Возник вопрос, кому принадлежат образы: церкви или семье, у которой они некоторое время хранились.
Иконы "Святителя Николая Чудотворца" и "Скоропослушницы" сейчас хранятся в Гомельской епархии
Напомним, 25 сентября в деревне Дубровка правоохранители задержали подозреваемого в воровстве. Из местного храма унесли иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" и Святителя Николая Чудотворца. Особую ценность представляет чудотворный образ "Скоропослушницы", написанный в начале XX века. По оценке государственной экспертизы, эта икона стоит 20 тысяч белорусских рублей, но российский коллекционер готов был заплатить вору в разы большую сумму.
18 марта состоялось первое слушание по уголовному делу о воровстве икон из храмов. Органы предварительного следствия потерпевшей стороной признали пенсионерку Анну Даниловну − ее семья хранила иконы какое-то время.
− Нам не понятно, почему Анну Даниловну признали потерпевшей, ведь иконы похищены из местного храма, − отметила главный юрисконсульт Гомельской епархии Белорусской православной церкви Леся Чирва. − При этом предварительное следствие не взяло документы у настоятеля, а просто оттолкнулось от слов Анны Даниловны и признало ее потерпевшей. Хотя она заявила о праве только после оценки, когда узнала стоимость иконы.
Гомельская епархия подала ходатайство о том, что написанные образы − собственность Белорусской православной церкви.
− Епархия предоставила описи имущества храма от 2013 и 2019 годов, в которых значатся иконы, − говорит Леся Чирва. − Да и Белорусская православная церковь никогда не теряла право собственности. Во времена гонений иконы просто находились на хранении у людей. Они пробыли у трех-четырех семей, последней стала мать Анны Даниловны. И хотя она говорит, что иконы достались в дар по наследству, документов соответствующих не имеет.
Согласно описи имущества от 2013 и 2019 годов иконы хранились в местном храме
"Скоропослушница" выделена в описи за 2013 год
Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан добавил: если иконы принадлежат физическому лицу, верующие их фактически утрачивают.
− Их можно будет перемещать куда угодно, но если икона − собственность Белорусской православной церкви, то она останется в церкви, − резюмировал архиепископ.
Сейчас образы хранятся в Гомельской епархии. Судебное слушание пройдет 4 мая.