Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Деятельность юстиции Гомельщины в 1943–1945 годах

4992 0 18:34 / 18.01.2020
Перекресток.jpg
Перекресток гомельских улиц Советской и Крестьянской в военное время

Фронту нужен хлеб, а не самогон

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для нашей страны. Огромный материальный ущерб нанесли немецко-фашистские захватчики Гомельщине. Еще страшнее были безвозвратные людские потери. Хозяйственное разорение, продолжающиеся военные действия (до лета 1944 года фронт проходил по территории области) повлекли огромные трудности в восстановлении работы органов юстиции.

Управление Народного комиссариата юстиции по Гомельской области возобновило деятельность, прерванную Великой Отечественной войной, сразу же после освобождения от немецких захватчиков части БССР осенью 1943 года. Первый послевоенный приказ о назначении Анастасии Иосифовны Жилинской с 14 октября 1943 года главным бухгалтером, по совместительству и. о. начальника финансового отдела был издан 22 ноября. Поскольку Гомель до 26 ноября 1943 года был оккупирован, первые приказы издавались в Добруше, который был освобожден 10 октября. Работой по восстановлению органов юстиции Гомельщины до сентября 1944 года руководил начальник управления Григорий Васильевич Соловьев. Заместителем начальника с 10 ноября 1943 года был назначен Михаил Николаевич Викторчик. 

24 февраля 1944 года состоялось областное совещание народных судей Гомельской области с участием представителей Наркомюста БССР, Верховного суда БССР, Прокуратуры БССР и областной прокуратуры. На совещании присутствовали: нарком юстиции БССР Падуто, начальник Управления судебных органов НКЮ БССР Карпик, председатель Верховного суда БССР Бондарь, прокурор БССР Нароенко, помощник областного прокурора Миранович, председатель областного суда Куликова, начальник Управления НКЮ по Гомельской области Соловьев, члены областного суда, народные судьи Гомеля, Гомельского, Добрушского, Лоевского, Уваровичского, Светиловичского, Чечерского, Рогачевского, Буда-Кошелевского районов.

На совещании обсудили итоги судебной практики народных судов Гомельской области за декабрь 1943 год и первую половину января 1944-го. Уголовных дел в этот период в суды поступало незначительное количество, связаны они были в большинстве с самогоноварением и уклонением от мобилизации. В нарсуд Чечерского района поступило 84 дела, в основном о возвращении скота и имущества. Так как инструкций и указаний о возврате скота нарсуды не получали, принимать решения приходилось исходя из ранее полученного опыта судей.

Начальник Управления судебных органов НКЮ БССР Карпик отметил в качестве недостатка работы судов Гомельской области применение «мягких мер наказания» по делам о самогоноварении: в основном применялось условное наказание и штрафы. Нарсудья Доб­рушского района Атрощенко аргументировал свою позицию тем, что «по делам о самогоноварении применялось условное наказание, так как по делам проходили жены красноармейцев, имеющих малолетних детей». Тем не менее председатель Верховного суда БССР Бондарь подчеркнул: «…Необходимо вести решительную борьбу с самогоноварением потому, что в настоящее время в условиях Великой Отечественной войны хлеб решает судьбу фронта и тыла, а эти самогонщики перерабатывают много хлеба…»

В тяжелом положении суды находились из-за отсутствия помещений. Нарсудья Гомельского района Борис Артемович Зубарев (назначен 19 ноября 1943 года) отметил, что «помещение для народного суда не имеется, а пока временно поместилися в частной хате». 

На 1 января 1944 года в области действовало 8 участков народных судов в Гомельском, Добрушском, Ветковском, Уваровичском, Тереховском, Речицком, Светиловичском районах. В первом полугодии 1944-го было открыто еще 14 участков. В связи с отселением Рогачевского района из-за близости фронта один участок был закрыт. К 1 июля 1944 года в области действовал 21 участок народных судов, на 1 января 1945-го – 22.

Судьи, нотариусы, адвокаты

Штат Управления НКЮ по Гомельской области состоял из 26 единиц, Гомельского областного суда – из 31 единицы. Штатные расписания народных судов и нотариальных контор не утверждались вследствие того, что Гомельская область не была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков и отсутствовали данные об объеме работы судебных и нотариальных органов в районах.

С 1 февраля 1944 года консультантом по кодификации управления была назначена 23-летняя Софья Григорьевна Розинова, окончившая три курса педагогического института и трехмесячные юридические курсы, ранее в органах юстиции не работавшая. В августе ревизором по адвокатуре управления стала Клавдия Степановна Мордась. Пост старшего ревизора управления занял 34-летний Михаил Евменович Горбатовский, до войны работавший народным судьей в Гомеле. Начальником административно-хозяйственного отдела был Василий Иванович Млынарик, окончивший семь классов средней школы. В штате, кроме машинистки, экспедитора, уборщицы и истопника, был конюх.

На 1 июля 1944 года в управлении работали 15 человек. Через полгода было 9 оперативных работников, в том числе 8 ревизоров и консультантов.

В аппарате Гомельского областного суда было 14 человек. И. о. председателя областного суда – Александр Федоренчик, 1889 года рождения, член партии, «старый» судебный работник с низшим образованием. Заместитель председателя облсуда – Любовь Ивановна Куликова, член партии с высшим юридическим образованием. Высшее юридическое образование было у члена облсуда Анны Викентьев­ны Климович. 28-летняя Мария Николаевна Грибова окончила специальные юридические курсы, такие же курсы окончил Василий Васильевич Пинчук.

В первом полугодии 1944 года на Гомельщине также работали 18 судоисполнителей, 20 народных судей, 20 секретарей судебных участков, 19 секретарей судебных заседаний. По состоянию на 1 апреля 1945-го в народных судах работали 1836 народных заседателей.

Сотрудники управления проверили за этот период работу 10 народных судов. Было сделано 17 представлений председателю Верховного суда БССР об опротестовании правильности вынесенных приговоров и решений судов. При проверке работы судебных исполнителей было отмечено, что за первое полугодие окончено 995 исполнительных листов и 201 остался неоконченным. 21 исполнительный лист касался жилищных дел, 22 – трудовых, 16 – алиментов, 4 – взыскания в пользу колхозов, 430 – в пользу предприятий и учреждений, 702 – в пользу отдельных лиц. 

Во втором полугодии 1944-го была изучена и обобщена судебная практика по жилищным делам и по делам о прогулах и самовольном уходе с работы. Управление проводило работу по организации деятельности адвокатов, нотариальных контор. В 1944 году в области работало 3 нотариальные конторы: в Гомеле, Речице и Добруше. Два нотариуса в Речице и Добруше в первом полугодии производили засвидетельствование копий. В Гомеле нотариальная контора начала вести наследственные дела, которые ранее оформлялись судами. В декабре 1944 года были открыты нотариальные конторы в Жлобине и Рогачеве. К 1 января 1945 года на Гомельщине было 17 юридических консультаций, во второй половине 1944-го в них обратились 5866 человек.

На 1 января 1945 года лучшими работниками органов юстиции области признаны нарсудьи Зубарев (Гомельский район), Атрощенко (Добрушский), Кротов (Кормянский), судебные исполнители Шихутин (Гомельский район), Фалеев (Добрушский), Мазур (Железнодорожный район Гомеля), адвокат Подобед, заведующие юрконсультациями Добрушского района Мошков и Буда-Кошелевского – Чахов. 

С 13 января 1944 года в Управлении НКЮ по Гомельской области установлено рабочее время с 9 утра до 6 вечера с обеденным перерывом на один час с 12.00. Нарушение трудовой дисциплины влекло за собой уголовную ответственность, на это в одном из приказов указывает Соловьев.

С 1 мая 1944 года старшим нотариусом Гомельской городской нотариальной конторы назначен Константин Васильевич Цветков с окладом 1000 рублей (с 1 августа переведен на работу в Минск). 1 августа на должность старшего нотариуса Гомельской городской нотариальной конторы назначена Надежда Ивановна Маренец. 

Зарплаты и заботы

Оклады работников Управления НКЮ по Гомельской области составляли: начальника УНКЮ Симонова – 900 рублей, заместителей начальника Викторчика и Соловьева – 800, старшего ревизора по нарсудам Горбатовского – 800, старшего консультанта по кодификации Розиновой – 750, старших ревизоров по адвокатуре и по нарсудам – по 750. Начальник финотдела, главный бухгалтер Павлова имела оклад в 800, а бухгалтер-кассир Заруцкая – 300 рублей. 
 
Кроме исполнения непосредственных обязанностей, сотрудники управления участвовали в общественных работах. Например, 21 июня сформированная из 9 юристов брига­да была направлена на лесозаготовки «с обязательной выработкой на каждого работника не ниже 15 кубометров».

С 3 сентября 1944 года новым начальником управления назначен Николай Андреевич Симонов – 31-летний член партии, выпускник Казанского юридического института, до Великой Отечественной войны работавший директором юридической школы и курсов в городе Фрунзе. Григорий Василье­вич Соловьев был переведен на долж­ность заместителя начальника по кадрам управления, а в декабре 1944 года отозван в распоряжение НКЮ БССР.

На 1 января 1945 года в области действовало 24 судебных участка, из них 5 городских, 7 смешанных и 12 сельских. 8 участков располагались в частных домах, 2 – в домах, принадлежавших предприятиям, 14 – в коммунальных домах. Помещения народных судов Чечерского, Светиловичского, Буда-Кошелевского и Лоевского района были признаны непригодными для работы.

Все народные суды были укомплектованы судьями, секретарями судов и судебных заседаний, судебными исполнителями. В Гомеле работали 11 адвокатов, в Речицком, Добрушском, Рогачевском и Гомельском районах – по два. 

Во втором полугодии победного года на Гомельщине действовало 9 нотариальных контор: Гомельская городская и 8 районных. В городской работали старший нотариус Надежда Ивановна Маренец и заместитель Ида Исааковна Кацнельсон. В районных нотариальных конторах было по одному нотариусу.

Штатным расписанием в управлении утверждено 33 работника: 19 оперативных и 14 технических, по факту было 11 оперативных и 6 технических. Сотрудники изучали и обобщали судебную практику. Выявленные ошибки и нарушения обсуждались на совещаниях, что помогало повышать качество работы органов юстиции. Уменьшалось количество отмененных и прекращенных обжалованных дел.

В четвертом квартале 1945 года начальник управления принял решение о ежемесячном проведении кустовых совещаний с районными судьями. За второе полугодие было сделано 12 представлений председателю Верховного суда БССР об опротестовании приговоров и решений, в то время как за первое полугодие 69 представлений. Во второй половине года в нарсуды поступило 4992 уголовных дела – на 1689 больше, чем в первом. Увеличение произошло по всем видам преступлений (уклонение от налогов, хулиганские действия, нарушение правил торговли, спекуляция, халатность, злоупотребления, растраты, должностные преступления, кражи, уклонение от мобилизации, невыработка минимума трудодней колхозниками), но в основном по делам за самовольный уход с работы и за прогулы. В народные суды поступило 4981 гражданское дело и 447 дел, не рассмотренных в первом полугодии. На 1 января 1946 года остались нерассмотренными 532 гражданских дела.

Во втором полугодии 1945 года адвокаты оказали помощь 8185 гражданам, прочитали 543 лекции на предприятиях и в учреждениях области. На 1 января 1946 года на Гомельщине работали 36 адвокатов, председателем президиума коллегии значился Николай Георгиевич Кудрявцев, заведующий 1-й Гомельской юридической консультацией.

Восстановление советских органов юстиции после Великой Отечественной войны протекало в крайне сложных послевоенных условиях. Тем не менее в 1945 году Управление НКЮ по Гомельской области выполняло свои функции: организовало работу народных судов, нотариальных органов и адвокатуры, вело подготовку и переподготовку кадров органов юстиции, руководило их деятельностью.

Фото из архива «ГП»
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать