Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

ЗМ_Гомельская-правда_816х197.jpg

Качество — в интерьере обязанностей и рынка

1388 0 12:00 / 23.10.2007
Вместо вступления
Пожалуй, самое употребляемое сегодня на предприятиях слово — “качество”. Звучит оно с утра до вечера и каждодневно — на разного рода совещаниях, “Днях…”, официальных собраниях, на планерках, во “дни торжеств и бед народных” и, что особенно приятно, — все чаще в курилках и на кухнях. Наконец-то проблема под названием “качество” сдвинулась с места. Наконец-то мы начали осознавать, что без качества нам никуда. На трудной, тернистой дистанции к потребителю не обойти своих конкурентов. Не выжить (в лучшем случае спрос останется на уровне: “как мокрое горит”). И не только осознали, что сколько ни говори “халва-халва” — слаще не станет. Начали действовать. К примеру, ширится движение отличников качества, сертифицируется продукция, внедряется международная система стандартов, повышается квалификация и ответственность кадров, проводится техническое перевооружение… Словом, трудно, со скрипом, но создается система качества, которая работала бы без ежедневной “подпитки” со стороны “генералов”, их заместителей и службы технического контроля. Создается комплексно, напористо, вопреки рутинному “делать как всегда, как привыкли”, преодолевая молчаливое сопротивление двух-трех-пяти, ну, пятнадцати процентов нехлюев и непрофессионалов. Иного пути нет. Качество — это не нечто неосязаемое, эфемерное. Качество — это как воздух: оно тоже вроде невидимое, но без него в условиях рынка не сможет “дышать” ни один производственный коллектив. Качество — это все-таки, если по-большому, образ жизни и мышления, производное культуры, самодостоинства и созидательного желания выжить. Добавим, качество — не столько уровень технологии, сколько уровень производственных отношений.

Не перетрудились…
Достижения предприятий в области качества несомненны, неоспоримы; можно сказать, что за последнее десятилетие оно стало на порядок выше. Медленно, но все-таки в глазах потребителя благожелательнее, привлекательнее становится имидж предприятий. Но неотвязна мысль: почему мы бездумно транжирим трудно завоевываемое доброе впечатление о своей продукции, как будто наши достижения — гарантия дальнейшего успеха, венец, а не начало большой, кропотливой, трудной (и постоянной) работы? Как будто ухватили Бога за бороду. Как будто слово “качество” уже озоново витает над каждым рабочим местом. Когда дело рук наших оборачивается головной болью потребителя (поломка из-за ошибки конструктора, технолога, снабженца, откровенная халтура, плохая эксплуатация), мы начинаем чесать в затылке: почему! И искать виновного, чтобы наказать (иногда это и целой прокуратуре не под силу). Но брак тем не менее часто остается безымянным. И проблема остается. Хочу — и могу. Могу — и хочу Хотим мы того или не хотим, но и без особых усилий с нашей стороны качество будет расти, потому что жизнь такая — постоянно совершенствуется продукция, заимствуется лучшее, в том числе и у своих соперников, увеличиваются инвестиции в основной капитал, снижением затратности “амортизируются” ползучие цены на электроэнергию, газ, металл, комплектующие. Вопрос в другом: все это надо делать быстрее и лучше своих конкурентов. Даже через “не могу” — как китайцы, которые, чтобы войти в число мировых лидеров, ежедневно “пашут” по двенадцать часов всего-то за сто долларов (а скоро будут жить лучше). Нет, я не к тому, чтобы затянуть пояса (многих профессионалов потеряем). Я за то, чтобы засучить рукава и поискать не там, где светло, а там, где теряем. Прежде всего, например, задействовать нематериальные инновации. Повторяю, каждый должен осознать, что качество — это образ жизни и мышления, производное культуры, самодостоинства и созидательного желания выжить. Все это не требует прибыли, инвестиций. Разве нужны какие-то средства, чтобы откровенному браку выдать подписку о невыезде (из цеха), а бракодела, наоборот, объявить персоной нон грата (с завода). Разве трудно понять, почему это — на качество хронически не хватает времени, а на переделки оно откуда-то берется.

Истина приходит с востока
Начнем сначала: можно купить или в крайнем случае скопировать лучшее в мире, приобрести новые технологии, автоматизировать, компьютеризировать производство. А вот профессионализм, мышление, отношение к работе, к сожалению, скопировать никогда не удастся. Первыми, пожалуй, поняли это японцы. Как и мы, они пережили разруху, и у них (как и у нас) природных ресурсов не ахти. А смотрите, что вытворяют, в смысле производят — все лучшее в мире — и автомобили, и электронику, и часы, и оборудование — все, за что ни возьмутся. А все почему? Потому что “Качество” — это их национальная идея. Всех вместе взятых и каждого в отдельности (говорят, за брак они сами себя наказывают, даже харакири делают). Потому что те же японцы в борьбе за тотальное качество сосредоточили усилия не на контрольных функциях (на финише), а на старте — минимизации ошибок при разработке и освоении новой продукции, поняли, что качество, говоря ленинскими словами, “и есть то главное звено, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь”. С трудом верится? А зря. Сегодня одна из главных проблем белорусской экономики — производительность труда. Так вот, считают японцы, китайцы, корейцы, — за счет повышения качества, снижения брака, сокращения необходимости переделок, а также уменьшения затрат на производство запчастей — только за счет этого производительность труда можно повысить в полтора-два(!) раза. Кстати, не отсюда ли их высокая планка. Если в Европе делают по 45 — 50 легковых автомобилей в год из расчета на одного работающего, то в Японии — по 70 — 80 автомобилей. И еще кстати. Почему мы умиляемся чужому опыту? Слов нет, он того заслуживает. Но нет ли в этом умилении заведомого пораженчества, какого-то унижения, мол, мы так никогда не сможем. Не оттого ли оно, что дорыночная система порождала в работниках иждивенцев, деформировала наше представление о работе. Это же не секрет, что прежний монополизм в смысле сбыта безвозвратно разрушен. Это же не секрет, что мы, единственные в мире, у кого постоянно двоится в голове: количество и качество рассматриваем не как нечто органично единое, а как в лучшем случае самостоятельное и необязательное, иногда, может быть, дополняющее друг друга (если продукция на экспорт к этим самым рыночникам).

Так что же делать?
Истина не Америка. И мы — не Колумбы. Дорога к качеству уже утрамбована конкурентами. Не надо изобретать велосипед, лучше (и дешевле) брать чужой опыт и адаптировать его к своим условиям. И в свой своевременно вносить, как сегодня говорят, корректирующие действия (к своей работе относиться творчески). Первое, что приходит в голову, — японский опыт, повторяем, переместить центр тяжести всей работы с контролирующих методов на минимизацию ошибок на всех предыдущих стадиях — от разработки до внедрения машин. А это значит, надо максимально (где возможно) персонифицировать ответственность исполнителя. И не рабочего, ставшего отличником качества и делающего свое дело, скажем так, адекватно уровню своего профессионализма. А всей “надстройки” — конструкторов, технологов, экономистов, трудовиков, бухгалтеров, финансистов, управленцев, если хотите — уборщиц (хотя культура производства — это нечто большее, чем чистота). Потому что любое неправильное (ошибка), половинчатое решение без предварительного обстоятельного “заземления” на экономическую целесообразность — это инженерный, “руководящий” брак. Он дороже, чем брак от станка. Разве не об этом говорит тот факт, что многие недочеты сегодня системные, по разным причинам превратившиеся в техдокументацию, инструкции, положения, стандарты, обязательные для рядового исполнителя.

Не двоечники, но и не отличники
Перечитал своим знакомым написанное, скептически улыбнулись: “Все это вилами по воде, если…” Патриотическое большинство трудовых коллективов должно понять, что долампочкистское непрофессиональное меньшинство, тоже “сидящее” в готовом изделии, — по существу как гиря на ноге, сдерживающая скорость нашего движения “вдогонку”. И если оно активно не будет содействовать созданию в коллективе обстановки принципиальности, взыскательности, прямо в глаза не заявит нерадивому: ты не можешь создать конкурентоспособный товар, потому что, извини, уровень твоего профессионализма, мастерства, откровенно неконкурентоспособен, ты никак в толк не возьмешь, что качество, имидж — категории экономические.

Есть идея!
Когда в Советском районе инициативно занялись благоустройством, там решили полностью использовать человеческий фактор: прилюдно — поздравлять лучших (добрым словом, премией) и худших (букетами полыни, осоки, крапивы). Говорят, помогло. А почему бы неисправимым бракоделам (повторяем, самым нерадивым) в траурно-торжественной обстановке не вручать сегодня своеобразные свидетельства такого, например, содержания.

Обращение к бракоделу
“Бракодел! Сегодня в твоей жизни памятный день — тебе выдано свидетельство о браке. Береги его. Этот документ — признание того, как дорого ты нам обходишься. Это ты превращаешь сырье во вторсырье. Это из-за тебя во время уборки чертыхается сельский механизатор. Так пусть ты никогда не получишь премии, не завоюешь уважения и признания товарищей. Пусть недолговечным будет твой брак, как недолговечна та продукция, которую ты выпускаешь. Мы заранее знаем, что о причинах брака ты скажешь в свое оправдание. Знай — оправдания этому нет. Исправляйся или иди на биржу труда”. Или что-то вроде этого. В общем “качество” — это пропуск в будущее.
Николай ГУЛЕВИЧ
Общество
Горин_сайт2 — копия.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт2 — копия.jpg