Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Память про деда Талаша хранит праправнук знаменитого полешука

8816 0 19:20 / 06.02.2021
Праправнук деда Талаша Валерий Дриго собрал за свою жизнь несколько музеев – белорусской упаковки, истории университета, авиаконструктора Павла Сухого при ГГТУ... Некоторые архивы превратились в выставочные экспозиции, что-то педагог-организатор гомельского политеха до сих пор хранит дома. Невыставленными остаются и вещи, связанные с биографией Василия Талаша. Вот только открыть такой музей Валерий Дриго мечтает не в областном центре, а в Петрикове, на золотых берегах Припяти – там, где живет душа известного партизана. Самые удивительные и необычные экспонаты – в материале «Гомельскай праўды».

4E6A1359.JPG
Бюст деда Талаша в Петрикове – работа известного скульптора-монументалиста Заира Азгура

Бритвенный станок

Легендарную бороду дед Талаш никогда не трогал, а вот шею и виски подбривал – говорил, так удобнее. О том, что станок дореволюционный или создан максимум в 20-е годы прошлого века, говорит обратная сторона зеркальца – она покрашена в яркий оранжевый цвет. 

– Так делали только до Октябрьской революции, – объясняет Валерий Алексеевич. – Позже оборот зеркала стали покрывать темной, почти черной, краской.

Судя по сохранности экспоната, бритвой Василий Исаакович пользовался редко, но хранил, она была ему дорога. Есть две версии того, как станок попал к партизану. Первая – подарил Якуб Колас, потому что привез Талаш бритву из Минска именно после встречи с писателем. Вторая – благодарность от белорусского композитора Анатолия Богатырева. Василий Исаакович подсказал режиссеру-постановщику, как оформить сцену второго акта оперы по повести «Дрыгва».

Печать Реввоенсовета

Печать для сургуча выдана Реввоенсоветом в 1918 году или начале 1919-го дивизиону, принимавшему участие в военных действиях на Западном фронте во время советско-польской войны. Лежала она без ручки в дедовом шкафчике среди прочих мелочей. Предположительно, это случайная потеря дивизиона. Как она попала к Талашу, неизвестно.

– Хотя она и без ручки, это уникальная вещь, – гордится находкой Валерий Дриго. – Образцов и даже оттисков таких печатей я нигде не встречал, потому что они были в обороте только до образования СССР, после их утилизировали, ввели новые. Думаю, их прак­тически не сохранилось.

IMG-b0b667eb07b29441259df2c6c1718aa6-V.jpg
Бритвенным станком Василий Исаакович почти не пользовался

Шапка с красной лентой

Знаменитую каракулевую шапку, в которой Талаш изображен и на портретах, и на фотографиях, потомки тоже сохранили.

– После Гражданской войны дед, конечно, не носил шапку с красной лентой. Но мы с тещей все же ее нашили, ведь в истории он остался именно таким, – вспоминает Валерий Алексеевич.

Трофейный патронташ

Польский кожаный патронташ 1918 года – это трофей деда Талаша, он ему достался во время войны с поляками. Тогда оружие нужно было добывать самому на стороне противника. Вот и добыл. И сохранил. Да так, что до потомков дошло. Как он к нему попал? В годы войны Василий Иса­акович увел лодку у пяти польских солдат. Они причалили к берегу Припяти, решили перекурить. А Талаш возьми да выпрыгни из кустов – и с разгону прямо в лодку, уплыл. А в судне, видимо, лежали винтовки, вещмешки, патронташ и табакерка.

– Кстати, в 2020 году была круглая дата победы в советско-польской войне, но почему-то о ней практически не вспоминали. Забываем свою историю, – сетует собеседник.

IMG-de2176506686c31bf1af1a0d83deebc6-V.jpg
Патронташ дед Талаш заполучил у поляков в лодке

Коробок военных спичек

Коробок спичек с цветным изображением изготовлен в 1943 году на новобелицком фанеро-спичечном комбинате.

– Вообще-то деревообрабатывающее производство и спичечную фабрику на время Великой Отечественной войны перевозили в тыл, комбинат находился в эвакуации в Томске, – вводит в курс дела Валерий Дриго. – Как раз в конце 1943-го оборудование вернули в Гомель. Получается, коробок этот чуть ли не из первой партии, выпущенной в освобождаемой Беларуси.

Как попал в карман к деду Талашу этот коробок – загадка. У потомков есть только предположения: в тот год как раз на базе комбината проходило торжественное собрание к юбилею БССР, на котором выступали известные личности, офицеры. Вероятно, там был и полесский партизан.

IMG-496c87ad4275fe4eb25d61e15eaf8476-V.jpg
Неизвестно, как оказалась у Талаша печать Реввоенсовета РСФСР 

Немного истории

Знаменитым деда Талаша сделал классик литературы Якуб Колас, описав простого и близкого каждому белорусу партизана и полешука в своей повести «Дрыгва». Когда Василий Исаакович участвовал в советско-польской войне, ему было больше 70 лет, а к Великой Отечественной и вовсе подошел почти в столетнем возрасте. И не растерялся, все равно пошел отстаивать Родину: раздавал листовки, выступал на собраниях перед рабочими, поддерживал боевой дух военных.

Валерий Дриго прапрадеда не застал – его не стало в 1946 году, а Валерий Алексеевич родился в 1955-м. И все же именно он больше других из родни интересовался прошлым родственника. Узнавал факты биографии из воспоминаний своей матери и племянника Василия Талаша, других близких. Так по крупицам и собирал любимые привычки и фразы прапрадеда, копил заметки из газет и журналов, архивные фото. Теперь весь этот пласт информации и материалов Валерий Дриго мечтает объединить в музей. 

– Как раз к 500-летию Петрикова можно было бы все успеть оформить и открыть в день юбилея. Думаю, для города это стало бы знаковым событием. Не хочется, чтобы уникальные вещи лежали без дела, пусть через них молодежь становится ближе к своей истории.

Кстати!

  • Говорят, Василий Талаш был великим сказочником. Живя во время Великой Отечественной войны в Москве, днем он выступал перед рабочими на заводах, а вечером развлекал детей тех, кто работал на фронт, – артистов, хирургов, ученых. Как ждала детвора деда Талаша в гостинице и как сбегалась к его приходу в фойе, вспоминала дочка партизана Василия Козлова. Среди этих детей был и сын Клавдии Шульженко. Валерий Дриго тоже познакомился с предком по сказкам, которые ему по памяти читала на ночь бабушка.
  • В деревне Белка (сейчас восточная окраина Петрикова – прим. автора), где родились и дед Талаш, и Валерий Дриго, сохранилось родовое селище, где до сих пор растет липа, посаженная отцом Василия Исааковича вместе с сыном по случаю рождения дочки. Есть такая традиция в их семье – давать жизнь новому дереву, если на свет появилась девочка.
  • Фундамент пристройки у родового гнезда семьи Дриго в Петрикове – валуны, которые были частью старого дома деда Талаша. Валерий мечтает разобрать пристройку и поставить валуны как памятный знак с фамилией предка.
  • Одного любимого блюда у Василия Исааковича не было, зато он не мог обходиться без перекусов. Встанет рано утром – на ходу выпьет сока от квашеной капусты, съест луковицу с хлебом – и за рыбой. Вернется обратно – обязательно до обеда перехватит пару кислых блинчиков с мачанкой. И только потом приступал к основной трапезе.
Фото Олега Белоусова и из архива Валерия Дриго
Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать