Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Особый подвид ловкачей: чернобыльские. Чтобы получать повышенное детское пособие, наши граждане способны на многое

5447 0 16:55 / 22.04.2021
Ушлые граждане, греющие карманы на юридических уловках, были всегда. Законодательную базу, призванную оградить белорусов от чернобыльского наследия, тоже не обошли стороной. В вопросе разбирался корреспондент "Гомельскай праўды".

Дело-то нехитрое…

Эхо Чернобыля до сих пор отзывается болью во многих белорусских семьях. Законодатели изначально преследовали понятную цель: способствовать постепенному возрождению загрязненных земель, в том числе поддерживая местное население льготами и преференциями. С годами особо предприимчивые граждане нашли разные способы извлечения корысти из общей для всех беды. Честно признаться, не хотелось бы рекламировать их в газете. Но иногда гнойник на теле общества лучше вскрыть, чем стыдливо прятать годами.

Способ первый. Повышенные пособия по уходу за ребенком до трех лет. Не секрет, что самая высокая рождаемость на Гомельщине как раз в самых загрязненных районах. Дело, конечно, не в этом. Пусть на этих землях рождается больше детей – будет кому возрождать. Речь о гражданках, которые, забеременев, срочно регистрируются в «нужных» населенных пунктах. После родов три года получают пособие, увеличенное в полтора раза. Но проживают не в деревеньке по месту регистрации, не в Брагине или Хойниках например, а в Гомеле или Минске. Дело-то нехитрое: прописаться. И по закону человек имеет на это полное право. Но ведь задумка повышенного пособия в том, чтобы материально поддержать матерей и потомство, волею судьбы проживающих на загрязненных 
радионуклидами землях. 

Untitled-1.jpg
Рисунок Елены Туровец

Вот как это звучит на юридическом языке: согласно п. п. 1.1 ст. 21, п. п. 1.1 ст. 22 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», право на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере 150 процентов этого пособия имеют граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и зоне с правом на отселение.

А что на деле? При оформлении документов люди под роспись обязуются сообщать об изменении места жительства. Но в итоге утаивают фактический адрес проживания.

Не простые обыватели. Скорее, люди «подкованные»

Примеров в прокурорской прак­тике накопилось немало. В одних случаях используют временную регистрацию в населенном пункте, представляющую собой вкладыш в паспорте. Так было с гражданкой Т., которая оформила временную прописку в Корме, хотя весь декретный отпуск проживала в Гомеле. Она, к слову, после выявления этого факта сразу же, не доводя дело до суда, вернула государству всю сумму доплаты за три года – более 4800 рублей. Случай показательный, говорящий о том, что большинство таких ловкачей отнюдь не бедствует.

Интересен случай с гражданкой В. из поселка Большевик Гомельского района, которая по сути убедила комиссию по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в том, что ее родня серьезно пострадала от мирного атома и конкретно ей полагается 150-процентное пособие. Удивительно, но женщине действительно его назначили и два месяца выплачивали. Хотя Большевик уже давно относится к зоне периодического контроля, проживание в которой не дает права на повышенное пособие. Впоследствии разобрались и удержали излишне выплаченные суммы, хотя женщина не унималась и пыталась оспорить это решение. Здесь, конечно, есть вопросы к компетентности членов комиссии.

Среди тех, кто хитрит с пропис­кой, делятся сотрудники прокуратуры, редко встретишь людей обычных. Попадается немало тех, кто хорошо подкован в вопросах права, – это, например, представители органов местного самоуправления, правоохранители. Стараются не для себя, а для невесток, дочерей, сестер. 

Гражданка А. зарегистрировалась в квартире матери в одном из райцентров области, после рождения ребенка стала получать пособие в повышенном размере. По факту девушка проживала и проживает в Гомеле, в квартире мужа, где ранее и была зарегистрирована. Их старший ребенок преспокойно ходит в гомельский детсад, и сама получательница пособия не отрицает, что проживает в областном центре.

В другой истории фигурирует весьма небедная семья. Мать гражданки Р. – руководитель организации. Дочь давно проживает в Минске, но из маминой квартиры не выписывается, ведь штамп в паспорте дает ей право на повышенное пособие.

Полна хитросплетений еще одна история на Брагинщине. Гражданка И. забеременела, да вот незадача: ее родня проживает в одном из «чистых» поселков района. Тогда она прописалась у знакомой в поселке с подходящим радиационным фоном. Все бы хорошо, пособие уже выплачивали, но собственник вдруг решил продать дом. Как быть? Дама зарегистрировалась у малознакомого дедушки, который впоследствии пояснил: нет, мол, ни дня не проживала, всё ради пособия. Проверка подтвердила, что все это время мать с ребенком жили в Гомеле. И финальный аккорд: чтобы не возвращать деньги и продолжать получать 150-процентное пособие, женщина с мужем покупают (!) небольшой домишко в том поселке и регистрируются в нем. Занавес.

Областная прокуратура не первый год выявляет нарушения законодательства 
в сфере преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС

О нехорошей тенденции роста подобных махинаций «Гомельскай праўдзе» рассказала старший помощник прокурора Гомельской области Ирина Хиженок. По ее словам, сумма средств, затраченных на доплаты к детским пособиям, в 2017 году составила свыше 7,3 миллиона рублей. В 2018-м – уже 8,6 миллиона, в 2019-м – 9,9 миллиона, в 2020-м – 11,1 миллиона рублей. Конечно, сумма пособий год от года возрастала, но тенденция-то прослеживается. Если в 2017-м только жительниц Минска, получавших пособие за якобы проживание в «зоне», было 97, то в 2020-м – уже 205. Аналогичный прирост за пятилетку наблюдается и в других регионах страны.

Жонглируют адресами

Второй довольно распространенный способ извлечь выгоду из чернобыльского наследия, пусть и не в виде денег, – освобождение от уголовной ответственности вследствие применения акта амнистии. Осужденные граждане, а многие еще до суда, под следствием, стараются прописаться на загрязненных территориях. Умудряются зарегистрироваться даже находясь под арестом в изоляторе или в местах лишения свободы. Как? С помощью родственников, по доверенности.

Среди других нарушений законодательства – факты реализации загрязненной сельхозпродукции, использование радиационно опасных земель и прочие мутные схемы в землепользовании, случаи незаконного установления статуса потерпевшего от катастрофы с выдачей удостоверения. 

Впрочем, негативной динамике роста таких нарушений в обл­исполкоме уже уделили должное внимание. На одном из недавних заседаний решено значительно усилить контроль выполнения законодательных норм в этой сфере. В частности, областному комитету по труду, занятости и социальной защите, главному финансовому управлению обл­исполкома и всем райисполкомам поручено более жестко контролировать обоснованность назначения пособий по уходу за ребенком до трех лет. Пора покончить с этой нездоровой практикой жонглирования адресами регистрации.
Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать