"Ночные тени": призраки в свете фар
2915 0 23:14 / 24.01.2008
мчащиеся на бешеной скорости автомобили? Кто они, эти дерзкие возмутители спокойствия?
Нелегальность — привычная среда обитания
“Ненормальный, что ли?” — шоковая реакция на увиденное. “Случилось что-то, — а это уже когда вторая легковушка пронеслась вслед за первой по улице Советской. — Во дают! На такой скорости и по автобану не каждый рискнет проехать!” Поразилась, покрутила пальцем у виска, не придала особого значения. Серьезно задуматься заставила такая же бешеная гонка в темное время суток, только уже в другой день и в другом месте — на проспекте Космонавтов. “Если вам захотелось увидеть число 150, ищите его где угодно, только не на спидометре”, — любил повторять мой инструктор по вождению. Не знаю, каких принципов придерживаются эти экстремалы, но уж явно не “тише едешь — дальше будешь”.
Не имея ни малейшей зацепки, я все же решила выяснить, что это за люди, что ими движет, и стала расспрашивать о лихих наездниках у знакомых. Предположения были разные: от “это, скорее всего, модная игра “Схватка” до “ясно, кто: зажравшиеся нувориши развлекаются по ночам с девочками”. Среди прочих единственная версия показалась достойной внимания и расследования — “стрит-рэйсеры”.
Дальше уже, как говорится, дело техники. Не стану раскрывать источники информации, благодаря которым удалось выйти на глубоко “зашифрованных” рэйсеров. Скажу лишь, что до встречи с ними велись достаточно длительные переговоры по “аське” и электронной почте. Теперь у меня не вызывало ни малейших сомнений, что нелегальность — привычная среда обитания “уличных гонщиков”. К тому же во время поиска с удивлением обнаружила, что я не одинока в желании познакомиться с фанатами скорости и адреналина — есть немало жаждущих примкнуть к их рядам, только не знают, как с ними связаться.
В ходе переговоров мне не оставалось ничего другого, кроме как соглашаться на поставленные условия: не называть имен и фамилий, со снимков стереть номерные знаки автомобилей и (цитирую) “не сдавать сведения в соответствующие органы”. В конце концов, удалось-таки убедить, что миссия журналиста — не привлекать к ответственности, а рассказывать о явлениях жизни.
И вот в один из дней, когда рабочая неделя уже подходила к завершению, в мой редакционный кабинет завалило около десятка молодых ребят. Надо сказать, что внешний вид этой компании меня слегка обескуражил: я-то представляла себе злостных хулиганов, у которых “лоб в два пальца”, а тут — нормальные парни, практически все с высшим образованием (либо учатся в вузах). Среди них есть экономисты, юристы, программисты, сотрудники компаний мобильной связи и даже учитель английского языка.
Это вам
не “покатушки”.
Это соревнования
Но больше всего меня поразило, что гонки на улицах — не стихийные “покатушки”, а организованные соревнования. Оказывается, 1 декабря 2004 года в Гомеле образовалось неформальное объединение молодежи, повернутой на уличных гонках. У них даже есть свой неофициальный клуб Night Shadows, что в переводе с английского означает “ночные тени”. Разработаны внутренние документы (организационный совет, регламент проведения соревнований, описание целей и задач, есть даже фирменные куртки с логотипом клуба). Каждые выходные, ближе к полуночи, стрит-рэйсеры собираются в различных местах Гомеля показать свои авто, посмотреть чужие, пообщаться с друзьями и, само собой, погонять.
Тем, кто общается на гомельских форумах, наверняка известны имена Mongol, Grafter, Smokey, Joker и другие. Во всяком случае, их знают любители быстрой езды. Стрит-рэйсинг пришел в Беларусь в 2002 году, — рассказывают ребята, — после выхода фильма “Форсаж”, который подтолкнул интерес молодежи к нелегальным уличным гонкам. В 2003-м “уличные гонщики” рассекали по дорогам Минска, Бреста, Гродно и Витебска, а в прошлом году это движение пришло и восточную часть Беларуси — Могилев, Гомель и Мозырь.
— Мы отделились от движения дрэг-рэйсинг (гонки по прямой), потому что нас интересует город, а город свободен для нас только ночью, — поясняют “тени”.
— Хотим, — вступает в разговор Smokey, — объединить людей, для которых рвущиеся “лошади” из-под капота, визг шин, звуки выхлопных труб — не однодневное увлечение. Однако это не значит, что мы призываем превышать скоростной режим или идти на другие нарушения. Наоборот, нужно помнить, что вокруг — люди, которые могут пострадать от непрофессионализма водителя. Мы за то, чтобы соблюдать правила дорожного движения, уважать и помогать друг другу на дороге.
Гонки для них — это возможность выпустить пар и почувствовать гордость за своего любимца. Гомельские стрит-рэйсеры гоняют по объездной, Советской, по маршруту “из Зябровки в Новобелицу”, — словом, по всем многополосным дорогам с хорошим покрытием и минимумом ограничительных знаков.
— При дрэг-рэйсинге большую роль играет, прежде всего, машина, — рассуждает Joker, — а у нас главное — водитель, его профессионализм. У кого-то маневренность лучше, у кого-то знание города на некоторых участках. Поэтому скорость играет не самую главную роль. Еще раз подчеркиваю, мы не призываем нарушать правила, каждый сам решает, каким образом прийти первым к финишу. Можно проехать весь путь на скорости 60 и остаться победителем, потому что соперника при превышении скорости может остановить сотрудник ГАИ.
У водителей-нелегалов существует несколько видов гонок: по кольцу с препятствиями (когда на дороге есть “левые” авто) и без препятствий. Есть еще гонки из пункта А в пункт Б через весь город по заранее заданному маршруту. Соревнования могут быть и без заданного маршрута, но в таких случаях желательно наличие штурмана.
— В полном масштабе гонок по городу еще не было, — признаются “ночные тени”, — был смотр трассы, пробные заезды. Самая большая скорость в городе, на которой мы гоняли, — 160 километров в час.
— Мы все — товарищи по движению, общаемся не только внутри республики, — говорит Mongol, — у нас много друзей в Украине, России, Литве. Вместе ездим на соревнования в Польшу и другие страны.
При организации таких мероприятий “ночные тени” задействуют как можно больше людей, которые расставлены по всей трассе и следят за тем, чтобы не было случайных пешеходов, пьяных на дороге, контролируют, чтобы внезапно не нагрянули сотрудники ГАИ.
Ну и заразная же болезнь — тюнинг!
Сезон стрит-рэйсеров начинается в мае и заканчивается в октябре. Но это не значит, что участники клуба расстаются до весны. Зимой у них — свои развлечения: выезжают на какую-нибудь заледеневшую площадку, покрытую снегом, и получают кайф от того, как машину крутит, или цепляются за бампер на лыжах и санках и веселятся вовсю.
Еще гомельские рэйсеры в восторге от громкой музыки с глубоким ритмом (бумц-бумц-бумц). Это лучшее, что может играть в машине, — говорят они, — когда стрелка тахометра бьется в конвульсиях об ограничитель, а на спидометр и смотреть не хочется.
Свои машины эти парни любят не меньше скорости. Они не хотят делить их с кем бы то ни было. Естественно, в таком молодом возрасте (от 18 до 25 лет) при выборе авто главную роль для них играет цена. Но каждый задумывается и о доходах, потому что в эту покупку надо постоянно вкладывать средства: на уровне своих финансовых возможностей они стараются сделать машину индивидуальной, чтобы она “выделялась из толпы” (в принципе, это и есть тюнинг). Mongol, например, в тюнинг собственного “Опеля” (машина у него уже третья по счету) вложил денег в пять раз больше стоимости самого автомобиля. Говорит, что это — просто болезнь: раз попробовал и не можешь потом остановиться.
Такое увлечение далеко не всем по карману. Grafter поменял два компьютера на один автомобиль, потому что хотел иметь его в личном пользовании, отдельно от отца.
Хотя у многих из этих ребят родители занимают не последние должности, нельзя утверждать, что все стрит-рэйсеры — представители “золотой молодежи”. Есть среди них и такие, кто своим трудом зарабатывает деньги на покупку автомобиля в неисправном состоянии, а потом вся команда помогает привести его в порядок.
— Моя мать даже не знает, что у меня есть машина, — признается Smokey. — Я сначала приведу ее в порядок, а потом покажу.
— Сейчас многие тюнингуют машины. Люди несведущие видят автомобиль с наклейками и говорят: вот опять гонщики, летают здесь, мешают, — выражает свое мнение Grafter. — Между прочим, большинство водил, которые по городу гоняют на бешеной скорости в дневное и вечернее время, к нам не имеют ни малейшего отношения.
“Клоны” рэйсеров тоже люди
— Вас часто штрафуют?
— Кого как. Практически у всех чистые талоны. У меня, например, статья 113-я, пункт 3-й. Но это было раньше. Сейчас мы знаем основные точки, где стоят сотрудники ГАИ, и на этих участках стараемся не нарушать. К тому же встречные машины всегда поморгают, если на участке есть контроль. Кстати, даже сами гаишники говорят: “Моргайте, моргайте, это дисциплинирует водителя”…
— Есть вероятность, что вы можете сбить пешехода или стать виновниками ДТП?
— Да, очень большая вероятность, если бы мы гоняли днем. Но мы гоняем только ночью, когда на улицах практически никого нет. Хотя видели неоднократно, как некоторые рассекают по центральным улицам вечером, когда еще полно людей кругом. А это опасно: человек выпил, вышел случайно на дорогу — и все.
— А вы разве не позволяете себе погонять в дневное время суток?
— Ваша ирония вполне уместна. Хотите — верьте, хотите — нет, но с появлением нашего движения появились и наши “клоны” — люди, воспринимающие гонки как неотъемлемый элемент “крутизны” и атрибут модной жизни. Купив в первом попавшемся магазине наклейки “street racing” или “sparco”, они представляют себя королями дороги и действительно бесчинствуют. При том что большинство истинных гонщиков, посещающих как легальные, так и нелегальные автоспортивные мероприятия, на дорогах общего пользования ведут себя спокойно и уважают участников движения.
Сейчас проверим. Что скажет на сей счет родная госавтоинспекция? “Неважно, — прокомментировали эту ситуацию в группе профилактики УГАИ УВД облисполкома, — соревнуется водитель в команде или едет по своим делам. Ответственность в любом случае он несет персональную”. И привели статистику. В Гомеле за последние пять месяцев по статье 113-й Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях были привлечены к ответственности: по части 1-й (превышение скорости от 10 до 20 км/ч) — 2295 водителей, по части 2-й (от 20 до 30 км/ч) — 116, по части 3-й (более чем на 30 км/ч) — 44, по части 4-й (совершение повторно в течение года после применения мер административного взыскания действий, предусмотренных частями 2-й и 3-й) — 7 водителей. Как говорится, без комментариев. Ряды стрит-рэйсеров еще не настолько велики. Так что, похоже, “ночные тени” — не единственная головная боль службы ГАИ.
Может, стоит
выйти из тени?
Расследование было бы неполным, если бы я не увидела воочию, как “ночные тени” соревнуются. Две машины становятся на старт таким образом, чтобы их выступающие части находились на одной линии. Судья дает сигнал: руки в стороны — отмашка вниз. Машины срываются с места. Так вот почему “форсаж” — доходит до меня — фишка в чрезвычайном режиме работы двигателя. Что такое? Они возвращаются на исходную позицию — фальстарт. Еще одна попытка: внимание! взмах рук! — по газам! — рев двигателя! — пробуксовка! — запах паленой резины! — уносящиеся на предельной скорости автомобили! “Покрышкам — крышка”, — промелькнуло в голове.
Вряд ли стрит-рэйсеры вызовут симпатию у большинства пешеходов и водителей. Можно, конечно, взять и запретить, но ведь, как известно, “неразумение какого-либо дела не есть аргумент против его существования”. Когда-то и байкеров считали хулиганами и бандитами, а сегодня они устойчиво зарекомендовали себя в обществе. И уже никого не удивляют афиши о проведении байк-шоу, колонны навороченных мотоциклов в сопровождении автомобилей ГАИ. Никого уже не пугают соревнования по дрэг-рэйсингу. Может, и стрит-рэйсерам стоит легализоваться?
— Вопрос не в том, нужна ли нам легальность, а в том, позволят ли ее нам. Это же абсурд: сотрудник ГАИ выезжает ночью, чтобы перекрыть улицы города и все ради того, чтобы мы погоняли?!
Ну что ж, “ночные тени” пока остаются в тени. И, хотим мы этого или нет, к ним будут примыкать новые люди, одержимые жаждой скорости. И опыт экстремального вождения они будут приобретать не в автошколах, а на городских улицах. Потому что курсов по экстремальному вождению в Гомеле пока нет.
И все же. Философ Эмерсон после длительных раздумий пришел к выводу, что “эта жизнь полна теней потому, что почти каждый из нас прочно занял свое место под солнцем”. Может, просто стоит подвинуться?
Наталья ПРИГОДИЧ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать