Иван Радченко с правнучкой Сабиной
В преддверии большого всенародного праздника мы приехали в горпоселок на улицу Рокоссовского, чтобы пообщаться с участником Великой Отечественной войны Иваном Радченко, чья судьба отражает большую историю государства.
В книге-хронике “Память” Брагинского района о Радченко есть две записи: как об Адаме и Иване. Первое имя дали родители, а второе вписали в документы в одном из госпиталей.
Старонка 494: “…сяржант, камандзір узвода аўтаматчыкаў асобнага 256-га асбр., прапаў без вестак 5.10.1942 года ў раёне Малгабек, Інгушэція”.
…В 1943-м в родной деревушке Петрицкое Брагинского района Кристина Радченко оплакивала сына, получив похоронку. Вспоминая это и спустя столько лет, Евтихиевич сильно переживает. Дочь его, Мария, сама уже пенсионерка, как может, ограждает отца от неприятных воспоминаний. Говорит, что сжился он с именем Иван и оно для него родное. Теперь уже и по документам.
Председатель районной ветеранской организации Тамара Башлакова чаще других бывает у ветерана-аксакала. В свое время с музейщиками позаботились о записи его воспоминаний в Музее битвы за Днепр. Но, как истинный боец, старик, инвалид третьей группы, демонстрирует стойкость и сам рассказывает о пережитом в деталях.
В Красную армию Иван был призван осенью 1939-го и попал в Казань. Паренек хоть и не мощного сложения, но из крестьянской многодетной семьи, с 12-летнего возраста уже пахавший и сеявший. Отец-полешук, работавший лесником, научил сына не бояться любого труда.
256-я стрелковая бригада в Казани охраняла склады с порохом. Здесь требовалась бдительность, отвага. За хорошую службу Иван вскоре был назначен помощником командира взвода. В звании ефрейтора в 1941-м, когда в воздухе запахло войной, сопровождал вагоны с порохом в Москву, потом участвовал в обороне российской столицы. Именно в тот период, идя в разведку, согласился с присвоенным ему позывным Иван. В сложнейших боях того периода получил ранения рук и ног.
После госпиталя находился в запасном полку, а затем был направлен на новое место службы — в 85-й гвардейский стрелковый полк 32-й Таманской стрелковой дивизии. Все время на передовой, причем там, где снова решался исход войны. Отстоять бакинскую нефть и зерно Кубани доводилось в очень жестоких схватках, доходивших до рукопашных.
— Где-то в районе Малгобек вражеская артиллерия засекла огневую позицию, которую я удерживал со взводом автоматчиков, — делится бывший фронтовик. — Все ребята погибли, а меня волной воздуха выбросило из траншеи наверх. Ранило в живот и контузило. Лечился в госпиталях Кисловодска и Краснодара: как ни старался выкарабкаться и стать в строй, не удалось. Медкомиссия признала негодным к несению военной службы.
За независимость Страны Советов шагал в бой
За независимость Страны Советов шагал в бой
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года Иван Радченко был удостоен медали “За оборону Кавказа”. Наш земляк участвовал в освобождении Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска. Одной из незабываемых военных операций и сегодня для Ивана Евтихиевича остается перехват немцев, стремившихся овладеть бакинской нефтью.
— Мы двигались к месту назначения на барже. На ней была масса бутылок с зажигательной смесью, — с тревогой в голосе, словно все это происходит сегодня, рассказывает ветеран. — Немцу сверху, с выгодной позиции, все видно. Пробил он нашу баржу, она накренилась. Бутылки горят, пламя быстро охватило все вокруг. Такое ощущение, что и пролив в огне. Мы барахтаемся. Я же плавать не умел! С другом уцепились за спасательный круг. Видно, судьба способствовала мне. Катер подоспел, нас быстро доставили в горы. Оттеснили фашистов.
Старшиной роты одной из железнодорожных бригад в 1944-м Радченко заготавливал лес для железнодорожных шпал и средств переправы, строил мосты, знал: это не менее важно для двигавшихся вперед, к гитлеровскому логову, наших войск. В ноябре 1946-го уволился в запас. Послевоенную жизнь намеревался связать с “железкой”, на которой все строится так же четко, по-военному распорядку. Устроился дежурным станции Милованово в Краснодарском крае.
“...сяржант, камандзір узвода аўтаматчыкаў асобнага 256-га асбр., прапаў без вестак 5.10.1942 г. у раёне Малгабек, Інгушэція”
Как-то встретил земляка и от того узнал: на малой родине его давно оплакали… Женился, родились сын и дочь. А когда спустя семь лет перенесенные ранения и контузии вновь дали знать о себе, врачи порекомендовали сменить климат. Решил ехать на Гомельщину, но супруга не последовала за ним.
В родных краях сошелся с Анной Потапенко, которой помогал отстраивать сгоревший дом. Спустя время поженились. Вырастили дочь. Трудился Евтихиевич в селе овощеводом, скотником. Вся крестьянская работа ему была в радость.
К 25-летию Победы над фашизмом в родном хозяйстве на Брагинщине Ивану Радченко вручили орден Красной Звезды под аплодисменты земляков. О нем написали в районной газете.
В нашем 21-м веке с его безумными скоростями, когда зачастую рвутся родственные связи, у Ивана Евтихиевича достойная старость: любимые дочь и внуки, правнуки радуют старика своей заботой, бережно хранят многочисленные награды дедушки…
Когда наш фотокорреспондент предложил сделать снимок, Иван Радченко приободрился, встал и отбросил в сторону трости. С Днем Независимости вас, Иван Евтихиевич!