Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Навсегда остался в небе Заполярья

2802 0 23:14 / 24.01.2008
В далеком поселке Мурмаши, что под Мурманском, есть школа и улица, названные в честь гомельчанина Ивана Мисякова. Наш земляк совершил над Мурмашами первый в небе Заполярья воздушный таран. А вспомнили о подвиге летчика благодаря письму, пришедшему из Житомирской области Украины от его племянника Бориса Михайловича Кончаковского.
Начало Великой Отечественной. Горе, смерть, первые похоронки... Но это еще и время первых подвигов, героизма и мужества. Авиаторам Северного фронта пришлось одними из первых встретиться с врагом. Накал борьбы нарастал с каждым днем. Противник продвигался на восток. Самолетов не хватало, к тому же они в большинстве были устаревших конструкций и уступали немецким “юнкерсам” и “мессершмиттам” по многим позициям. Советский И-16 (“ишак”), которому уже следовало бы отправиться на покой, в 1941 году был вынужден опять вступить в бой и составил главную мощь нашей армии. Несмотря на качественное превосходство противника, хаос и неразбериху начала войны полки, вооруженные И-16, отразили первые вражеские удары. Сколько подвигов было совершено на этих “ишаках”! Защитники северного неба неоднократно использовали таран, впервые примененный в 1914 году П. Н. Нестеровым.
Воздушный таран можно назвать эталоном ратного подвига: летчик, обрушивая удар своей машины на самолет врага, ставит на карту собственную жизнь. Уже в первый день войны, по последним данным, было совершено около 20 таранов. В части люфтваффе даже разослали циркуляр, запрещавший во избежание их приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров. Тогда и появилась фраза одного из немецких летчиков, впоследствии ставшая крылатой: “Не загоняйте “крысу” (И-16) в угол, ведь в этом случае ей останется только одно — вцепиться вам в горло”. Около 600 таранов провели советские летчики в Великую Отечественную, и большинство из них приходится на 1941 — 1942 годы — самый тяжелый период войны. На Северном фронте первым стал Иван Мисяков.
Иван Титович Мисяков родился в мае 1918 года в деревне Рудня Гомельского района. Рос обыкновенным парнишкой, а от своих сверстников отличался неодолимой тягой к небу. Стоило ему увидеть в небе самолет (благо, над родной деревней их летало достаточно — недалеко находился аэродром), как забывал обо всем на свете. Наверное, тогда и зародилась у него мечта стать летчиком. Учился в школе ФЗО при Гомельском паровозовагоноремонтном заводе, затем работал на этом предприятии, но о небе не забывал. В свободное время занимался в аэроклубе, а через несколько лет поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени В. П. Чкалова.
Лейтенанта Мисякова направили на службу в Заполярье, город Мурманск. Его мечта сбылась. Он стал не просто летчиком, а профессионалом, асом, героем, навсегда вошедшим в историю нашей страны. Участвовал в боях с белофиннами, за успешные боевые действия, проявленные мужество и героизм (58 боевых вылетов на И-16) был награжден орденом Красной Звезды, который получил в Москве лично из рук М. Калинина.
“Какой все-таки Мурманск красивый город! Будем живы — обязательно съездим туда вместе”, — обещал своим родным Иван, приехав летом 1941 года в отпуск. Ему дали путевку в санаторий в Крым, но пробыл там летчик всего несколько дней, решил провести отпуск с семьей: чувствовал — война неизбежна. Вскоре пришла телеграмма из части — срочно прибыть к месту службы.
...27 июня 1941 года командир звена
145-го истребительного авиационного полка лейтенант Иван Мисяков вылетел во главе группы И-16 для отражения налета девяти вражеских самолетов на аэродром в районе Мурманска. Завязался ожесточенный воздушный бой, в котором Иван Мисяков пошел на таран. Как это произошло, описывает полковник, кандидат исторических наук Иван Иноземцев в военно-историческом очерке “Тараны в северном небе”: “Командир звена лейтенант И. Т. Мисяков находился в гуще боя, стрелял из всех пулеметов, преграждая путь вражеским самолетам. И тут он увидел, что “мессершмитт” заходит на цель, намереваясь сбросить бомбы на гидроэлектростанцию в Мурмашах. Что делать? Закончились боеприпасы, расходованы все патроны, и его самолет никакой опасности для врага не представляет. И тогда Мисяков решился идти на таран. Когда “мессер” проносился мимо, он бросил на него свою машину. Обе машины рухнули на землю”. Ошеломленные фашисты стали поспешно разворачиваться. Преследуя их, наши летчики сбили еще один вражеский самолет. Посмертно Ивана Титовича наградили орденом Ленина. Было ему всего 23. Шел шестой день войны.
На следующий день уже на подступах к Ленинграду воздушные тараны совершили летчики 158-го истребительного авиационного полка младшие лейтенанты П. Т. Харитонов и С. И. Здоровцев, а 29-го их однополчанин младший лейтенант М. П. Жуков загнал вражеский самолет в Псковское озеро. Весть о первых таранах защитников неба Севера облетела все авиационные части. Скоро их подвиг повторили многие летчики. Харитонов, Здоровцев и Жуков были удостоены звания Героя Советского Союза. Очевидно, по какому-то неудачному стечению обстоятельств не присвоили это высокое звание Мисякову.
Долго не знали о подробностях героической смерти Ивана Мисякова его родные. Письмо от следопытов Мурмашской школы, в котором те просили откликнуться кого-либо из родственников отважного лейтенанта, пришло им лишь в 1972 году. К сожалению, так и не удалось побывать на могиле Ивана Титовича его родителям. А вот племянница Любовь Федоровна Привалова навестила Мурмаши, прошлась по улице имени своего дяди, видела и памятник павшим героям, среди первых фамилий на котором — Мисяков И. Т.
Своим подвигом Иван Титович Мисяков прославил Гомель. Почему бы не увековечить память отважного летчика в названии улицы его родного города? С такой просьбой обращался в 80-х годах в гомельский военкомат ленинградец И. Иноземцев, но безрезультатно.
P.S. Не вернулся с войны и старший брат Ивана — Николай Мисяков. Где и как он погиб, родные не знают — пропал без вести. Если вы что-нибудь слышали о судьбе Николая, сообщите в редакцию “ГП”.
Татьяна ЕРМАКОВА
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать