Знаете, каким он асом был!
2130 0 23:13 / 24.01.2008
Он родился 15 декабря 1917 года в деревеньке Кошелево Буда- Кошелевского района Гомельской области. Пятнадцатилетним парнем пошел работать в совхоз “Улуковье”, который принадлежал тогда Новобелицкому деревообрабатывающему комбинату. В коллективе Павла уважали за настоящую рабочую хватку да еще за лихую игру в футбольной команде. Трудолюбие и способности молодого рабочего привлекли внимание директора комбината. И он предложил юноше перейти в фабрично-заводское училище комбината (сейчас это Гомельское государственное профессионально-техническое училище № 56 строителей, которое носит имя П. Я. Головачева). Через два года, успешно его окончив, Павел стал квалифицированным фрезеровщиком.
Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы не было поблизости аэроклубовского аэродрома. Гул пролетающих в небе самолетов будоражил воображение юноши, и в его душе созрело решение учиться на летчика. Так Павел Головачев поступил в Гомельский областной аэроклуб. Днем он стоял у станка, а вечерами изучал аэродинамику, самолетовождение, мотор... Потом начал летать. В 1938 году за отличное окончание курса обучения Павла премируют, а его имя появляется на областной Доске почета. Способный паренек был направлен в Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко. Окончив ее с ворошиловской премией в 1940 году, Головачев получил звание младшего лейтенанта, специальность “военный летчик-истребитель” и был направлен пилотом в 168-й истребительный авиационный полк. В этом полку, базировавшемся в Крыму, и застала его Великая Отечественная война.
В Кировограде младшему лейте нанту Головачеву посчастливи лось присутствовать на торжествах по поводу награждения орденом Красного Знамени 69-го истребительного авиационного полка. Там он и познакомился с теми, кого все называли не иначе как героями Одессы — “шестаковцами”. И когда узнал, что остается в полку после его переформирования, поклялся быть достойным оказанной ему чести.
Первую победу Павел Головачев одержал 25 июня 1942 года, уничтожив в воздушном бою вражеский истребитель Ме-109. Но она доставила не только радость. В тот день Павел в паре барражировал над линией фронта. Когда время полета подходило к концу и пара “ЛаГГов” собиралась вернуться на аэродром, внезапно появились четыре Ме-109. Медлить было нельзя, и Головачев, сманеврировав, оказался выше “мессера”. Сблизившись с ним и зайдя справа, взял его в прицел и послал короткую очередь снарядов. Спустя мгновение Ме-109 взорвался прямо в воздухе. Набрав высоту и приготовившись к новой атаке, Павел искренне радовался своей первой победе. А радоваться было рано... Увлекшись, он не заметил, как ведомый сбитого им Ме-109 оказался в хвосте его самолета. Понял это Головачев лишь тогда, когда почувствовал острую боль в правой руке. Фонарь кабины сорвало вражеской очередью. Спасла его бронеспинка. Приборная доска оказалась разбитой. Павлу удалось с большим трудом дотянуть до аэродрома. Когда он зашел на посадку, то увидел, что система выпуска шасси вышла из строя. Пришлось ручку управления самолетом зажать коленями и выкручивать лебедку аварийного выпуска шасси одной рукой. Посадив изрешеченный самолет на свой аэродром, Головачев с трудом вылез из кабины и почувствовал, что ноги не слушаются его. На санитарной машине летчика отправили в госпиталь. Там так и не смогли извлечь все осколки: пять из них застряли в теле на всю жизнь...
В областном краеведческом музее хранится наградной лист с подробным описанием подвигов нашего земляка:
“Во время героической обороны Сталинграда товарищ Головачев показал образцы мужества и героизма... Когда окруженной сталинградской группировке транспортные самолеты противника подбрасывали боеприпасы и продовольствие, когда враг стремился любыми путями соединиться с окруженной группировкой, первым советским асам была поставлена задача — уничтожить авиацию противника при любых обстоятельствах, чтобы облегчить победу наземным войскам. Четверка самолетов ЯК-1, где находился товарищ Головачев, вылетела на перехват самолетов противника. В районе Зеты Головачев заметил самолет противника ФВ-190, который корректировал огонь своей артиллерии. Получив команду уничтожить корректировщика, товарищ Головачев успешно ее выполнил”.
Этот бой и победа были особенными. Из воспоминаний самого Павла Яковлевича:
“Я врезался в строй немецких самолетов и с ходу сбил один “юнкерс”. А когда схватился с другим, то вражеский воздушный стрелок успел выпустить очередь из пулемета, огненной трассой резанувшую по кабине моего самолета. Раненный в лицо, я потерял сознание. Очнулся и вижу: мой ЛаГГ-3 штопорит, целясь носом прямо в Дон. Жизнь воина порой держится лишь на нервах. Так и у меня тогда получилось. Вывел самолет из штопора, едва-едва дотянул до высокого берега, но уже не сел, а врезался в выступающую его часть так, что хвост отломился и упал в воду. Но кабина уцелела...”
В том бою Головачев получил многочисленные ранения и лишился зрения. Способность видеть вернул ему великий врач Филатов. Командование полка оценило мужество Павла Головачева: он получил звание лейтенанта и был награжден орденом Красного Знамени. А 1 ноября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вконце ноября 1943 года пришла радостная для Павла Яковлевича весть — об освобождении родной Гомельщины. Но для Головачева это время было связано с большими душевными переживаниями. Вот что писала “Гомельская праўда” 27 августа 1946 года:
“Хотя в 1943 году Буда-Кошелевский район был освобожден от захватчиков, Головачев не получал никаких известий от семьи. Только в 1944 году от сестры Екатерины пришло безрадостное письмо. В нем рассказывалось обо всех страданиях и бедах семьи в период оккупации. Был схвачен и потом убит отец. Погиб брат Анатолий, было неизвестно нахождение младших братьев Григория, Леонида и Николая, которые убежали из дома, спасаясь от фашистов. Головачев писал сестре: “Пока будет биться сердце в моей груди, я буду мстить фашистам за отца и брата, за истерзанную нашу землю, за горе, принесенное врагами нашему народу...”
И летчик дрался с фашистами, не щадя жизни. Сражаясь в небе над Восточной Пруссией, 30 декабря 1944 года гвардии капитан Головачев совершил один из последних таранов в Великой Отечественной войне. Запись в наградном листе:
“Товарищ Головачев вылетел в паре со своим ведомым на уничтожение разведчика противника. Самолет противника шел курсом на нашу территорию. Головачев не сводил глаз с прицела, где фашистский стервятник охвачен в перекрестие прицела, и рука пилота нажала гашетку. Снаряды попали в левый мотор “юнкерса”, и он задымился. Головачев вышел из атаки. Вражеский разведчик поспешно развернулся и на большой скорости стал уходить на свою территорию. Преодолевая огромное напряжение, вызванное большой высотой (девять тысяч метров), Головачев произвел еще две атаки. У “юнкерса” загорелась правая плоскость. И тут обнаружилось, что боеприпасы кончились, а враг уходил. Но такую крупную добычу, как разведчик, Головачев упустить не мог. И он пошел на последнее средство — таран. Пренебрегая опасностью, он мастерски подошел к “юнкерсу” и винтом ударил по его хвостовому оперению. Немецкий самолет пошел вниз...”
За беспримерное мужество и отвагу, за проявленный героизм и летное мастерство в уничтожении воздушного врага методом тарана, за сбитые лично 20 самолетов противника П. Я. Головачев в июне 1945 года был удостоен второй медали “Золотая Звезда” с присвоением звания дважды Героя Советского Союза.
В составе 9-го Гвардейского истребительного авиаполка Павел Яковлевич сражался до конца войны. В своем последнем бою Головачев сбил два самолета противника.
В мирные годы Павел Головачев
окончил Военно-воздушную
академию и Военную академию Генерального штаба. Освоив многие типы реактивных самолетов, занимал различные командные должности. Генерал-майор авиации П. Я. Головачев находился в боевом строю до последнего дня жизни. Последние годы службы его прошли в родной Беларуси. На родине, в Буда-Кошелево, в 1948 году установлен бронзовый бюст летчика-героя. Памятник Головачеву есть и в Гомеле. Его имя носят улица и Гомельское ГПТУ-56 строителей. Здесь, кстати, создали музей дважды Героя Советского Союза Головачева. Среди экспонатов — личные вещи Павла Яковлевича, прошедшие с ним всю войну: командирская сумка, линейка штурмана, шахматы, приобретенные им еще в годы учебы в училище, с которыми проводил время между боями. А еще парадная форма генерал-майора авиации, около тысячи фотографий семьи Головачевых, фильм, снятый о герое Великой Отечественной.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать