Розница рознице рознь, или Успехи и тяготы потребкооперации
1526 0 23:13 / 24.01.2008
В Хойникском районе, где, как известно, на экономике сказывается радиационный фактор, кооператоры нашли свой рецепт успешной финансово-хозяйственной деятельности. В результате по показателям работы в минувшем году Хойник-ское райпо занимало ведущие места в системе потребкооперации области. Причем прибыльно сработали все отрасли райпо — розничная торговля, заготовительная, общепит и т. д. Откуда успехи у организации, которая годом ранее имела серьезные убытки?
По словам первого заместителя председателя правления райпо Валентины Валеватой, основу прибыльной работы потребительского общества формирует розничная торговля. В торговой сети райпо 69 магазинов, из них шесть крупных относятся к продторгу и обеспечивают 32 процента в общем объеме розничного товарооборота. Все остальное — нехозрасчетная розница — более 60 магазинов и сельских магазинчиков, которые в перерасчете на каждое предприятие дают гораздо меньший финансовый эффект, чем по продторгу. Достаточно сказать, что за 11 месяцев 2004 года торговый оборот продторга составил более 3,3 миллиарда рублей, а нехозрасчетных торговых предприятий — 6,8 миллиарда. Грубо говоря, один продторговский магазин дал столько же отдачи, сколько два нехозрасчетных. Какие выводы сделали из этого в райпо?
Как рассказала Валентина Ивановна, в первую очередь усилия были сосредоточены на совершенствовании торгового обслуживания населения, обновлении материально-технической базы предприятий торговли, приведении их в соответствие современному уровню обслуживания. Значительные средства райпо вложило в проведение ремонтов и реконструкции магазинов, приобретение торгового и холодильного оборудования. Но, пожалуй, главным “козырем” кооператоров стал планомерный переход на работу по методу самообслуживания, что привело к увеличению объемов товарооборота.
Первым магазином райпо, переведенным на самообслуживание, стал универсам “Юбилейный”. А в 2004 году преобразился универсам “Центральный”, расположенный в административном центре Хойников (на снимке). Здесь полностью заменено торговое и приобретено новое холодильное оборудование, произведен косметический ремонт. Хойничане до мелочей продумали дизайн интерьера, расположение стеллажей в торговом зале. Словом, сделали все, как должно быть в нормальном современном маркете. Кажется, какая мелочь — взять товар с прилавка или указать на него пальцем продавцу. Но эта мелочь сложилась в итоге в увеличение товарооборота на 25 миллионов рублей в месяц.
Надо сказать, что обновление торговых предприятий райпо проводит за счет собственных средств, не прибегая ни к чьей финансовой помощи. Поэтому для осуществления ремонтов и других мероприятий просчитываются наименее затратные варианты. И, как свидетельствуют показатели, не в ущерб результату.
В 2005 году на работу по методу самообслуживания райпо планирует перевести очередной магазин продторга — “Дежурный” и первый нехозрасчетный — “Мясо. Молоко”. А еще в планах кооператоров — перевод на работу по тому же методу двух сельских магазинов — на центральной усадьбе хозяйства “Стреличево” и в деревне Судково. Это программа-максимум.
Вторым ключевым моментом, сыгравшим положительную роль в улучшении финансового состояния райпо, в 2004 году стала активная работа по оптимизации издержек и сокращению затрат. С этой целью в потребительском обществе проведено упорядочение численности работающих. С принципиальных позиций пересмотрели все затратные механизмы, начиная от расчетов по кредитам и заканчивая неиспользуемыми фондами. На некоторых предприятиях было законсервировано устаревшее технологическое оборудование, что позволило сократить затраты по амортизации и налоги на недвижимость. В сельской местности законсервированы неиспользуемые здания и сооружения, что также дало экономию. Пересмотрели в райпо и транспортные расходы, и расходы по оплате за энергоносители, внедрили систему автономного отопления и т. д. В комплексе эти мероприятия позволили “не проесть” тот экономический эффект, который принесла финансово-хозяйственная деятельность. А эффект выразился в следующих показателях: за 11 месяцев 2004 года прибыль по предприятиям розничной торговли составила 73 миллиона, по коопзаготпрому — 87, по общественному питанию — 61 миллион рублей.
Конечно, верные решения вопросов в работе потребительского общества еще не означают, что теперь у хойничан нет никаких проблем. Их сегодня немало. Например, развитие розничной торговли в малонаселенных сельских пунктах. Социальная значимость такой торговли неоспорима. Но затраты превышают доходы от реализации.
Деревня Тульговичи находится в зоне с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 15 Кюри. В деревне проживают всего девять человек, в основном старики-самоселы, которые вернулись в родные дома. Два раза в неделю в одно и то же время в Тульговичи прибывает автомагазин Хойникского райпо. Привозит продукты, товары и последние новости.
По словам Валентины Валеватой, торговля в таких отдаленных поселках не дает экономического эффекта, товарооборот крайне низкий. Поэтому обеспечение населения осуществляется через автомагазины. Но даже в этих условиях райпо ищет рациональные подходы для улучшения торгового обслуживания. К примеру, уже в начале нынешнего года планируется открытие новой торговой точки в деревне Куровое, расположенной на линии транспортной доставки товаров в Великоборскую зону. Кооператоры подсчитали, что это мероприятие не принесет существенных транспортных расходов, и в то же время даст определенный экономический эффект. К тому же население поселка получит возможность приобретать продукты постоянно, а не от случая к случаю.
В целом расширение торгово-розничной сети райпо на территории района — вопрос сложный. Нынешняя ситуация такова, что все наиболее крупные магазины райпо расположены в Хойниках. Разумеется, это не случайность — именно в райцентре выгодно расширять торговлю. В то же время территориальные резервы района, которые могли бы способствовать увеличению товарооборота райпо, используются не в полной мере. И это тоже обусловлено экономически.
Возможно, в тех же Тульговичах или в деревнях с населением 10 — 20 человек небольшой стационарный магазин был бы вполне востребован. Но все упирается в финансы. Предусмотренных законодательством льгот для обеспечения торговли в пострадавших от катастрофы на ЧАЭС регионах явно недостаточно для компенсации издержек, которые несут кооператоры. Это одна из главных причин, сдерживающих расширение услуг потребительской кооперации в районе. Конечно, на примере таких крепких обществ, как в Хойниках, эти вопросы решаемые. Но решают их сами кооператоры — за счет собственных доходов, которые могли быть и выше.
Максим БАЛЬ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать