Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Начальник УСК по Гомельской области рассказал, когда милиция может применить силу к задержанным и почему в августе в окнах здания управления свет горел даже по ночам

4758 0 19:55 / 05.03.2021
Начальник управления Следственного комитета по Гомельской области Сергей УДОВИКОВ рассказал журналисту «Гомельскай праўды», когда милиция может применить силу, почему в августе прошлого года в окнах здания УСК свет горел даже по ночам и есть ли сейчас кадровый голод.

Кто, если не мы?

– Сергей Александрович, в интернете много статей о том, что к задержанным во время прошлогодних несанкционированных массовых мероприятий применялось физическое насилие, а правоохранительный блок закрыл на это глаза, проигнорировал жалобы. Что можете сказать по этому поводу?
Начальник УСК по Гомельской области рассказал, сколько уголовных дел возбудили по протестной тематике и что собой представляют задержанные и обвиняемые

– За всю республику говорить не могу, но что касается Гомельской области – в каж­дом конкретном случае мы разбирались, изымали документы, видеозаписи (если такие имелись), проводили судебно-медицинские экспертизы, оценивали действия сотрудников органов внутренних дел на соответствие закону. Нужно понимать, что милиционеры в определенных обстоятельствах имеют право применять физическую силу и специальные средства, с учетом складывающейся ситуации. К сожалению, прошли те времена, когда сотрудник говорил гражданину «Пройдемте» и тот безропотно следовал за ним. Сейчас, как правило, те, кого задерживают, оказывают активное сопротивление. В этом случае, конечно, будет применена сила – например, милиционер может загнуть руку за спину, использовать спецсредства. Расскажу один случай, отчасти на ту же тематику. 16 августа прошлого года пьяный житель Жлобина поругался с сожительницей и назло ей позвонил в дежурную часть. Когда приехал наряд, заявил, что был ударен сотрудниками милиции во время несанкционированной акции 9 августа. На самом деле никакого отношения к протестам он не имел. Я это к тому, что читателям надо скептически относиться к голословным заявлениям, что кого-то избили омоновцы. Мы по всем жалобам провели тщательные проверки. По итогам событий августа-сентября прошлого года в нашей области нарушений законодательства со стороны сотрудников органов внутренних дел, которые бы требовали уголовно-правовой квалификации, ни в одном из случаев не установлено.

IMGL9224.jpg
По итогам республиканской коллегии следователи Гомельщины заняли первое место в стране. Фото Алексея Герасименко

– Тогда задам еще один вопрос из разряда «начитавшись интернета». Пишут, что Следственный комитет – это самое оппозиционно настроенное ведомство в стране. Якобы летом и осенью сотрудники массово увольнялись по политическим мотивам. Что на самом деле с кадрами в УСК по Гомельской области? 

– Я скажу так: укомплектованность на сегодня составляет 98,1%. Таких высоких показателей за последние пять-семь лет точно не было. Небольшая текучесть кадров всегда присутствует, но она абсолютно не связана с политическими мотивами. Никаких демаршей и заявлений никто не делал. И с подбором кадров проблем нет: мы уже не набираем сотрудников, а тщательно отбираем – на каждую должность претендуют по несколько кандидатов.

– Некоторые гомельчане обратили внимание, что по ночам 9–12 августа свет в окнах управления горел почти во всех кабинетах. Действительно многие сотрудники буквально дневали и ночевали на работе?

– Ситуация на улицах была не совсем спокойная. А необходимость постоянного присутствия вызвана прежде всего тем, что мы охраняли свое здание. Кроме того, присутствовали, чтобы была возможность оперативно выехать на какие-то процессуальные действия, не обязательно связанные с незаконными акциями. Рядовые преступления ведь также совершались, и нужно было давать им правовую оценку.

– В отдельных постах в соцсетях люди предполагали, что это следователи так неустанно «штамповали» дела по про­тестам…

– Да какие дела?! В августовские дни в среднем возбуждалось одно-два дела в день – мы же только с уголовными статьями работаем. Впрочем, сам я, скажу честно, дней десять практически жил на работе. Несмотря на то что никто не думал, что в нашей спокойной, мирной стране может быть инспирирована попытка мятежа, мы оказались готовы к новым вызовам. Личный состав 
с честью стоял на страже законности, было полное понимание, что это наш долг и кто, если не мы. Никто не дрогнул.

Оперативность и качество

– Надо полагать, что и по другим направлениям работа не прекращалась. Как можно охарактеризовать криминогенную обстановку в области в 2020-м?

– Прошлый год выдался непростым: поствыборные события, пандемия коронавируса… Что касается криминогенной ситуации, произошел рост преступности на 7,8% по сравнению с 2019-м. В целом у нас в производстве находилось 24 828 уголовных дел – это вторая нагрузка в республике. При этом, несмотря на объективные негативные факторы, мы смогли мобилизоваться и повысить оперативность следствия. Так, по 56,6% уголовных дел расследование удалось завершить в срок до одного месяца. При высоком качестве: у нас нет незаконно привлеченных к уголовной ответственности. Что очень важно, за прошлый год раскрыты все убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения и разбои. Раскрыто и 96% грабежей, что очень много, ведь это довольно распространенный вид преступления.

Прошли времена, когда сотрудник говорил гражданину «Пройдемте» и тот безропотно следовал за ним. Сейчас, как правило, те, кого задерживают, оказывают активное сопротивление

– В этом году удастся не снизить планку по раскрывае­мости?

– Сейчас почему-то пошел рост убийств, анализируем причины. Они все бытовые, и фабула, как правило, одна и та же – начинается со слов «во время совместного распития спиртных напитков…». Плотно работаем по «наркотическим» статьям, совместно с коллегами из милиции выявляем много каналов сбыта. Очень качественно расследуются ДТП. Да по всем направлениям стараемся не сбавлять обороты. В прошлом году неплохо сработали, по итогам республиканской коллегии заняли первое место в стране. 

Конечно, будем стремиться удержать позиции и в этом. 

– В чем видите секрет успеха?

– Думаю, это заслуга всего коллектива. У нас хорошо выстроена кадровая политика, грамотно расставлены кадры на местах. Мое мнение: нужно давать возможность расти и развиваться местным специалистам. Да, здесь есть минус – риск кумовства и круговой поруки. Но плюсов все же больше. И главный из них – человеку, который родился в том или ином районе, обычно не безразлична судьба родного края, он старается работать на благо своей малой родины. Это очень важно. И потом, чего греха таить, в небольших районах трудно закрепить «пришлого» руководителя, как правило, он будет стремиться уехать. Мало ведь кто мечтает остаться там навсегда, соответственно, возникает быстрая текучесть кадров. На мой взгляд, это не слишком эффективно. Так что стараюсь замечать грамотных людей на местах, давать шанс тем, кто этого заслуживает. Устанавливать испытательный срок и, если все в порядке, не затягивать с назначением на должность.

– Знаю, что УСК по Гомельской области заглядывает и в более далекое будущее, немалое внимание уделяя сотрудничеству со школами и вузами. Это и есть фундамент для новых кадровых удач?

– Безусловно. Если можно так выразиться, мы начинаем «следить» за будущим сотрудником еще со школьной скамьи. Уже работает 11 классов правовой направленности: три – в Гомеле, по два – в Светлогорске и Калинковичах, по одному – в Мозыре, Жлобине, Добруше и Речице. Кроме того, заключены договоры о сотрудничестве с ГГУ имени Ф. Скорины и Гомельским филиалом «Международного университета «МИТСО», они ведут подготовку по группе специальностей «право». А на нашей базе открыты филиалы кафедр уголовного права и процесса этих учреждений образования. Также в Минске создан Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета. Уверен, обучение нашей профессии выйдет на качественно иной уровень и проблем с подготовкой и воспитанием кадров не будет.

Вече – это прямая форма демократии

– В одном из прошлых наших интервью вы рассказывали, что родом из Бреста. Освоились в Гомеле?

– Да, и не разочаровался в этом городе ни капельки. Всё, что я вам в прошлом году говорил, – подтверждаю. Красивый город, великолепный парк. Эффект восприятия прекрас­ного только усилился. Я уже и сам себя считаю гомельчанином. А местным следователям всегда повторяю: вы очень грамотные, профессионально подготовленные люди, достойный порядочный трудолюбивый коллектив, который должен показывать свой уровень на всю республику.

– В этом году вы впервые стали участником Всебелорусского народного собрания. С какими впечатлениями вернулись?

– Я участвовал в качестве приглашенного. Очень рад, что удалось проникнуться атмосферой этого по-настоящему грандиозного форума. Люди из разных концов страны, разного социального положения приехали высказать свои мысли по поводу дальнейшего развития Беларуси. Вы знаете, я нигде больше не встречал такой прямой формы демократии – истинного народного вече. Сильно впечатлило выступление главы государства. В зале особенно ощущались его харизма и большая энергетика. Порадовало большое количество активных, целеустремленных и грамотных молодых людей. Уверен, что с таким активом можно быть спокойным за будущее нашей страны.
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать