подал кассационную жалобу, в которой, в частности, писал: “Потеря матери привела меня к нервному стрессу, обострилась язвенная болезнь. Я тогда находился в шоковом состоянии и даже сейчас не могу осмыслить, что нет уже самого дорогого и родного мне человека...” Но судебная коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда, рассмотрев в открытом заседании кассационную жалобу, оставила приговор без изменений, а жалобу без удовлетворения.
Как рассказал Анатолий Васильев, на сегодняшний день в области на учете в органах милиции стоит 2362 семейных дебошира. С каждым из них участковыми инспекторами проводится определенная работа. Для тех граждан, кто боится открыто говорить о своих семейных проблемах, в крупных районных городах открыты Центры психологической реабилитации. Большое подспорье правоохранительным органам — возродившиеся ЛТП. Только за восемь месяцев нынешнего года на принудительное лечение было направлено 372 человека, из них 20 женщин, а к административной ответственности привлечено порядка 10000 семейных скандалистов. Немалую работу проводят возрождающиеся народные дружины, советы профилактики, товарищеские суды трудовых коллективов. Но никогда борьба с семейными скандалистами не будет эффективной, утверждает А. А. Васильев, если не бороться с этим явлением сообща — всем миром. Если на личном примере не воспитывать в детях взаимопонимание и доброту, учить их любить ближнего, уважать старшего, терпеливо прививать духовные ценности и объяснять пагубность пристрастия к алкоголю. Иначе пожнешь то, что посеешь.
И до тех пор, пока мы будем равнодушно созерцать пьяную ссору соседей по подъезду, закрывать глаза на систематическое избиение матери сыном, горе будет приходить в дома наших соседей, друзей, знакомых...
Валентина СЫС
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать