Старость по договору
4197 0 23:13 / 24.01.2008
Вера Михайлова считает себя неудачницей. Фортуна с непонятным постоянством почему-то отворачивается от нее. Вот и на этот раз планы ее рухнули. Хотя начало было весьма обещающим...
Мыкаясь с малолетней дочкой по сельмашевским общежитиям, женщина уже потеряла надежду заиметь свой угол в виде благоустроенной квартиры. Хотя ее трудовой стаж в одном из цехов ЗЛиНа — около двух десятков лет, но бесплатное жилье женщина получить не успела. Не собрала, конечно, денег и на кооператив. В свои 47 лет располагала только койко-местом в рабочем общежитии.
Когда Вера поняла, что на ее надеждах поставлен жирный крест, решила попытать счастья по-другому. Одна из ее приятельниц, до-смотрев старичков, унаследовала их жилье — частный домик. Причем на законных основаниях. Это было для нее единственным способом вырваться из жилищного тупика.
Случай подвернулся сам и неожиданно. Возле одного из сельмашевских гастрономов женщина помогла старушке с хозяйственной сумкой. Оказалось, что та одинока и живет рядом. На склоне лет сходить со своего четвертого этажа, но особенно подниматься туда без лифта, старушке проблематично. Не говоря уже о других заботах. А коль у той не оказалось детей и близких родственников, то Вера и предложила ей свою помощь — взамен на завещание наследовать ее однокомнатную квартиру.
Полтора года женщина разрывалась между работой, дочкой и бабулей. Покупала лекарства, оплачивала коммунальные платежи, убирала-стирала, а утром и вечером таскала кастрюльки с едой. Отношения складывались почти по-родственному. Бабка за это время оклемалась и даже помолодела в свои 82 года. Но это обстоятельство Веру не огорчало — как человек верующий, она умела терпеть и ждать. Тем более, что завещание на квартиру бабуля составила на ее имя.
Но гром грянул средь белого дня — бабушку навестила невесть откуда взявшаяся двоюродная племянница из Киева и планы той резко изменились... Оказавшись у разбитого корыта, Вера и пришла в редакцию газеты за помощью. Каким образом ей защитить свои права или хотя бы вернуть потраченные на уход деньги?
— Увы, если между сторонами не был составлен договор “ренты и пожизненного содержания с иждивением”, сейчас сделать это практически нереально. Нет договора — значит нет и обязанностей, — комментирует ситуацию заведующая филиалом № 1 государственной нотариальной конторы Железнодорожного района г. Гомеля
В. Г. Белькович. — Более того, завещание, выражаясь официальным языком, это “свободное волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти”. Значит, старушка до своих последних дней — хозяйка собственных квадратных метров и имеет право изменять свое завещание.
Вернуть потраченные на уход деньги, если бабушка добровольно не соглашается на это и нет подтверждающих чеков, также проблематично.
“Досмотрю старика в обмен на право наследования квартиры”
Как известно, в былые времена свое жилье старики могли лишь завещать наследникам или дарить. При этом гарантии спокойно доживать в собственной квартире имели очень зыбкие. И многие проводили остаток своих дней в страхе — не упекут ли родственнички, завладев имуществом, в дом престарелых или психушку? Иные там и оказывались...
Но времена меняются, а вместе с ним и законы. Поэтому уже сегодня газетное объявление типа “Обеспечу уход за престарелым или инвалидом с правом наследования его жилья” не всегда подразумевает аферу. Да, кто-то ищет легальную и узаконенную выгоду: получить за свою работу (в виде ухода за стариком или инвалидом) жилье. И если это совпадает с желанием обездоленного и пожилого человека, испытывающего материальные затруднения и при этом располагающего жилой площадью на правах собственности, то почему бы и нет? Закон, гарантируя уход и крышу над головой, открывает перед одинокими и немощными стариками новые возможности. А это значит, что даже при своей мизерной пенсии они теперь могут позволить себе обеспеченную и вполне комфортную старость. Например, возможность подлечиться в хорошем санатории. Справить себе приличное зимнее пальто или вызвать на дом зуботехника и т. д. Конечно, все эти блага придут в стариковский дом или квартиру не за “спасибо”.
— Согласно ст. 572 Гражданского кодекса нашей республики по договору “пожизненного содержания с иждивением” один гражданин (получатель ренты) передает принадлежащие ему дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность другому (плательщику ренты). Тот, в свою очередь, и обязывается осуществлять пожизненное содержание с иждивением своего “подопечного”, — отмечает В. Г. Белькович. — А это значит обеспечивать его потребности в жилище, питании, одежде, обуви, лекарствах, уходе, а в случае смерти — и в оплате ритуальных услуг. Все это оговаривается в договоре, который подлежит обязательному нотариальному удостоверению и последующей регистрации в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру.
Другими словами, собственник имущества получает ренту и в конце концов отдает свою квартиру или деньги тому, кто за ним ухаживает. Если сделка связана с квартирой — сумма ренты составляет две базовые величины, в остальных случаях — одну. Но коль величина ее со временем изменяется, то и стоимость ренты увеличивается. А вот максимальный размер ее законом не ограничивается — можно тратиться на своего “благодетеля” сколько угодно. К сожалению, эти моменты часто одной из сторон не выполняются и являются поводом для недовольства стариков и их обращений в суд.
Одним словом, договоры пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением регламентированы таким образом, чтобы, во-первых, защитить “слабую” сторону. Во-вторых, предоставить ей выбор — ограничиться ли рентой в виде платежей или иметь широкий и практически неограниченный спектр услуг по питанию, быту, лечению и отдыху. Но в силу того, что это дело относительно новое, все же легко попасть впросак.
Близкие... палачи
Обычно такие договоры заключаются между родственниками (близкими и дальними), но очень часто в битвах за квадратные метры они становятся заклятыми врагами. В судебной практике даже сложился стереотип таких отношений — чем ближе родственные отношения, тем менее ответственно относятся плательщики ренты к выполнению своих обязанностей по договору. Очень часто, зарегистрировав дом или квартиру на свое имя, они “забывают” о том, что в обмен на такой щедрый подарок судьбы нужно пожертвовать своими силами, временем, трудом и т. д. А вот посторонний человек в этом деле по статистике чаще остается на высоте — старается неукоснительно выполнять условия договора и заботиться о своем “подопечном”. Но в первом и втором случаях, конечно, есть исключения.
Есть случаи и расторжения договоров ренты. В том же Железнодорожном районе областного центра, например, полтора года назад бабушка передала внуку свою квартиру, указав в договоре, что тот обязан обеспечивать ее одеждой, питанием, лечением, четырехкратным размером базовой величины заработной платы ежемесячно. А внук — молодой коммерсант, зарегистрировавший квартиру на свое имя, не стал особо утруждать себя возней со своей родственницей. Поэтому недавно, по требованию старушки, договор был расторгнут и квартира снова перешла в собственность престарелой хозяйки.
Бывает, что старый человек завещает свое жилье чужому, хотя есть близкие родственники, с которыми отношения в силу каких-то причин не сложились. Казалось бы, сам по себе факт этот мало что меняет — человек вправе отдать свою квартиру любому. Но родственник, имея первоочередное право наследования квартиры, обычно ищет варианты не упускать вожделенные квадратные метры. И начинаются “военные действия” — идут доказательства невменяемости или недееспособности своих несговорчивых родственников, в суды подаются иски о признании договоров недействительными и т. д. И очень сложно, если старый человек действительно страдает психическим заболеванием. Это, увы, в таком возрасте бывает... Это обстоятельство, со слов заведующей филиалом № 1 нотариальной конторы Железнодорожного района г. Гомеля В. Г. Белькович, главный риск, которому подвергается добровольный плательщик ренты.
Но реалии нашей жизни таковы, что встречаются в судебной практике и “старики-разбойники”, которые не прочь какое-то время получать уход и услуги, а потом меняют свое решение в пользу другого. Недавно, например, после длительного разбирательства областной суд расторгнул аналогичный договор между бабушкой и внучкой, за которой та ухаживала почти полтора года. В итоге дама весьма преклонных лет методично и легко “уложила на лопатки” свою молодую родственницу, перевернув наивные представления о стариках, как о мало чего понимающих в жизни “божьих одуванчиках”. Внучку не просто выставили за дверь бабушкиной квартиры, но еще и приплатить заставили. Что тут сказать? В любом случае, когда заключаются договоры, касающиеся дорогостоящего имущества, тем более недвижимости, нужно советоваться с юристами, чтобы не стать жертвой обстоятельств и не усложнять себе жизнь. Даже без квадратных метров.
Мария ЗУБЕЛЬ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать